БЕРЛИОЗ, ЭТОТ НЕПРИЗНАННЫЙ
13 Эти письма Берлиоза («Lettres intimes»), адресованные его близкому другу Ю. Феррану, были изданы в Париже в 1882 году. 14 Так же, как и перечисленные Онеггером оперные героини, «умирает от любви» Дидона, героиня оперы «Троянцы в Карфагене» — 2-й части дилогии Берлиоза «Троянцы» по «Энеиде» Вергилия (впервые поставлена в Париже на сцене «Театр-Лирик»; 1-я часть — «Взятие Трои» — при жизни композитора поставлена не была). 15 «Тайные судьи» — увертюра, написанная Берлиозом в 1827— 1928 гг. к задуманной им годом ранее одноименной лирической драме в трех актах. Опера осталась незаконченной. Марш из нее Берлиоз впоследствии использовал в «Фантастической симфонии» (1830). 16 «Гарольд в Италии» — симфония для солирующего альта с орк. (1834). «Шествие пилигримов» — II часть симфонии. 17 Премьера «Бенвенуто Челлини» состоялась 10 сент. 1838 г. (театр «Королевская академия музыки и танца», Париж). 18 Этот успех Реквиема Берлиоза отметил в своей рецензии В. Ф. Одоевский («Петербургские ведомости», 1 марта 1841 г.). 19 «Детcтво Христа» — ораториальная трилогия (1. «Сон Ирода» 2. «Бегство в Египет» 3. «Прибытие в Саис») для солистов, хора и орк., ор. 25 (1854). 20 «Беатриче и Бенедикт» — комич. опера по пьесе Шекспира «Много шума из ничего» (1860—1862; премьера — Новый театр, Баден-Баден, 1862). 21 Упоминание П. Ландорми в настоящем времени говорит о том, что примечание написано до смерти Ландорми 17 ноября 1943 г. Между тем во фразе, завершающей статью, говорится об улыбке «музыканта 1948 года». Очевидно, это расхождение в датах явилось результатом не вполне внимательного редактирования автором в 1948 году статьи, впервые опубликованной пятью-шестью годами ранее. «ПАЛЕСТРИНА» 22 «Палестрина» — музыкальная легенда в трех актах, написанная Г. Пфицнером на собственное либретто (1912—1915; премьера — Мюнхен, 1917). 23 Опера «Бедный Генрих». 24 Абендрот В. Г. Пфицнер. Мюнхен, 1935. 25 На этот текст Поля Валери Онеггер написал балет-мелодраму «Амфион» (1929). 26 Морон, Жан (ок. 1508—1580; епископ Новарский, затем Моденский; в 1542 — папский нунций в Германии, потом кардинал) — один из персонажей оперы «Палестрина». 27 Речь идет о «Мессе папы Марчелло» (1555). «ПЕНЕЛОПА» 28 «Пенелопа» — вторая из двух опер Г. Форе (премьера — Монте-Карло, 1913; первая его опера — «Прометей»; премьера — Безье, 1900). КЛОД ДЕБЮССИ 29 Третий очерк книги Ж. Жан-Обри «Музыка и нации» (Париж, 1922) озаглавлен «Клод Дебюсси — французский музыкант». 30 Группа Шести или «Шестерка» («Les Six») — название группы молодых французских композиторов-новаторов, присвоенное ей по аналогии с русской «Пятеркой», как называли во Франции «Могучую кучку»; в нее входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайефер. 31 «Аркёйская школа» (от парижского предместья Аркёй) — группа франц. композиторов (А. Соге, Р. Дезормьер и др.), объединившихся вокруг Эрика Сати после его разрыва с «Шестеркой». 32 «Море». Три симфонических эскиза К. Дебюсси (1903— 1905): I. «Море от зари до полудня». II. «Игра волн». III. «Диалог ветра и моря». 33 Цитата из книги Сен-Санса «Гармония и мелодия» (Saint-Saëns К. Harmonie et Mélodie. Paris, 1885, p. 160). 34 В действительности Дебюсси получил заказ на сочинение музыки к спектаклю «Мученичество св. Себастьяна» не от Иды Рубинштейн, а от самого Г. д'Аннунцио — автора этой мисте- рии-драмы; Ида Рубинштейн исполнила роль Себастьяна на премьере («Театр Шатлэ», 22 мая 1911). 35 Интервью Дебюсси в «Excelsior» (11 февр. 1911; работать над музыкой Дебюсси начал в янв. 1911). 36 В балладе И. В. Гёте «Ученик Чародея» рассказывается о том, как ученик в отсутствие учителя-волшебника заставил заклинаниями двигаться метелки, щетки, но позабыл затем магическую формулу, которая могла бы прекратить их буйство. Сюжет этой баллады послужил программой одноименного симфонического скерцо Поля Дюка (1897). 37 Штробль Г. Клод Дебюсси, 2-е изд. Цюрих, 1943. — Франц. перевод — Париж, 1952. МОРИС РАВЕЛЬ 38 Равель сочинил этот Концерт (1930—1931) по заказу известного австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, в первую мировую войну потерявшего правую руку. В течение нескольких лет Концерт оставался личной собственностью П. Витгенштейна. Лишь в год смерти Равеля (1937) он был опубликован, и его стали исполнять другие пианисты. ОЛИВЬЕ МЕССИАН Можно предположить, что статья была написана в конце весеннего сезона 1943 г. 39 В 1939 г. Мессиан был мобилизован и, попав в плен, был отправлен в концлагерь Герлиц (Силезия). В лагере один охранник, оказавшийся любителем музыки, подарил Мессиану нотную бумагу и карандаш, и Мессиан написал там свой «Квартет на конец времени», который удалось исполнить при участии товарищей по заключению (15 янв. 1941). 40 Квартету автор предпослал предисловие, в котором, в частности, сформулировал некоторые основные положения своей теории ритма, вошедшей позже в его трактат «Техника моего музыкального языка» (опубл. в 1944 г.). 41 «Плеяда» (Pléiade) — название одной из концертных организаций в Париже. 42 «Видения Аминя» — цикл для двух фп. в семи частях (премьера — 10 мая 1943 г.). 43 «Аминь агонии Иисуса» и «Аминь желания» — 3-я и 4-я части «Видений Аминя». 44 Концерты, адресованные «Музыкальной молодежи Франции»; см. коммент. к статье Онеггера «К „Музыкальной молодежи"», с. 219. «ЖИНЕВРА» 45 «Жиневра» — опера М. Деланнуа (1938), либретто С. Море и Ж. Лушера по новелле Дж. Боккаччо (премьера — т-р «Опера комик», 25 июля 1942 г.). 46 Из всех перечисленных произведений наиболее жизнеспособной оказалась опера Ж. Ибера «Король Ивето» (1930). 47 Вероятно, прежде чем эта статья попала в сборник, автор несколько переработал и дополнил ее, на что указывает замечание о вкусах «просвещенного зрителя 1948 года». О том, что статья была написана намного раньше, говорит тот факт, что в качестве новой комедийной оперы в ней назван «Соловей из Сен-Мало» — произведение, поставленное еще в мае 1942 г. «ПРИМЕРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» 48 «Примерные животные» — балет Ф. Пуленка (1941) на собственный сценарий по мотивам басен Лафонтена. Премьера («Гранд-Опера» 8 авг. 1942 г.) прошла с большим успехом, усиленным еще и тем, что в сцену «битвы петухов» автор ввел мелодию франц. патриотической песни «Нет, нет, вы не получите нашу Эльзас-Лотарингию». В рецензии, опубликованной в условиях оккупационного режима, Онеггер, естественно, не мог упомянуть об этом, но остальные качества балета он оценил очень высоко. 49 «Пять песен на стихи Ронсара» (1924), «Четыре песни на стихи Г. Аполлинера» (1931), шесть песен на стихи Аполлинера (1939 и 1940). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|