Утомление и усталость. Психическая сатурация, перенапряжение
Длительное выполнение трудовых операций способствует появлению утомления у работников. Утомление − временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Утомление может быть компенсируемым и некомпенсируемым. При компенсируемом утомлении оператор усилием воли может преодолеть возникающие нарушения и надежно управлять СЧМ. При некомпенсируемом утомлении преодолеть возникшие нарушения усилием воли человек не в состоянии, в результате чего возрастает вероятность ошибок. Последнее подтверждается ростом ДТП после 7 и особенно 10 ч работы, когда у водителя развивается некомпенсированное утомление. Проанализируем признаки и динамику утомления на примере работы водителя. Скорость развития утомления зависит от состояния водителя, в котором он выехал в рейс. Если накануне он не выспался или выполнял тяжелую работу, то утомление и сонливость за рулем могут возникнуть значительно раньше. Так, опрос водителей, проведенный А. И. Вайсманом, показал, что при 6-ти часовой продолжительности сна перед сменой сонливость отмечали 44 % водителей, при 7-ми часовой − 29,2 %, при 8-ми часовой − лишь 16,2 %. Необходимо также учитывать, что для полного восстановления работоспособности продолжительность ночного сна должна быть примерно равна продолжительности работы днем. Эта закономерность особенно характерна для тяжелого труда, к которому относится и работа водителя. Поэтому можно рекомендовать водителям семичасовой сон после 7 часов работы и десятичасовой сон после 10 часов работы. Правилами дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения. Однако водителю трудно определить степень утомления, при которой не следует управлять автомобилем, так как субъективные переживания своего состояния и объективные характеристики деятельности могут не совпадать. Усталость − комплекс субъективных переживаний, сопутствующих состоянию утомления. Иногда человек не ощущает усталости и утомление может проявиться внезапно в резком снижении работоспособности или в сонливости. Конечно, усталость как субъективное переживание утомления может помочь водителю оценить свою работоспособность, но постоянным критерием в оценке работоспособности только степень усталости быть не должна. Кроме чувства усталости признаком наступающего утомления могут служить появление, казалось бы, незначительных ошибочных действий: желание выпрямиться, переменить позу; заметное снижение интенсивности и устойчивости внимания; непроизвольное отвлечение на мысли, не связанные с управлением автомобиля. Для преодоления этих негативных явлений необходимо прикладывать все большее волевое усилие. Вместе с тем, первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов работы, не опасны для работника и легко устраняются кратковременным отдыхом. Утомление во время работы − это нормальный физиологический процесс. Нарушения, которые при этом возникают, обычно после ночного отдыха проходят, и работоспособность полностью восстанавливается. Однако если человек в течение продолжительного времени выполняет тяжелую работу, да еще ночью систематически недосыпает, развивается переутомление. Ночной сон не снимает чувства усталости, возникает вялость, общая слабость, головная боль, сонливость днем. В запущенных случаях проявляется невроз, который требует длительного лечения. Тяжесть и утомительность различных видов труда определяются рядом факторов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|