Здавалка
Главная | Обратная связь

Возникновение, правосубъектность и прекращение юридических лиц



Законодательство РФ в соответствии с принципами экономической свободы, развития кон­куренции и предпринимательства закрепляет новый гражданско-правовой статус хозяйст­вующих субъектов применительно к потребностям и условиям рыночной экономики.

Образование юридических лиц осуществляется преимущественно в учредительно-регистрационном порядке, что отражает переход от административно-командной к рыночной экономике с. ее многообразием форм собственности и автономией хозяйствующих субъектов, хотя сохра­няется распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный порядок образования от­дельных видов организаций. Учредителями юридического лица могут быть собственники иму­щества либо уполномоченные ими органы (лица), а в случаях, специально предусмотренных законом, иные организации или граждане. Законоположения России по опыту экономически развитых стран Запада делают все новые шаги в развитии правового регулирования предпри­нимательства, предусматривая при этом и меры по предупреждению образования лжепред­принимательских структур.

Главным на первом, начальном этапе учреждения юридических лиц является выбор их ор­ганизационно-правовой формы. Это означает не только выбор формы собственности, но и оп­ределение правового статуса предприятия. На втором этапе ведется разработка учредитель­ных, а при необходимости - и сопутствующих документов: например, при приватизации госу­дарственных (муниципальных) предприятий - разработка плана приватизации. Закон различает четыре случая, когда юридическое лицо действует на основе Устава; Учредительного договора и Устава либо только Учредительного договора, а в предусмотренных Законом случаях - на основе общего положения об организациях данного вида. Содержание учредительных доку­ментов должно соответствовать требованиям, предусмотренным п.2 ст. 52 ГК РФ. Учредитель­ные документы должны содержать наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, состав и компетенцию органов управления, а так же иные сведения, преду­смотренные законом о соответствующих юридических лицах. Наравне с обязательством учре­дителей по созданию юридического лица учредительный договор определяет условия переда­чи имущества в собственность юридического лица, порядок распределения прибыли и убытков, условия выхода учредителей из состава юридического лица. Учредительный договор юридиче­ского лица заключается, а Устав утверждается его учредителями (участниками). Заключитель­ным этапом образования юридических лиц является их государственная регистрация, при­обретающая правообразующее значение, поскольку организация получает статус юридическо­го лица лишь с момента ее регистрации в установленном законом порядке.

Государственная регистрация юридических лиц с учетом требований рынка, упорядочения предпринимательства и опыта стран Запада будет осуществляться на основе соответствующе­го Закона РФ. ГК РФ предусмотрел передачу органов государственной регистрации (Городских регистрационных палат) в систему Минюста РФ. Ныне, до принятия данного закона, госу­дарственная регистрация регулируется "Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности" от 8 июля 1994 года, которым установлен еди­ный порядок регистрации для всех субъектов предпринимательства, определены новые требо­вания к учредительным документам и обеспечено ускорение государственной регистрации. Для регистрации представляются документы по определенному перечню: заявление учредителей, утвержденный учредителями устав, решение о создании предприятия или договор учредите­лей, документы об оплате уставного капитала и свидетельство об оплате госпошлины. Следо вательно, неправомерны требования о представлении иных документов. Однако Указом от 8 июня 1994 г, предъявлены новые, более жесткие требования к учредительным документам для их государственной регистрации. Для регистрации установлен сокращенный срок - она должна быть произведена в течение трех дней с момента предоставления всех необходимых докумен­тов, а регистрация в качестве предпринимателя в день представления документов.

Новый Гражданский кодекс, как и прежде, предусматривает возможность отказа в государ­ственной регистрации лишь в двух случаях: при нарушении установленного порядка создания пред приятия, скажем, при отсутствии лицензии на осуществление данной деятельности, и не­соответствия учредительных документов требованиям законодательства. Недопустим отказ в государственной регистрации по соображениям нецелесообразности образования предприятия. Заявитель может обжаловать необоснованный отказ в государственной регистрации в арбит­ражный суд, который, установив незаконность действий должностных лиц, обязывает админи­страцию зарегистрировать предприятие.

Данные государственной регистрации с указанием фирменного наименования, если послед­нее имеется, включается в единый Российский Государственный реестр юридических лиц, от­крытый для всеобщего ознакомления.

Закрепляя конституционные принципы хозяйствования в условиях рынка - экономической свободы, предпринимательства и др., законодательство предусматривает широкую правосубъ­ектность юридических лиц. Это означает осуществление любой хозяйственной, социальной и другой не запрещенной законом деятельности, а вместе с тем и возможность осуществления нескольких видов деятельности (промышленно-торговой, финансово-промышленной и др.). Значительная часть хозяйственной, страховая, риэлтерская, аудиторская, а в известной мере — и социальная (издательство, телевещание, негосударственное пенсионное обслуживание) деятельность осуществляется на основе лицензирования; правовые основы которого опреде­лены Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 г "О лицензировании отдельных видовдеятельности"1.

Лицензирование - это форма государственно-правового регулирования различных сфер хозяйствования, а вместе с тем и обеспечения жизненно важных интересов личности, государ­ства и общества.

Ныне действующий ГК РФ по-новому определяет правоспособность юридических лиц, пре­дусматривая в этом отношении два разных подхода:

а) общим является принцип, согласно которого юридическое лицо имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, что означает закрепление его специальной правосубъектности (п.1 ст. 49, п.2 ст.52, п.1 ст.54 ГК РФ);

б) коммерческие же организации, за исключением унитарных предприятий, могут иметь гра­жданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых, не запре­щенных законом видов деятельности (ст.49 ГК РФ).

В качестве юридических лиц, организации должны иметь свое наименование, а коммерче­ские - фирменное название. При этом, ГК РФ требует, чтобы в наименовании юридических лиц содержалось указание об их организационно-правовой форме, а в наименовании некоммерче­ских организаций и унитарных предприятий о характере их деятельности (ст. 54 ГК РФ). Неза­висимо от вида юридического лица в учредительных документах должны быть указаны его на­именование и место нахождения, порядок управления и др. Изложенные юридические положе­ния служат реализации практических целей предпринимательства.

Гражданский оборот требует индивидуализации юридических лиц, что осуществляется с помощью трех категорий - фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) и места происхождения товара.

Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслужива­ния и наименованиях мест происхождения товаров" устанавливает, что правовая охрана то­варного знака (знака обслуживания, наименования мест происхождения товаров) обеспечива­ется их государственной регистрацией Комитетом Российской Федерации по патентам и то­варным знакам (Роспатентом) с выдачей владельцу - юридическому или физическому лицу Свидетельства. Владелец товарного знака обладает исключительным правом на его использо­вание, при этом он вправе использовать один товарный знак на всю продукцию или пользо­ваться разными знаками для различных видов товаров с обязательным указанием на изде­лиях (упаковке) товарных знаков предприятий-изготовителей. Наряду с этим предусматривает­ся возможность использования товарного знака по лицензионному договору, но при условии, что продукция и услуги правопреемника (лицензиата) не могут быть ниже того качества, кото­рое предоставляет обладатель права на товарный знак. Срок действия товарного знака -10 лет с возможностью его последующей пролонгации, а регистрация наименования мест происхож­дения товаров - бессрочна. Организации и граждане Российской Федерации вправе зарегистри­ровать наименование места происхождения товара в зарубежных странах, однако подаче такой заявки должна предшествовать регистрация и получение права пользования этим наиме­нованием в Российской Федерации.

Организация как юридическое лицо выступает в гражданском обороте через свои органы (правление, генерального директора, управляющего и др.), а также посредством действий представителей, полномочия которых надлежащим образом оформлены. Действия органов юридических лиц - это собственные действия организации, следовательно, личность и полно­мочия должностного лица подтверждаются служебным удостоверением. Руководители обо­собленных подразделений юридических лиц при надлежаще оформленных полномочиях (закрепление этих полномочий уставом юридического лица, положением о подразделении или оформлении их доверенностью) вправе заключать соответствующие договоры. Тем самым эти договоры будут считаться заключенными от имени юридических лиц. Когда же речь идет о ра­ботниках данной организации, то требуется доверенность, подтверждающая полномочность представительства за исключением тех случаев, когда из самой обстановки обслуживания, приемки продукции и др. явствует, что эта деятельность и полномочия работника направлены на осуществление целей данного юридического лица. В этом случае доверенность заменяется удостоверением лица.

Законодательство предусматривает создание таких структур, как филиалы, представитель­ства, а равно учреждение дочерних и зависимых хозяйственных обществ. Филиалы и пред­ставительства - это обособленные подразделения юридических ниц, расположенные вне места их нахождения. Филиалы осуществляют уставные задачи юридического лица (все или часть его функций), а представительство - лишь определенные юридические действия по представи­тельству и защите его интересов. Филиалы и представительства должны быть указаны в учре­дительных документах юридического лица, действуя при этом на основе утвержденного им по­ложения. Как не имеющие самостоятельной гражданской правосубъектности, филиалы и пред­ставительства не являются юридическими лицами.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное об­щество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо зак­люченным договором или иным образом имеет возможность определять решения дочернего общества. Дочернее общество по своим долгам отвечает самостоятельно за исключением сде­лок, заключенных во исполнение указаний основного общества, а также при банкротстве по ви­не последнего (ст. 105 ГК РФ). С развитием предпринимательства появился новый субъект хо­зяйствования - зависимое хозяйственное общество, статусу которых посвящена ст.106 ГК РФ.

Гражданское законодательство предусматривает, что юридические лица возникают с мо­мента их государственной регистрации, 8 правоспособность их прекращается в момент завер­шения ликвидации юридического лица с исключением его из Государственного реестра РФ (п.8 ст.70 ГК РФ). Законом определены различные основания и способы преобразования юри­дических лиц, как общие для всех, так и специальные - для отдельных видов организаций. Ча­ще всего реорганизация (ликвидация) предприятий, товариществ, учреждений и др. произво­дится решением собственника или органом, уполномоченным создавать эти организации, но не исключается и возможность принудительной ликвидации (преобразования) юридических лиц при их банкротстве, отзыве Центральным банком России лицензии на занятие банковской дея­тельностью и др. Сохраняет свою значимость и преобразование государственных (муници­пальных) предприятий в акционерные общества в процессе их приватизации. Все многообра­зие преобразований юридических лиц сводится к двум основным формам - реорганизации или ликвидации в зависимости от того, будет ли иметь место или отсутствует правопреем­ство в процессе этих преобразований.

Имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникшей организации в соответствии с передаточным актом, а при разделении (выделении) — разделительным балансом. При реорганизации обязательна инвентаризация имущества и обязательств, в ходе которой проявляются (дополнительно подтверждаются) их наличие, состояние и оценка. Эти документы утверждаются собственником (органом, приняв­шим решение о реорганизации юридического лица), а затем представляются вместе с учреди­тельными документами для регистрации вновь возникших организаций. Ликвидация пред­ставляет собой прекращение юридического лица без какого-либо правопреемства, что регули­руется ст.ст. 61-64 ГК РФ, а также и законами об отдельных видах юридических лиц.

 

Исковая давность







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.