IX. КАК Я ОЦЕНИВАЮ СЕБЯ
108 «Гельветический» — от древнего названия Швейцарии — Гельвеция. 109 К «первой манере» Стравинского франц. муз. критика относит обычно все его произведения, написанные до 1918 г. 110 Процитированное заявление Онеггера появилось на страницах журн. «Виктуар» 20 септ. 1920 г. 111 Цитата из текста оратории Онеггера «Жанна д'Арк на костре». 112 О. Уайльд написал «Саломею» в 1893 г. на франц. языке для Сарры Бернар. Р. Штраус пользовался при сочинении оперы в 1903—1905 гг. нем. переводом Гедвиги Лахман, но, желая внести ряд изменений в литературный текст, изучал его оригинал, в связи с чем обращался за помощью к Ромену Роллану. 113 Во франц. разговорной речи гласная е, которой оканчиваются некоторые слова, не произносится, почему и называется «е muet», т. е. «е немое». При пении эта же немая гласная начинает произноситься как едва заметное ё. и количество слогов э одном и том же слове из-за этого увеличивается. Соблюдение правильной просодии в музыкальной речи поэтому довольно трудно для композитора, не владеющего французским языком. 114 Онеггер изобразил описанную в Библии пляску царя Давида во время церемонии торжественного перенесения ковчега в древний Иерусалим. 115 Здесь нарочито обыграна разница транскрипции двух довольно близких по своему звучанию слов: английского — «Pacific» и французского — «Pacifique». Первое имеет па английском языке несколько значений (миролюбивый, спокойный; Тихий океан), но во французском языке воспринимается только как название паровоза определенной конструкции. X. Я СОТРУДНИЧАЛ! 116 «Ателье» — труппа актеров, организованная в 1922 г. выдающимся французским артистом и режиссером Шарлем Дюлленом; труппа выступала в театре «Старая Голубятня», а позднее — в театре Мариньи. 117 Речь идет о музыке к мистерии Буэлье «Чудо богоматери», поставленной в «Гранд-Опера» (1925). 118 Солёр — город в Швейцарии, расположенный в долине реки Аар. 119 Онеггер написал музыку к четырем кинофильмам Абеля Ганса: «Колесо». «Рим», «Наполеон» и «Капитан Фракасс». 120 Экспериментальная студия — студия радиопостановок. XI. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ 121 Шумовые концерты, организованные в Париже итал. футуристами Руссоло и Маринетти в 1914 г., проходили в атмосфере бурных скандалов и часто завершались драками. Статъи В октябре 1954 года А. Онеггер послал Вилли Райху, переводчику и издателю немецкого издания его книги «Заклинание окаменелостей» (Берн, 1955), ряд своих статей, предполагая включить их в книгу, так как они могли бы обогатить ее содержание. Однако издатели решили выпустить их отдельным сборником, озаглавленным «Отзвук. Статьи, фотографии, документы» (Honegger A. Nachklang. Schriften, Photos, Dokumente. Zurich, 1957). Эти статьи представляют значительный интерес, так как они дополняют книгу «Я — композитор» — многие мысли являются своеобразным развитием тезисов книги. В этих статьях Онеггер поднимает важные эстетические проблемы, выражает свое отношение к атональной, додекафонной, «четвертитоновой» музыке, буржуазному музыковедению, своп взгляды на общественную роль музыки. В настоящем издании публикуются не все статьи, вошедшие в сборник «Nachklang»: так, опущена самая крупная по размеру статья «Музыкант в современном обществе» (L'artiste dans la société contemporaine, 1954), написанная для Международной конференции артистов в Венеции и опубликованная первоначально в сборнике ЮНЕСКО, поскольку в ней почти буквально повторяются положения книги «Я — композитор». Сведения о первых публикациях переведенных статей помещены ниже. На русском языке все они издаются вторично. Впервые — в кн.: А. Онеггер. «Я — композитор». Л., «Музыка», 1963 г. [Приложение]. Автор комментариев к статьям — Л. Г. Раппопорт. МУЗЫКА И ОСВОБОЖДЕНИЕ.Впервые — газ. «Лабиринт», Женева, 15 февр. 1945 г. 122 Дирижер Поль Парэ, руководивший с 194.4 г, Обществом концертов Колонна. 123 Симфонический «Гимн справедливости» (1903) Маньяр создал в честь Дрейфуса. К «МУЗЫКАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ».Впервые — в сб. «Nachklang». Рукопись датирована 10 февр. 1951 г. 124 «Музыкальная молодежь Франции» («Jeunesse Musicale de France») — массовая организация, насчитывающая около 300 тысяч любителей музыки. Ее задачи — популяризация классической и современной музыки, проведение встреч композиторов и исполнителей с молодежью, организация любительских хоровых коллективов и т. д. Начало этому движению положил в 1941 году франц. муз. деятель Рене Николи. ВЕЛИЧИЕ МОЦАРТА.Впервые — газ. «Neue Zuricher Zeitung», 13 февр. 1955 г. Это последняя статья Онеггера. РАВЕЛЬ И ДЕБЮССИЗМ.Впервые — журн. «Revue musicale», Париж, дек. 1938 г. — в номере, посвященном Равелю. СТРАВИНСКИЙ - МУЗЫКАНТ-ПРОФЕССИОНАЛ.Впервые -в журн. «Bévue musicale», май—июнь 1939 г. — в номере, посвященном Стравинскому. 125 «Свадебка», русские хореографические сцены с пением и музыкой (1914—1917 гг., либр. автора на тексты русск. народн. песен; премьера — июнь 1923 г., Париж, балетмейстер Б. Ф. Нижинская) — хореографическая кантата Стравинского, воспроизводящая русский свадебный обряд. 126 «Байка про лису, петуха, кота да барана» — веселое представление с пением и музыкой на тексты русских сказок (1916— 1917 гг., либр. III. Рамю; премьера — июнь 1922 г., балетмейстер Б. Ф. Нижинская). ЦАРЬ ИГОРЬ.Впервые — журн. «Musik der Zeit», Бонн, 1952 — в номере, посвященном Стравинскому. Статья написана для серии о современной музыке. 127 Труппа Дягилева поставила три балета И. Стравинского: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913). МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРИТИК.Впервые — в виде предисловия к книге Р. А. Моояева «Взгляды на современную музыку, 1921— 1946» (Лозанна, 1946). Статья возникла как отклик композитора на обращение Роберта Алоиза Моозера, собиравшего материалы для своей книги. Этим вызван непосредственный тон статьи, ее характер частного письма. ВОСПОМИНАНИЯ ОБ О. ШЁКЕ.Впервые — газ. «Schweizarische Musikzeitimg», Цюрих, сент. 1946 г. 128 Онеггер был мобилизован и в 1914—1917 гг. служил в пограничных войсках Швейцарии. 129 Онеггер подразумевает квартет Амара — Хиндемита (1921—1929). Хиндемит играл в нем на альте. 130 «Про Арте» — бельгийский квартет, основан в 1922 г. (Брюссель); состав: А. Онну, Л. Аллё — скрипки, Г. Прево — альт, Р. Маас — виолончель. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|