Здавалка
Главная | Обратная связь

Ответ А.С. Пушкину на его послание «В Сибирь»



 

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

И — лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард; цепями,

Своей судьбой годимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя, —

И православный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы:

Она нагрянет на царей,

И радостно вздохнут народы.

* * *

 

Павел Иванович Катенин (17921853) принадлежал к литераторам пушкинского круга, хотя и занимал совершенно независимую позицию. Был близким другом Грибоедова, участвовал во многих литературных полемиках, пользовался большим авторитетом у современников, в том числе у Пушкина, дружбу с которым высоко ценил. Был полемически настроен по отношению к современному романтизму, выступал за строгие правила в искусстве, считал необходимым придерживаться в творчестве национальных простонародных традиций. Сначала состоял в членах Союза Спасения, но потом отошел от декабристского движения. Тем не менее находился в опале, т. к. позволял себе свободное поведение, резкие высказывания, в том числе в адрес высокопоставленных особ, например, генерал-губернатора Петербурга графа М.А. Милорадовича, за что ему было определено место жительства вне Петербурга в имении Шаево, где он прожил с 1822 по 1825 и с 1827 по 1832 годы. Боевой офицер, участник войны 1812 года и заграничного похода, он, после долгих лет светской и ссыльной жизни, в 1833 году возвращается на военную службу и отправляется в 7-й Эриванский карабинерный полк Отдельного Кавказского корпуса. Участвовал в военных экспедициях против мюридов. В 1834 — 1836 годах жил в Ставрополе. 24 июля 1836 года назначен комендантом крепости Кизляр, но из-за столкновений с начальством в 1838 году вышел в отставку и до конца жизни прожил в Шаеве.

Его впечатления о Кавказе отличаются от общепринятых. Они выразительно отражены в сонете «Кавказские горы». Он был написан в конце 1834 года, а в январе 1835 послан А.С. Пушкину с просьбой напечатать его в журнале «Библиотека для чтения». Пушкин отвечал: «Твой сонет чрезвычайно хорош, но я не мог его напечатать. Ныне цензура стала… своенравна и бестолкова… Довольно предпоследнего стиха, чтобы возмутить весь цензурный комитет против твоего сонета». Смысл сонета в противопоставлении гибельного Кавказа, с идущей там войной, жестокостью и мрачностью тому Кавказу, который был воспет романтиками, — экзотически прекрасному, преувеличенно вольнолюбивому и гордому.

 

Кавказские горы

 

Громада тяжкая высоких гор, покрытых

Мхом, лесом, снегом, льдом и дикой наготой;

Уродливая складь бесплодных камней, смытых

Водою мутною, с вершин их пролитой;

Ряд безобразных стен, изломанных, изрытых,

Необитаемых, ужасных пустотой,

Где слышен изредка лишь крик орлов несытых,

Клюющих падеру* оравою густой;

Цепь пресловутая всепетого Кавказа,

Непроходимая, безлюдная страна,

Притон разбойников, поэзии зараза!

Без пользы, без красы, с каких ты пор славна?

Творенье божье ты, иль чортова проказа?

Скажи, проклятая, зачем ты создана?

 

*Падера — падаль

 

* * *

 

Кавказская тематика привлекала внимание поэта-декабриста Кондратия Федоровича Рылеева (17951826). В оде «Гражданское мужество» (1823 г.), обращенной к Н.С. Мордвинову, аристократу-конституционалисту, автор вводит в конце стихотворения образ из мира кавказской природы, связанный им с образом упомянутого государственного деятеля, на которого он, до личного знакомства, возлагал надежды, как на человека, отличавшегося «праводушием и любовью к отечеству». Напоминаем последние строфы оды:

Вотще неправый глас страстей

И с злобой зависть, козни строя,

В безумной дерзости своей

Чернят деяния героя.

Он тверд, покоен, невредим,

С презрением внимая им,

Душе возвышенной свободу

Хранит в советах и суде,

И гордым мужеством везде

Подпорой власти и народу.

Так в грозной красоте стоит

Седой Эльбрус в тумане мглистом:

Вкруг буря, град и гром гремит,

И ветр в ущельях воет с свистом,

Внизу несутся облака,

Шумят ручьи, ревет река;

Но тщетны дерзкие порывы:

Эльбрус, кавказских гор краса,

Невозмутим, под небеса

Возносит верх свой горделивый.

 

В то время, как у многих из названных выше поэтов кавказский пейзаж проникнут простым любованием красотою горной природы, созерцательностью, — у Рылеева, как у Пушкина в стихотворении «Кавказ» (ср. образ мятежного Терека), картина величественной природы имеет аллегорическое значение, тесно слита с основной идеей оды (величие гражданина-героя). Беглые упоминания о Кавказе встречаем в ряде других стихотворений Рылеева:

 

За Узбеком вслед влекомый

Кагадыем Михаил,

В край чужой и незнакомый

С сыном юношей вступил.

Мчался Терек быстрым бегом

Меж нависших берегов;

Зрелись гор хребты под снегом

Из-за сизых облаков.

(«Михаил Тверской»)

* * *

 

Александр Иванович Полежаев (1804-51838) связан с Кавказским краем тоже весьма нелегкой судьбой. В годы обучения на словесном факультете Московского университета он, находясь в среде вольнодумной молодежи и обладая при этом незаурядным ироническим мышлением, написал сатирическую поэму «Сашка» (одна из нескольких повестей в стихах), содержавшую едкие насмешки над моралью современного общества и церкви. В поэме описывались студенческие пирушки и разгул студентов, служителей «буйственной» свободы. Николай I, которому донесли об этом факте и доставили рукопись поэмы, воскликнул: «Это все еще следы, последние остатки; я их искореню!» Поэт был посажен в подземный каземат при Спасских казармах, приговорен к жестокому прохождению сквозь строй, но приговор был заменен ссылкой на Кавказ рядовым без права выслуги. С 1829 по 1833 годы Полежаев провел на Кавказе, участвуя в боях в Дагестане и Чечне.

Поэзия Полежаева носит отпечаток настроений приговоренного, готового к смерти человека. Это и в стихах о судьбе, и в стихах о природе, и в стихах о любви.

 

И я жил — но я жил Не расцвел — и отцвел Изменила судьба…

На погибель свою… В утре пасмурных дней; Навсегда решена

Буйной жизнью убил Что любил, в том нашел С самовластьем борьба,

Я надежду мою… Гибель жизни моей. И родная страна

Палачу отдана.

Но все-таки природная жизнерадостность брала свое, недаром самым знаменитым стихотворением Полежаева стал «Сарафанчик», положенный на музыку Алябьевым и Гурилевым.

Находясь на Кавказе, он живо творчески реагировал на песни и предания терских, кубанских и гребенских казаков, на горский фольклор. Это нашло отражение в его стихах. «Романс (Пышно льется светлый Терек)», «Казак», «Ахалук», «Черная коса», «Мертвая голова», «Песнь горского ополчения», «Красное яйцо (А.П. Лозовскому)», поэмы «Эрпели» и «Чир-Юрт» — каждое из этих произведений самобытно, точно воспроизводит обычаи и нравы казачьего и горского населения. А.И. Полежаев полностью подорвал здоровье во время службы на Кавказе. Но силы духа не потерял.

 

И где воинственный Кавказ

С его суровой красотой,

Где я с унылою мечтой

Бродил, страдал, но не угас! —

 

пишет он в послании другу Лозовскому «Красное яйцо». Когда поэт вернулся в Россию в 1833 году, продолжались доносы и преследования. Он так и не узнал, что был произведен в прапорщики. Приведем несколько стихотворений Полежаева.

 

Ахалук

Ахалук мой, ахалук,

Ахалук демикотонный,

Ты работа нежных рук

Азиатки благосклонной!

Ты родился под иглой

Атагинки чернобровой,

После робости суровой

И любви во тьме ночной.

Ты не пышной пестротою,

Цветом гордых узденей,

Но смиренной простотою,

Цветом северных ночей

Мил для сердца и очей...

Черен ты, как локон длинный

У цыганки кочевой;

Мрачен ты, как дух пустынный

Сторож урны гробовой;

И серебряной тесьмою,

Как волнистою струею

Дагестанского ручья,

Обвились твои края.

Никогда игра алмаза

У Могола на чалме,

Никогда луна во тьме,

Ни чело твое, о База —

Это бледное чело,

Это чистое стекло,

Споря в живости с опалом,

Под ревнивым покрывалом, —

Не сияли так светло.

Ах, серебряная змейка,

Ненаглядная струя —

Это ты, моя злодейка,

Ахалук суровый — я!

 

* * *

 

Видны в стане казаков

Десять копий при луне.

Отчего ж она темна,

Что не светится она,

Сталь десятого копья?

Что за призрак вижу я

При обманчивой луне

На таинственном копье?

О, не призрак — наяву

Вижу вражеский укор —

Безобразную главу

Сына брани, сына гор.

Вечный сон — ее удел

На отеческих полях;

На убийственных мечах

Он к ней рано прилетел.

Пять ударов острия

Твердый череп разнесли;

Муку смерти затая,

Очи кровью затекли.

Силу дивную бойца

Злобный гений превозмог,

Труп холодный мертвеца

В землю с честию не лег.

И глава его темнит

Сталь десятого копья,

И душа его парит

К новой сфере бытия...

 

В стихотворении «Казак» поэтически воссоздана характерная для жизни пограничного казачества ситуация, вошедшая в казачий фольклор.

 

Казак

Под Черные горы на злого врага

Отец снаряжает в поход казака.

Убранный заботой седого бойца

Уж трам абазинский стоит у крыльца.

Жена молодая, с поникшей главой,

Приносит супругу доспех боевой,

И он принимает от белой руки

Кинжал Базалая, булат Атаги

И труд Царя града — ружье и пистоль.

На скатерти белой прощальная соль,

И хлеб, и вино, и Никола святой...

Родителю в ноги... жене молодой —

С таинственной бурей таинственный взор

И брови на шашку — вине приговор,

Последнего слова и ласки огонь!..

И скрылся из виду и всадник и конь!

Счастливый казак!

От вражеских стрел, от меча и огня

Никола хранит казака и коня,

Долги заплатил и кровавую дань,

И смолкла на время свирепая брань.

И вот полунощною тихой порой

Он крадется к дому глухою тропой,

Он милым готовит внезапный привет,

В душе его мрачного предчувствия нет.

Он прямо в светлицу к жене молодой —

И кто же там с нею?.. Казак холостой!

Взирает обманутый муж на жену

И слышит в руке и душе сатану:

Губи лицемерку — она неверна!

Но вскоре рассудком изгнан сатана...

Казак изнуренные силы собрал

И, крест сотворивши, Николе сказал:

«Никола, Никола, ты спас от войны,

Почто же не спас от неверной жены?»

Несчастный казак!

1830. Кавказ

 

«Черная коса» — одно из лучших стихотворений Полежаева — представляет собой образец свежей авторской образности, впечатляющей сочетанием живописи и рисунка с эмоциональностью и поэтической звукописью.

 

Черная коса

Там, где свистящие картечи

Метала бранная гроза,

Лежит в пыли, на поле сечи,

В три грани черная коса.

Она в крови и без ответа,

Но тайный голос произнес:

«Булат, противник Магомета,

Меня с главы девичьей снес!

Гордясь красой неприхотливой,

В родной свободной стороне

Чело невинности стыдливой

Владело мною в тишине.

Еще за час до грозной битвы

С врагом отечественных гор

Пылал в жару святой молитвы

Звезды Чир-Юрта ясный взор.

Надежда храбрых на Пророка

Отваги буйной не спасла,

И я во прах веленьем рока

Скатилась с юного чела!

Оставь меня!.. Кого лелеет

Украдкой нежная краса,

Тому на сердце грусть навеет

В три грани черная коса...».

 

**************************

 

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (18141841)

 

Наверное, ни один классический писатель так органично, и биографически и творчески, не связан со Ставропольем и Кавказом, как Михаил Юрьевич Лермонтов. «Синие горы Кавказа», как он сам признавался, «взлелеяли детство» поэта, навсегда заложив в душе грусть и мечту, воспоминания о прошлом и пророческий взгляд в будущее, в вечность. «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ».

«Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодарнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов».

В.Г. Белинский

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.