Возникновение, правосубъектность и прекращение юридических лиц
Законодательство РФ в соответствии с принципами экономической свободы, развития конкуренции и предпринимательства закрепляет новый гражданско-правовой статус хозяйствующих субъектов применительно к потребностям и условиям рыночной экономики. Образование юридических лиц осуществляется преимущественно в учредительно-регистрационном порядке, что отражает переход от административно-командной к рыночной экономике с. ее многообразием форм собственности и автономией хозяйствующих субъектов, хотя сохраняется распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный порядок образования отдельных видов организаций. Учредителями юридического лица могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими органы (лица), а в случаях, специально предусмотренных законом, иные организации или граждане. Законоположения России по опыту экономически развитых стран Запада делают все новые шаги в развитии правового регулирования предпринимательства, предусматривая при этом и меры по предупреждению образования лжепредпринимательских структур. Главным на первом, начальном этапе учреждения юридических лиц является выбор их организационно-правовой формы. Это означает не только выбор формы собственности, но и определение правового статуса предприятия. На втором этапе ведется разработка учредительных, а при необходимости - и сопутствующих документов: например, при приватизации государственных (муниципальных) предприятий - разработка плана приватизации. Закон различает четыре случая, когда юридическое лицо действует на основе Устава; Учредительного договора и Устава либо только Учредительного договора, а в предусмотренных Законом случаях - на основе общего положения об организациях данного вида. Содержание учредительных документов должно соответствовать требованиям, предусмотренным п.2 ст. 52 ГК РФ. Учредительные документы должны содержать наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, состав и компетенцию органов управления, а так же иные сведения, предусмотренные законом о соответствующих юридических лицах. Наравне с обязательством учредителей по созданию юридического лица учредительный договор определяет условия передачи имущества в собственность юридического лица, порядок распределения прибыли и убытков, условия выхода учредителей из состава юридического лица. Учредительный договор юридического лица заключается, а Устав утверждается его учредителями (участниками). Заключительным этапом образования юридических лиц является их государственная регистрация, приобретающая правообразующее значение, поскольку организация получает статус юридического лица лишь с момента ее регистрации в установленном законом порядке. Государственная регистрация юридических лиц с учетом требований рынка, упорядочения предпринимательства и опыта стран Запада будет осуществляться на основе соответствующего Закона РФ. ГК РФ предусмотрел передачу органов государственной регистрации (Городских регистрационных палат) в систему Минюста РФ. Ныне, до принятия данного закона, государственная регистрация регулируется "Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности" от 8 июля 1994 года, которым установлен единый порядок регистрации для всех субъектов предпринимательства, определены новые требования к учредительным документам и обеспечено ускорение государственной регистрации. Для регистрации представляются документы по определенному перечню: заявление учредителей, утвержденный учредителями устав, решение о создании предприятия или договор учредителей, документы об оплате уставного капитала и свидетельство об оплате госпошлины. Следо вательно, неправомерны требования о представлении иных документов. Однако Указом от 8 июня 1994 г, предъявлены новые, более жесткие требования к учредительным документам для их государственной регистрации. Для регистрации установлен сокращенный срок - она должна быть произведена в течение трех дней с момента предоставления всех необходимых документов, а регистрация в качестве предпринимателя в день представления документов. Новый Гражданский кодекс, как и прежде, предусматривает возможность отказа в государственной регистрации лишь в двух случаях: при нарушении установленного порядка создания пред приятия, скажем, при отсутствии лицензии на осуществление данной деятельности, и несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. Недопустим отказ в государственной регистрации по соображениям нецелесообразности образования предприятия. Заявитель может обжаловать необоснованный отказ в государственной регистрации в арбитражный суд, который, установив незаконность действий должностных лиц, обязывает администрацию зарегистрировать предприятие. Данные государственной регистрации с указанием фирменного наименования, если последнее имеется, включается в единый Российский Государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Закрепляя конституционные принципы хозяйствования в условиях рынка - экономической свободы, предпринимательства и др., законодательство предусматривает широкую правосубъектность юридических лиц. Это означает осуществление любой хозяйственной, социальной и другой не запрещенной законом деятельности, а вместе с тем и возможность осуществления нескольких видов деятельности (промышленно-торговой, финансово-промышленной и др.). Значительная часть хозяйственной, страховая, риэлтерская, аудиторская, а в известной мере — и социальная (издательство, телевещание, негосударственное пенсионное обслуживание) деятельность осуществляется на основе лицензирования; правовые основы которого определены Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 г "О лицензировании отдельных видовдеятельности"1. Лицензирование - это форма государственно-правового регулирования различных сфер хозяйствования, а вместе с тем и обеспечения жизненно важных интересов личности, государства и общества. Ныне действующий ГК РФ по-новому определяет правоспособность юридических лиц, предусматривая в этом отношении два разных подхода: а) общим является принцип, согласно которого юридическое лицо имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, что означает закрепление его специальной правосубъектности (п.1 ст. 49, п.2 ст.52, п.1 ст.54 ГК РФ); б) коммерческие же организации, за исключением унитарных предприятий, могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых, не запрещенных законом видов деятельности (ст.49 ГК РФ). В качестве юридических лиц, организации должны иметь свое наименование, а коммерческие - фирменное название. При этом, ГК РФ требует, чтобы в наименовании юридических лиц содержалось указание об их организационно-правовой форме, а в наименовании некоммерческих организаций и унитарных предприятий о характере их деятельности (ст. 54 ГК РФ). Независимо от вида юридического лица в учредительных документах должны быть указаны его наименование и место нахождения, порядок управления и др. Изложенные юридические положения служат реализации практических целей предпринимательства. Гражданский оборот требует индивидуализации юридических лиц, что осуществляется с помощью трех категорий - фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) и места происхождения товара. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" устанавливает, что правовая охрана товарного знака (знака обслуживания, наименования мест происхождения товаров) обеспечивается их государственной регистрацией Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам (Роспатентом) с выдачей владельцу - юридическому или физическому лицу Свидетельства. Владелец товарного знака обладает исключительным правом на его использование, при этом он вправе использовать один товарный знак на всю продукцию или пользоваться разными знаками для различных видов товаров с обязательным указанием на изделиях (упаковке) товарных знаков предприятий-изготовителей. Наряду с этим предусматривается возможность использования товарного знака по лицензионному договору, но при условии, что продукция и услуги правопреемника (лицензиата) не могут быть ниже того качества, которое предоставляет обладатель права на товарный знак. Срок действия товарного знака -10 лет с возможностью его последующей пролонгации, а регистрация наименования мест происхождения товаров - бессрочна. Организации и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать наименование места происхождения товара в зарубежных странах, однако подаче такой заявки должна предшествовать регистрация и получение права пользования этим наименованием в Российской Федерации. Организация как юридическое лицо выступает в гражданском обороте через свои органы (правление, генерального директора, управляющего и др.), а также посредством действий представителей, полномочия которых надлежащим образом оформлены. Действия органов юридических лиц - это собственные действия организации, следовательно, личность и полномочия должностного лица подтверждаются служебным удостоверением. Руководители обособленных подразделений юридических лиц при надлежаще оформленных полномочиях (закрепление этих полномочий уставом юридического лица, положением о подразделении или оформлении их доверенностью) вправе заключать соответствующие договоры. Тем самым эти договоры будут считаться заключенными от имени юридических лиц. Когда же речь идет о работниках данной организации, то требуется доверенность, подтверждающая полномочность представительства за исключением тех случаев, когда из самой обстановки обслуживания, приемки продукции и др. явствует, что эта деятельность и полномочия работника направлены на осуществление целей данного юридического лица. В этом случае доверенность заменяется удостоверением лица. Законодательство предусматривает создание таких структур, как филиалы, представительства, а равно учреждение дочерних и зависимых хозяйственных обществ. Филиалы и представительства - это обособленные подразделения юридических ниц, расположенные вне места их нахождения. Филиалы осуществляют уставные задачи юридического лица (все или часть его функций), а представительство - лишь определенные юридические действия по представительству и защите его интересов. Филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах юридического лица, действуя при этом на основе утвержденного им положения. Как не имеющие самостоятельной гражданской правосубъектности, филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо заключенным договором или иным образом имеет возможность определять решения дочернего общества. Дочернее общество по своим долгам отвечает самостоятельно за исключением сделок, заключенных во исполнение указаний основного общества, а также при банкротстве по вине последнего (ст. 105 ГК РФ). С развитием предпринимательства появился новый субъект хозяйствования - зависимое хозяйственное общество, статусу которых посвящена ст.106 ГК РФ. Гражданское законодательство предусматривает, что юридические лица возникают с момента их государственной регистрации, 8 правоспособность их прекращается в момент завершения ликвидации юридического лица с исключением его из Государственного реестра РФ (п.8 ст.70 ГК РФ). Законом определены различные основания и способы преобразования юридических лиц, как общие для всех, так и специальные - для отдельных видов организаций. Чаще всего реорганизация (ликвидация) предприятий, товариществ, учреждений и др. производится решением собственника или органом, уполномоченным создавать эти организации, но не исключается и возможность принудительной ликвидации (преобразования) юридических лиц при их банкротстве, отзыве Центральным банком России лицензии на занятие банковской деятельностью и др. Сохраняет свою значимость и преобразование государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества в процессе их приватизации. Все многообразие преобразований юридических лиц сводится к двум основным формам - реорганизации или ликвидации в зависимости от того, будет ли иметь место или отсутствует правопреемство в процессе этих преобразований. Имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникшей организации в соответствии с передаточным актом, а при разделении (выделении) — разделительным балансом. При реорганизации обязательна инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проявляются (дополнительно подтверждаются) их наличие, состояние и оценка. Эти документы утверждаются собственником (органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица), а затем представляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших организаций. Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без какого-либо правопреемства, что регулируется ст.ст. 61-64 ГК РФ, а также и законами об отдельных видах юридических лиц.
Исковая давность ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|