МУЗЫКА И ОСВОБОЖДЕНИЕ
Один новый журнал выдвинул перед музыкантами следующий вопрос: «Какие задачи стоят перед французской музыкой в связи с Освобождением?» Хотя говорить догматическим тоном по этому поводу — не лучший вариант, я отвечу: «Назначение французской музыки перед войной, во время оккупации и после Освобождения остается одинаковым: свободное и жизненное искусство». <...> Со своей стороны, я предпочитаю поставить другой вопрос: «Что принесло Освобождение современной французской музыке?» Прежде всего снова появились в программах знаменитые имена, запрещенные нацизмом: Мендельсон, Дюка, Дарьюс Мийо, Прокофьев и т. д. Это обновление ощутимо главным образом в концертах Государственного радио под руководством Мануэля Розенталя; оно подтверждается большинством важных премьер, как «Псалмы» Ривье, Симфония Эльзы Баррэн и «Святой Франциск» Розенталя. Но в программах сольных вечеров изменений не видно. Точно так же, как в прошлом, шопеновские вечера следуют за вечерами Шопена—Листа. В программах больших концертных обществ старые имена открываются снова в старой последовательности. Лишь единственное имя, которое долгое время было всюду распространено, совершенно исчезло из афиш — имя Рихарда Вагнера. Он — козел отпущения, на котором сконцентрировались все антинемецкие чувства. Но, кроме этого «опального», немецкие романтики все еще составляют основу всех концертных программ. «Великий мастер» дирижерской палочки122 возвратился в Париж с настоящим триумфом. Что же он представил публике освобожденной столицы, чтобы усилить свой триумф? Нет, не отгадаете, — это «большой» бетховенский цикл! Точно, как Абендрот, Менгельберг или Кнаппертсбуш. Удивляет такая безмерная фантазия... За четыре года оккупации немецкая пропаганда беспрерывно наводняла программы симфониями Бетховена, которыми дирижировали все музыканты, стоящие во главе Берлинской филармонии, и этот французский дирижер, находившийся в огне Сопротивления, не может представить ничего другого своей публике! Мне возразят: Бетховен принадлежит французам так же, как и немцам. Я сам люблю его достаточно, чтобы доказать, что француз может его произведениями дирижировать так же хорошо (если не лучше), как немец. Но, по моему мнению, было бы целесообразнее охватывать и демонстрировать полнее мировые богатства, показать, что, кроме Дебюсси и Равеля (единственные французы, которых играют), есть еще другие большие мастера, совершенно преданные забвению. В последние годы я много раз пытался привлечь внимание к имени Альберика Маньяра. Казненный немцами во время первой мировой войны, он, кажется мне, заслужил некоторое право на внимание слушателей. На мой призыв откликнулся лишь Шарль Мюнш единственным исполнением «Гимна справедливости» 123. Раньше ссылались на материальную ситуацию, на необходимость притягивать публику соответствующими любимыми программами. Сейчас залы переполнены. За места борются, и абонемент на консерваторские концерты достать так же трудно, как фунт шоколаду. Почему не извлечь пользу из этого благорасположения публики, чтобы расширить, возобновить весь репертуар, который может дать ведущий дирижер?! Согласен, что нужно исполнить симфонии Бетховена. Но почему не соединить их с чем-нибудь новым? Я прихожу в ужас от невероятной инертности и вялости, которая господствует в музыкальной жизни. Этого нет в других областях искусства. Интересуются новой живописью, читают произведения молодых писате- лей, охотно смотрят новые спектакли и фильмы, занимаются новыми видами спорта — мотогонками, регби и боксом. Только жизнь музыки остается окоченевшей и вращается вокруг эпохи Бетховена—Вагнера. Мир возвращается, а играют те же произведения, что играли до и во время войны. О господи, как скучны музыканты!.. К «МУЗЫКАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ» 124 Я — старый пессимист. Я думаю, что всей нашей культуре — всем искусствам, и прежде всего музыке — суждено вскоре исчезнуть. <...> Часть бюджета, предназначенная для литературы, изобразительного искусства и музыки, становится день ото дня меньше. Один сенатор по случаю запроса в парламенте представил доказательства. Эта часть в 1932 году составляла 2%, что уже не блестяще. В 1936 году она упала до 1%, а сегодня — в 1951 — достигла 0,09%. Это было бы смешно, если бы не было так грустно... К счастью, существуют еще люди, которые посвящают свою жизнь пропаганде нового искусства; смысл жизни они видят не в том, чтобы во что бы то ни стало разбогатеть, а в служении искусствам. Эти люди должны были бы рассчитывать на вас, их смену. Вы — их будущее, и, с вашими молодыми силами, вы должны их поддержать, если хотите, чтобы культура, знания и искусства могли существовать в дальнейшем. В области музыки, о которой я хочу сказать особо, мне кажется, я мог бы дать вам несколько советов. На сегодняшний день дается много концертов, но большое число их носит не столько музыкально-художественный, сколько спортивный характер. Это — матчи между виртуозами или дирижерами, для которых произведения искусства — только ринг, где они могут продемонстрировать свою борьбу. Доказательством может служить однообразие программ. В исполнительстве господствуют постоянные конкурсы, но не думайте, что они принесут вам знание новых произведений. Вы не станете слушать, если вам в десятый раз за год будут декламировать «Смерть волка» или «Ворону и лисицу», хотя эти стихотворения — отличного качества! Но как же вы можете терпеть и даже наслаждаться, если в десятый раз играют одну и ту же симфонию Бетховена или одни и те же мазурки Шопена? Старайтесь же расширять ваши музыкальные знания! Отдавайте предпочтение программам, содержащим те старые или новые произведения, которых вы еще не слышали! Вы можете иметь свои пристрастия. Но если вы хотите сверх того способствовать развитию музыки, то обратите главное внимание на произведения, а не на исполнение, ибо именно содержание в хорошем смысле слова должно вас заинтересовать, вызвать ваше восхищение или осуждение. ВЕЛИЧИЕ МОЦАРТА Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки. Я обозначаю этим выражением то, что в процессе музыкального творчества все еще остается для нас необъяснимым. Почему одно последование нот нам кажется гениальным, в то время как другое вообще не воспринимается? Но если назвать имя В. А, Моцарта, то перед нашим внутренним взором откроется бездна чудес, и это не может не волновать нас, если только мы обладаем хоть малейшими чуткостью и восприимчивостью. Молодой человек создал за свою короткую жизнь творения, сделавшие его имя для всего мыслящего человечества равнозначным Музыке. Такое существо, как он, способно нейтрализовать глупость и злобу, царящие в мире. Мы должны воздать ему благодарность, любовь, восхищение и почитание. Он принадлежит к великим благодетелям человечества. Это редкость. РАВЕЛЬ И ДЕБЮССИЗМ Никто не кажется мне более ясным в своей выразительности и реализации художественных замыслов, чем творчество Равеля. Тем более удивительно, что Равеля вначале принимали за эпигона Дебюсси, и потребовалось столько времени для того, чтобы стала вполне признанной роль, которую он сыграл в развитии французской и мировой музыки. Стремились ли к этому или нет, но дебюссизм у его подражателей развивает ярко выраженный вкус к изнеженности, ритмической расслабленности и неопределенности формы. Но это отнюдь не означает, что Дебюсси недоставало чувства ритма (ведь ритм может проявляться и в медленном движении: приведем в пример «Ноктюрны», «Иберию» и др.) или что его формы оставляют желать лучшего. Однако все, что проистекало у Дебюсси из внутренней необходимости (как бывало у Шопена, строившего свои разработки на простых колоритных сопоставлениях), — у эпигонов становится формальным средством выражения. В этом смысле Равель возглавил весьма полезное движение «реакции», которое было продолжено Стравинским. Последний, впрочем, многое почерпнул и в ритмической настойчивости и инструментальном колорите «Ученика чародея» Поля Дюка, и в оркестровой гибкости Равеля. Так мастера выковывают звенья единой цепи эволюции музыкального искусства, опираясь на традиции и в то же время открывая перспективы будущего. Сегодня легко установить, в чем Равель противостоял Дебюсси и какие художественные цели преследовал. У Равеля форма вполне классична. Его Квартет, Сонатина, Соната для скрипки и фортепиано имеют строгое строение, крепко «сколочены». В них мы найдем противопоставление двух тем, разработку, репризу. Равель не дробит и не расчленяет тему согласно схоластическим школьным правилам, однако тематизм у него играет важную роль, и в ряде случаев он сумел достичь большой силы и мощи развития. В этом у Равеля нечто сен-сансовское, выступающее особенно отчетливо в его Трио для фортепиано, скрипки и виолончели и в Adagio его фортепианного Концерта. Наконец, создатель «Моей матушки-гусыни» в совершенстве владел инструментальным стилем: с легкостью переходя от контрапункта к простым мелодиям с аккордовым сопровождением, он по-новому, современными средствами, осуществлял тот синтез полифонии и гомофонии, которым славился Моцарт. Воля и даже своего рода азарт (как мы отваживаемся сказать) играли в его творчестве огромную роль, до какой-то степени «подстегивая» его. Характерный пример — «Болеро» с его монотематизмом и преднамеренным отсутствием модуляционных отклонений: это заставляет особенно остро прочувствовать неожиданный поворот в заключении пьесы. Как далеко это от Дебюсси! Особая точность в общей планировке произведения, ясность голосоведения, ритмическая четкость, некоторая суховатость и лаконизм языка, сила чувства, порою с трудом удерживаемого в рамках, — все это специфические особенности стиля автора «Дафниса и Хлои». Доменико Скарлатти, великий Куперен, Моцарт, Мендельсон, Шабрие, Сен-Сане, Форе... — вот ряд предшественников, который ведет к Равелю; причем мы должны указать еще влияние Листа и Римского-Корсакова в оркестровке. Путь, ведущий к Дебюсси, при всех аналогиях и «перекличках» в музыке обоих композиторов, — совсем иной. Сегодня невольно дивишься, что можно было недооценивать творческую оригинальность такого художника, как Морис Равель, самобытность которого проявилась уже в начале его пути. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|