Здавалка
Главная | Обратная связь

БЕРЛИОЗ, ЭТОТ НЕПРИЗНАННЫЙ



13 Эти письма Берлиоза («Lettres intimes»), адресованные его близкому другу Ю. Феррану, были изданы в Париже в 1882 году.

14 Так же, как и перечисленные Онеггером оперные героини, «умирает от любви» Дидона, героиня оперы «Троянцы в Карфа­гене» — 2-й части дилогии Берлиоза «Троянцы» по «Энеиде» Вер­гилия (впервые поставлена в Париже на сцене «Театр-Лирик»; 1-я часть — «Взятие Трои» — при жизни композитора поставлена не была).

15 «Тайные судьи» — увертюра, написанная Берлиозом в 1827— 1928 гг. к задуманной им годом ранее одноименной лирической драме в трех актах. Опера осталась незаконченной. Марш из нее Берлиоз впоследствии использовал в «Фантастической симфонии» (1830).

16 «Гарольд в Италии» — симфония для солирующего альта с орк. (1834). «Шествие пилигримов» — II часть симфонии.

17 Премьера «Бенвенуто Челлини» состоялась 10 сент. 1838 г. (театр «Королевская академия музыки и танца», Париж).

18 Этот успех Реквиема Берлиоза отметил в своей рецензии В. Ф. Одоевский («Петербургские ведомости», 1 марта 1841 г.).

19 «Детcтво Христа» — ораториальная трилогия (1. «Сон Ирода» 2. «Бегство в Египет» 3. «Прибытие в Саис») для соли­стов, хора и орк., ор. 25 (1854).

20 «Беатриче и Бенедикт» — комич. опера по пьесе Шекспира «Много шума из ничего» (1860—1862; премьера — Новый театр, Баден-Баден, 1862).

21 Упоминание П. Ландорми в настоящем времени говорит о том, что примечание написано до смерти Ландорми 17 ноября 1943 г. Между тем во фразе, завершающей статью, говорится об улыбке «музыканта 1948 года». Очевидно, это расхождение в датах явилось результатом не вполне внимательного редакти­рования автором в 1948 году статьи, впервые опубликованной пятью-шестью годами ранее.

«ПАЛЕСТРИНА»

22 «Палестрина» — музыкальная легенда в трех актах, напи­санная Г. Пфицнером на собственное либретто (1912—1915; премь­ера — Мюнхен, 1917).

23 Опера «Бедный Генрих».

24 Абендрот В. Г. Пфицнер. Мюнхен, 1935.

25 На этот текст Поля Валери Онеггер написал балет-мело­драму «Амфион» (1929).

26 Морон, Жан (ок. 1508—1580; епископ Новарский, затем Моденский; в 1542 — папский нунций в Германии, потом кардинал) — один из персонажей оперы «Палестрина».

27 Речь идет о «Мессе папы Марчелло» (1555).

«ПЕНЕЛОПА»

28 «Пенелопа» — вторая из двух опер Г. Форе (премьера — Монте-Карло, 1913; первая его опера — «Прометей»; премьера — Безье, 1900).

КЛОД ДЕБЮССИ

29 Третий очерк книги Ж. Жан-Обри «Музыка и нации» (Париж, 1922) озаглавлен «Клод Дебюсси — французский музы­кант».

30 Группа Шести или «Шестерка» («Les Six») — название группы молодых французских композиторов-новаторов, присвоен­ное ей по аналогии с русской «Пятеркой», как называли во Фран­ции «Могучую кучку»; в нее входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онег­гер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайефер.

31 «Аркёйская школа» (от парижского предместья Аркёй) — группа франц. композиторов (А. Соге, Р. Дезормьер и др.), объ­единившихся вокруг Эрика Сати после его разрыва с «Шестер­кой».

32 «Море». Три симфонических эскиза К. Дебюсси (1903— 1905): I. «Море от зари до полудня». II. «Игра волн». III. «Диалог ветра и моря».

33 Цитата из книги Сен-Санса «Гармония и мелодия» (Saint-Saëns К. Harmonie et Mélodie. Paris, 1885, p. 160).

34 В действительности Дебюсси получил заказ на сочинение музыки к спектаклю «Мученичество св. Себастьяна» не от Иды Рубинштейн, а от самого Г. д'Аннунцио — автора этой мисте-

рии-драмы; Ида Рубинштейн исполнила роль Себастьяна на премь­ере («Театр Шатлэ», 22 мая 1911).

35 Интервью Дебюсси в «Excelsior» (11 февр. 1911; работать над музыкой Дебюсси начал в янв. 1911).

36 В балладе И. В. Гёте «Ученик Чародея» рассказывается о том, как ученик в отсутствие учителя-волшебника заставил за­клинаниями двигаться метелки, щетки, но позабыл затем магиче­скую формулу, которая могла бы прекратить их буйство. Сюжет этой баллады послужил программой одноименного симфонического скерцо Поля Дюка (1897).

37 Штробль Г. Клод Дебюсси, 2-е изд. Цюрих, 1943. — Франц. перевод — Париж, 1952.

МОРИС РАВЕЛЬ

38 Равель сочинил этот Концерт (1930—1931) по заказу из­вестного австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, в первую мировую войну потерявшего правую руку. В течение нескольких лет Концерт оставался личной собственностью П. Витгенштейна. Лишь в год смерти Равеля (1937) он был опубликован, и его стали исполнять другие пианисты.

ОЛИВЬЕ МЕССИАН

Можно предположить, что статья была написана в конце ве­сеннего сезона 1943 г.

39 В 1939 г. Мессиан был мобилизован и, попав в плен, был отправлен в концлагерь Герлиц (Силезия). В лагере один охран­ник, оказавшийся любителем музыки, подарил Мессиану нотную бумагу и карандаш, и Мессиан написал там свой «Квартет на конец времени», который удалось исполнить при участии това­рищей по заключению (15 янв. 1941).

40 Квартету автор предпослал предисловие, в котором, в част­ности, сформулировал некоторые основные положения своей тео­рии ритма, вошедшей позже в его трактат «Техника моего музы­кального языка» (опубл. в 1944 г.).

41 «Плеяда» (Pléiade) — название одной из концертных орга­низаций в Париже.

42 «Видения Аминя» — цикл для двух фп. в семи частях (премьера — 10 мая 1943 г.).

43 «Аминь агонии Иисуса» и «Аминь желания» — 3-я и 4-я части «Видений Аминя».

44 Концерты, адресованные «Музыкальной молодежи Фран­ции»; см. коммент. к статье Онеггера «К „Музыкальной моло­дежи"», с. 219.

«ЖИНЕВРА»

45 «Жиневра» — опера М. Деланнуа (1938), либретто С. Море и Ж. Лушера по новелле Дж. Боккаччо (премьера — т-р «Опера комик», 25 июля 1942 г.).

46 Из всех перечисленных произведений наиболее жизнеспо­собной оказалась опера Ж. Ибера «Король Ивето» (1930).

47 Вероятно, прежде чем эта статья попала в сборник, автор несколько переработал и дополнил ее, на что указывает замечание о вкусах «просвещенного зрителя 1948 года». О том, что статья была написана намного раньше, говорит тот факт, что в качестве

новой комедийной оперы в ней назван «Соловей из Сен-Мало» — произведение, поставленное еще в мае 1942 г.

«ПРИМЕРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

48 «Примерные животные» — балет Ф. Пуленка (1941) на соб­ственный сценарий по мотивам басен Лафонтена. Премьера («Гранд-Опера» 8 авг. 1942 г.) прошла с большим успехом, уси­ленным еще и тем, что в сцену «битвы петухов» автор ввел ме­лодию франц. патриотической песни «Нет, нет, вы не получите нашу Эльзас-Лотарингию». В рецензии, опубликованной в усло­виях оккупационного режима, Онеггер, естественно, не мог упо­мянуть об этом, но остальные качества балета он оценил очень высоко.

49 «Пять песен на стихи Ронсара» (1924), «Четыре песни на стихи Г. Аполлинера» (1931), шесть песен на стихи Аполлинера (1939 и 1940).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.