Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация рабочих документов аудитора, общие подходы к их проектированию



 

Качество результатов аудита, формализованное в подготовленном аудиторском заключении, и надежность полученного инструментария для убедительной аргументации мнения аудитора на случай разногласий с клиентом во многом зависят от того, насколько тщательно документально оформлены все этапы аудита.

Процесс аудита и все собранные аудитором доказательства должны быть документально оформлены. С проблемой ведения рабочих документов аудитор начинает сталкиваться с первой аудиторской проверки. Единых общепринятых стандартов ведения аудиторских документов, их состава, формы и содержания в Украине нет.

В Законе Украины «Об аудиторской деятельности» в статьях 7 и 21 отражены только контуры аудиторского заключения как итогового документа по результатам процесса аудита [4]. МСА 230 «Документация» [40] также не дает четких рекомендаций относительно формы, содержания и структуры рабочих документов аудитора. У зарубежных аудиторских фирм методики введения рабочих документов разработаны в индивидуальном порядке и составляют коммерческую тайну, поэтому их опыт труднодоступен.

В МСА «Документация» дано определение рабочей документации как записям, при помощи которых аудитор фиксирует проведенные процедуры проверки, тесты, полученную информацию и соответствующие выводы, которые осуществляются во время проведения аудиторской проверки [40]. Данное определение представляется недостаточно удачным, так как к рабочим документам относятся не только документально оформленные сведения, собранные в процессе применения аудиторских процедур, но и документы по планированию аудита, обобщению собранных доказательств. Для формулировки более полного определения рабочей документации рассмотрим определение документа и документации.

По определению юридического словаря, документ – это материальный объект с информацией, зафиксированной, созданным человеком способом, для ее передачи во времени и пространстве, а документация – способ первичного отражения хозяйственных операций в специальных документах учета, являющихся основанием для бухгалтерских записей. Одновременно документация обеспечивает достоверность и точность учета, предварительный и последующий контроль за хозяйственными операциями. Таким образом, в рабочих документах аудитора должна содержаться полная, правдивая, обоснованная и достоверная информация о процессе аудита в целом и по его этапам. Кроме того, в ней должны быть отражены все собранные доказательства, достаточные для составления качественного аудиторского заключения. В рабочей документации должны быть зафиксированы все операции по аудиту конкретного клиента, выполненные аудитором или группой аудиторов.

А значит, рабочие документы аудитора – это письменно оформленные доказательства того, что аудит был проведен в соответствии со стандартами аудита и вся информация, собранная в его процессе, является достаточной, необходимой, полной и правдивой для выражения мнения о верности и объективности данных, отраженных в финансовой отчетности предприятия-клиента.

Рабочие документы аудитора должны сопровождать все этапы процесса аудита. Поэтому, совокупность рабочих документов классифицируется в зависимости от этапов проверки: на организационные (разрабатываемые на этапе планирования), исследовательские (разрабатываемые на стадии сбора доказательств), обобщающие (документы, в которых аудиторы обобщают собранные аудиторские доказательства


и подготавливают выводы для включения их в аудиторский отчет) и документы, отражающие контрольные процедуры качества выполненных работ.

К организационным документам следует отнести: план, программу аудита, документы, содержащие информацию о клиенте, специфике его бизнеса, расчеты времени, которое предполагается затратить на проведение аудита, с определением уровня существенности статей финансовой отчетности, а также корректирующие документы к плану и программе аудита.

На исследовательской стадии, при сборе доказательств по существу аудита рабочие документы делят на сводные и частные. В сводных документах могут отражаться собранные идентичные доказательства по всем объектам аудита (например, нетипичные бухгалтерские записи, перечень выявленных нарушений), при условии, что будет выделен объект аудита, по которому выявлены нарушения. Частные рабочие документы имеют целенаправленный характер и должны быть разработаны для каждого объекта аудита отдельно (например, группировка дебиторской задолженности по срокам и размерам сумм или выборочная проверка состава статей калькуляции и т.д.).

На заключительном этапе аудита должны быть выполнены перепроверочные процедуры, т.е. контроль качества работы аудиторов и их ассистентов. Эти действия старших аудиторов или директора аудиторского предприятия должны быть документально оформлены в целях подтверждения того, что аудит данное предприятие выполняет действительно на высоком профессиональном и качественном уровне. Контрольный тест на завершающем этапе проверки составляется также в виде перечня вопросов относительно полноты проверки всей рабочей документации с вариантами ответов (положительным и отрицательным).

В итоговой части каждого рабочего документа необходимо ставить подпись лица, составившего документ, и лица, проверившего документ. Исключением является документ по контролю на завершающем этапе аудита, в итоговой части которого необходимо написать: «Аудиторский отчет мною проверен и подписан», указать дату подписания аудиторского отчета и дату заполнения этого рабочего документа, подписать его должен директор аудиторской фирмы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.