Здавалка
Главная | Обратная связь

Критерии оценки финансовой отчетности



 

Финансовая отчетность подтвержденная аудитором позволяет пользователям принимать обоснованные решения. Финансовая отчетность должна удовлетворять информационные потребности разных групп пользователей, предоставляя полную, достоверную, уместную и сопоставимую информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движение денежного средства предприятия.

Отчетность является одним из обобщающих или вторичных бухгалтерских документов, показатели которых также оказывать содействие обеспечению выполнения бухгалтерским учетом возложенных на него функций. Среди последних на первый план выступают: содействие сохранности имущества конкретных собственников, возможность определения финансовых результатов каждой из хозяйственных операций предприятия и предоставление информации о результатах деятельности для принятия взвешенных управленческих решений.

При условии выполнения бухгалтерским учетом возложенных на него задач, на предприятии обеспечивается сохранность имущества, внесенного учредителями при создании хозяйствующего субъекта, а также точные данные об изменениях в активах, капитале и обязательствах. Это, в свою очередь, превращает юридическое лицо в успешный субъект хозяйствования и, как следствие, в привлекательный объект инвестирования.

Привлечения средств инвесторов, в особенности отечественных, является реальной возможностью развития предпринимательства. С другой стороны, такие операции требуют осознания руководством хозяйствующего субъекта ответственности перед акционерами за ненадлежащее использование доверенного последними имущества и появление дополнительного контроля за хозяйственной деятельностью со стороны акционеров. Поэтому результаты деятельности предприятия, которое привлекает средства других лиц для обеспечения функционирования и развития, подлежат обязательному обнародованию, которое обеспечивается публичностью отчетности. Последнее помогает вкладчикам осуществлять контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта, оценивать правильность и полноту его расчетов с акционерами, поскольку их интересует, прежде всего, величина принадлежащей им части прибыли.

Финансовая отчетность может предоставить объективную и достоверную информацию о финансовом состоянии предприятия при условии, что она отвечает определенным требованиям - качественным характеристикам. Соответственно П(С)БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетности" качественными характеристиками финансовой отчетности являются следующие:

1.Доходчивость - информация, которая предоставляется в финансовых отчетах, должна быть доходчивой и рассчитанной на однозначное толкование ее пользователями при условии, что они имеют достаточные знания и заинтересованы в восприятии этой информации.

2.Уместность - финансовая отчетность должна содержать лишь уместную информацию, которая влияет на принятие решений пользователями, дает возможность своевременно оценить минувшие, настоящие и будущие события, подтвердить и скорректировать их оценки, сделанные в прошлом.

3.Достоверность - финансовая отчетность должна быть достоверной. Информация, приведенная в финансовой отчетности является достоверной, если она не содержит ошибок и искажений, которые способные повлиять на решение пользователей отчетности.

4. Сопоставимость - финансовая отчетность должна предоставлять возможность пользователям сравнивать финансовые отчеты предприятия за разные периоды, а также с финансовыми отчетами других предприятий.

Из вышеуказанных качественных характеристик финансовой отчетности в процессе аудита аудитор должен проверить и подтвердить ее сопоставимость и достоверность Чтобы подтвердить сопоставимостьфинансовой отчетности аудитору следует проверить изменения в учетной политике, которые повлияли на отображение отдельных статей.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимают такую степень точности ее данных, которая дает возможность пользователям строить правильные заключения об имущественном и финансовом состоянии предприятия, результатах его хозяйственной деятельности, а также принимать решения относительно размещения собственных ресурсов.

При формировании мысли о достоверности финансовой отчетности аудитор должен учитывать, что каждый элемент финансовой отчетности предназначенный удовлетворять информационные потребности ее пользователей (внешние и внутренние). Информационные задачи форм бухгалтерской (финансовой) отчетности представленные в табл. 1

Таблица 1

Информационные задачи форм бухгалтерской (финансовой)

Отчетности

 

Форма финансовой отчетности   Информационная задача
1 2
Баланс (форма 1) Достоверное отображение состояния, стоимости и состава хозяйственных средств предприятия и источников их образования на отчетную дату  
Отчет о финансовых результатах (форма № 2) Характеристика финансовых результатов деятельности предприятия за отчетный период. Предоставления пользователям полной, правдивой и непредубежденной информации о результатах деятельности предприятия за отчетный период (о доходах, расходах, прибылях и убытках)
Отчет о движении денежных средств (форма № 3) Предоставления информации об изменениях, которые произошли с денежными средствами предприятия и их эквивалентами. В отчете отображаются причины различий между полученными предприятием прибылью (убытками) и суммой денежных средств, и существует возможность оценить, в результате каких операций осуществлялось движение (поступления или выбытие) денежного средства
Отчет о собственном капитале (форма № 4) Раскрытия информации об изменениях в составе собственного капитала предприятия на протяжении отчетного периода
Примечания к годовой финансовой отчетности (форма № 5) Дополнительная информация, которая не раскрыта в финансовой отчетности, но является необходимой пользователям для реальной оценки имущественного и финансового состояния предприятия

 

Отчетность может быть признана достоверной лишь в том случае, если при ее составлении предприятие выполнило все требования, установленные действующим законодательством относительно порядка оценки, признания, отображения объектов учета на бухгалтерских счетах и в отчетности. То есть, достоверность отчетности обеспечивается ее составлением на основании данных бухгалтерского учета и в полном соответствии с ними, а также состоит в отображении реального финансового состояния предприятия, его взаимоотношений с другими субъектами хозяйствования и т.п..

Итак, достоверность - важная качественная характеристика отчетности, и, учитывая значительную роль отчетности для пользователей, требует подтверждения независимым от предприятия лицом. В результате изучения показателей отчетности этим лицом формируется определенная мысль относительно ее качества, которое отображается в аудиторском заключении. Мнение аудитора о качестве отчетности базируется на результатах проверки соответствия отчетности данным бухгалтерского учета предприятия, осуществленным хозяйственным операциям, установленным формам и требованиям действующего законодательства Украины.

В аудиторской практике нередко возникают ситуации, когда отчетность нельзя считать достоверной, то есть не все ее показатели основаны на данных бухгалтерского учета и не отвечают нормативным требованиям порядка заполнения отчетности.

Для обозначения такой отчетности часто используют такие понятия как "фальсифицированная отчетность", "приукрашенная отчетность", "искаженная отчетность", "завуалированной отчетности", "отчетность, которая содержит искажения, завуалированные данные, приписки". Обобщая эти варианты, следует отметить, что они обозначают разные виды недостоверной отчетности.

Сосредоточимся на фальсификации отчетности, которая объединяет эти понятия и предусматривает, что искажения - намеренные.

Это интересно...


Понятия "фальсификация" от латинского- подделываю, подделанный. В свою очередь, подделать означает изготовить фальшивую (ненастоящую) копию чего-нибудь с целью обмана. Итак, можно сделать вывод, что понятия "фальсификация" является тождественным понятию "подделка".

Итак, подделанным может быть: содержание документа (в нашем случае - отчетности); его форма (то есть бланк, его реквизиты и т.п.); содержание и форма соответствующего документа (формы отчетности).

Между понятиями "приукрашенная отчетность", "искаженная отчетность", "завуалированная отчетность" существуют отличия.

Так, приукрашенную отчетность следует считать одним из видов искаженной отчетности. Обычно, необходимость в подготовке такой отчетности возникает у акционерных обществ, предприятий, которые желают задействовать дополнительные средства для финансирования своей деятельности от акционеров, инвесторов, отобразив искусственно приукрашенные результаты деятельности.

Противоположной приукрашенной отчетности есть отчетность предприятия, которое отображает его убыточность или же финансовое положение хуже, чем на самом деле. Назначения последнего вида отчетности - показать меньший размер прибылей с целью уклонения от уплаты налогов (или их уплаты в меньшей сумме) или уклонения от выплаты дивидендов акционерам. Оказывают содействие этому наличие коммерческой тайны, свобода выбора методов начисления амортизации, учета списания запасов, который создает возможность фальсифицировать данные отчетности, уменьшая размеры полученных прибылей, и, как следствие, обязательств перед бюджетом по уплате налогов, вкладчиками и акционерами по выплате дивидендов.

Употребление выражений "искаженная отчетность", "завуалированная отчетность", является не совсем корректным. Можно сказать, что эти словосочетания несут одну и туже смысловую нагрузку .

Тем не менее "искаженными" или же "завуалированными" целесообразнее называть данные бухгалтерского учета. Поскольку именно с помощью искажения или вуалирования показателей бухгалтерского учета и их отображения в отчетности в худшем или лучшем виде происходит путем искажения показателей отчетности предприятия. Например, отображение долгосрочной дебиторской задолженности в составе краткосрочной или отображение лишь первоначальной и чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности покупателей, уже уменьшенной на сумму резерва сомнительных долгов и т.п.. Вследствие таких действий валюта баланса даже не изменяется, однако, по результатам анализа структуры активов предприятия (или же источников их образования - при манипуляциях с обязательствами) получают улучшенные показатели (хотя и искаженные).

Одним из ярких примеров вуалирования является свертывание сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, которые приводят к уменьшению валюты баланса и, соответственно, к улучшению или ухудшение (в зависимости от потребностей лиц, которые готовят отчетность) финансового состояния предприятия в целом. Следует обратить внимание на то, что искаженная отчетность может быть синонимом фальсифицированной отчетности, хотя одновременно искажения являются способом фальсификации отчетности.


Фальсификация отчетности заключается в искаженном отображении данных бухгалтерского учета в отчетности. Искажения показателей отчетности, в свою очередь, может осуществляться разными способами (рис.1).

Фальсификация производиться с использованием

 

Подделки исходных показателей Искажения данных бухгалтерского учета Приписки к показателям отчетности   Механического вмешательства Подчистки Смывания Удаление химическим способом и прочие механические повреждения

Рис. 11.1. Пути фальсификации отчетности

 

При обнаружении ошибки аудитор должен проанализировать причины ее возникновения.

Отнесение финансовой отчетности к ряду не достоверной, признания ее показателей искаженными и содержащими ошибки, требует надлежащего аудиторского обоснования и доказательств. Это возможно лишь в результате тщательного исследования соответствующих показателей отчетности, поскольку только таким образом можно найти ответ на вопрос " качественно ли составленная предприятием отчетность?". Сбор соответствующих данных и их анализ должен осуществляться на основе рационально построенной методики исследования и последовательного применения целесообразных методов и методических приемов контроля. При этом основным требованием к методике исследования отчетности является возможность выявления подавляющего большинства всех возможных нарушений и несоответствий между показателями отчетности, что в результате позволит сформулировать четкий вывод относительно качества составленной отчетности.

Как отмечалось выше, при рыночных условиях хозяйствования необходимость подтверждения достоверности показателей финансовой отчетности значительно возрастает. Поскольку подтвержденная информация независимыми аудиторами в рыночных условиях хозяйствования улучшает функционирование экономики в целом, так как такое мероприятие повышает ответственность работников предприятия за правильное отображение в учете и отчетности хозяйственных операций. Это подтверждают статистические данные информационных бюллетеней Аудиторской палаты Украины относительно состояния аудиторской деятельности в Украине за период 2000-2002 гг.

Как свидетельствуют статистические данные наибольший доход аудиторы получают от аудита годовой отчетности, что подтверждает актуальность вопросов разработки методик подтверждения достоверности показателей отчетности.

В основу правильной и рациональной методики аудита положено четкое понимание аудитором задач подтверждения экономической информации. При этом аудитор должен осознать, что его основной задачей в процессе аудита является установление достоверности показателей финансовой отчетности и их соответствия осуществленным субъектом хозяйствования хозяйственным операциям, действующему законодательству Украины

.

______________Изучаем МСА______________________________________

Цель аудиторской проверки финансовых отчетов состоит в предоставлении аудитору возможности высказать мысль относительно того, соответствуют ли составленные финансовые отчеты во всех существенных аспектах определенной концептуальной основе финансовой отчетности. (МСА 200 "Цель и общие принципы аудиторской проверки финансовых отчетов").

Международные стандарты аудита, предоставления уверенности и этики: Издания 2004 года./Пер. с ангп. языка О.В. Селезнев, О. Н. Ольховикова, Е.В. Гик, Т.Ц. Шарашидзе, Л.Й. Юркиевская, С.О. Куликов. -К.: ООО "ІАМЦАУ "СТАТУС", 2004. - 1028с. -С. 186________________________________________________







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.