Требования к организации информационного поля
1. В зоне центрального зрения должно находиться 4 − 8 объектов. 2. Следует уменьшить объем поля за счет ненужных объектов. 3. Наилучшим является выделение объекта другим цветом. Количественные характеристики слухового анализатора: абсолютный, дифференциальный и временной пороги зависят от интенсивности и частоты звука. Специфическим видом слухового восприятия является восприятие речевых сообщений. Речь обладает акустическими, фонетическими, фонематическими, слоговыми, морфологическими, смысловыми характеристиками. Важно правильное построение аудиотекста и организация речевого сообщения (трехсложные слова, с ударением на последнем слоге, начинающиеся на гласную, часто встречающиеся, 7 − 2 во фразе, порядок слов). Характеристика кожного анализатора. Тактильная и вибрационная чувствительность обусловлена одними и теми же рецепторами, и это помогает человеку воспринимать окружающий мир в динамике. Кинестезическая чувствительность важна для сознательного контроля за движениями и адекватной ориентации пространстве. Дублирование информации сказывается на ее восприятии. Распределение информации между разными анализаторами улучшает ее прием. Итак, время реакции существенно зависит от модальности сигнала и может управляться посредством подбора модальностей. Время реакции возрастает при возрастании силы раздражителя при прочих равных условиях, оно зависит от контрастности и значимости сигнала: а также от источника активации (внешний или внутренний). На этапе переработки информации решающая роль принадлежит памяти и мышлению. Память – процессы сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование и возвращение в сферу сознания. Запоминание. Зависит от особенностей отражаемых объектов и особенностей активности самого человека (деятельность, состояние, мотивация). Забывание. Происходит, если информация не используется, искажается другой информацией (интерференция), противоречит мотивам деятельности. Воспроизведение. Факторы, влияющие на полноту воспроизведения: 1. Осмысленность информации. 2. Неожиданность информации. 3. Близость информации по смыслу или форме. 4. Время между представлением информации и ее воспроизведением. Для оператора важное значение имеют все виды памяти, обеспечивающие сохранения информации в течение разных промежутков времени. Сведения, необходимы работнику в процессе его деятельности, могут запоминаться произвольно, целенаправленно (алгоритм деятельности) и непроизвольно, сама собой. Продуктивность памяти зависит от наличия избыточности, неожиданности и привычности сигналов; способа организации информации; модальности сигнала; длительности и характера предъявления. Для работы оператора может иметь значение не только то, через какой канал восприятия поступила информация (зрительный, слуховой, обонятельный и т.д.), но и то, какие эмоции у человека появились после ее получения. Повторение ситуаций, вызвавших ранее положительные или отрицательные эмоции, может и в настоящем вызвать неуверенность, страх, раздражение, поскольку активизируется эмоциональная память. При этом у человека может быть достаточно возможностей для преодоления ситуаций в настоящем за счет расширения опыта, квалификации, возможности использовать опыт коллег. Центральное место в деятельности оператора занимает мышление. Мышление – активный процесс отражения объективного мира в форме понятий, суждений, умозаключений. В его основе лежат процессы анализа и синтеза, благодаря чему человек имеет возможность по-новому «увидеть» ситуацию, выделить в ней большее или меньшее количество признаков. В процессе мышления происходит выявление проблемной ситуации и ее мысленное преобразование. Элементы, параметры ситуации (задачи) условно подразделяются на незначимые и значимые, перестраиваются, переструктурируются в сознании человека, происходит открытие, формулирование «нового знания». При решении производственных задач работник оценивает имеющуюся информацию, «отбрасывает» несущественную, мысленно конструирует упрощенную модель ситуации, формулирует возможные решения и т.д. Моделирование процессов мышления позволяет передать решение задач машинам. Использование искусственного интеллекта ориентировано на получение результатов, сходных с результатами человека. Принятие решения осуществляется оператором в условиях дефицита информации и времени, борьбы мотивов, принятия решения. Субъективные факторы: мотивы, установки, воля, эмоции, – играют на этапе принятия решения наибольшую роль. Принятию решения оператором предшествует информационная подготовка: - анализ обстановки, сопоставление ее с условиями задачи, построение концептуальной модели; - определение направленности и характера преобразований ситуации; - решение проблемы в процессе оперирования исходными и преобразованными данными. Наиболее важную роль играют эвристические процессы, однако их протекание на сегодняшний день можно считать изученным недостаточно.
3.4 Процессы целеполагания, планирования и регулирования в деятельности оператора Процессы целеполагания, планирования и регулирования в деятельности оператора При всей важности роли познавательных процессов в ходе принятия решения нельзя не учитывать значение эмоций, воли, мотивации личности, особенно, в значимых ситуациях. Для организации целостной деятельности необходимо, чтобы человек сформулировал ее цель, спланировал конкретные «шаги» по ее достижению, спрогнозировал, какие возможны трудности и препятствия на пути ее достижения, принял решение действовать, осуществлял бы в процессе деятельности самоконтроль и коррекцию своих действий. Перечисленные выше процессы носят название регулятивных (или интегральных), поскольку способствуют переходу от познания окружающей действительности к исполнительским действиям. Регулятивные процессы развертываются после познавательных и на основе их результатов. Каждый из процессов соотнесен со вполне определенным этапом осуществления деятельности. До начала деятельности требуется самостоятельная формулировка цели или принятие цели, заданной кем-то извне (о такой ситуации обычно говорят: «Перед нами поставлена цель …»). Именно цель является системообразующим фактором деятельности, при этом в свое деятельности человек, как правило, преследует несколько целей. Например, водитель может стремиться выполнить рейс за максимально короткое время, при этом не превысить нормы расхода топлива и не попасть в дорожное происшествие. С учетом объективной и субъективной значимости цели выстраиваются в определенную иерархию. В процессе деятельности может появиться новая цель, и это потребует корректировки всей деятельности. Процессы прогнозирования и планирования с разной степенью подробности позволяют уменьшить неопределенность имеющейся ситуации, предусмотреть возможные события, «заглянуть в будущее». Прогнозирование базируется на процессах ощущения, восприятия и памяти, сложные задачи прогнозирования требуют обобщения и классификации, благодаря чему с помощью мышления увеличивается «дальность» прогнозирования. Наиболее сложным их регулятивных процессов является процесс принятия решения. Однако и на этапе реализации принятого решения, происходит постоянная его оценка и коррекция. Наиболее эффективно деятельность осуществляется, если человек имеет возможность получить обратную связь о промежуточных результатах, скорректировать свои действия путем принятия новых решений. В этих условиях работник не только выполняет свои обязанности, но и приобретает профессиональный опыт, осуществляет самообучение. Самоконтроль и коррекция позволяют максимально приблизить результат деятельности к первоначально сформулированной цели. А.В. Карпов указывает также, что регулятивные процессы тесно связаны с важнейшими личностными качествами: целеустремленность, решительность, самоконтроль или недисциплинированность, спонтанность. Вывод: операторская деятельность представляет собой разновидность трудовой деятельности человека, имеющую свои особенности.
Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение деятельности человека. Какова ее структура? 2. Охарактеризуйте роль обратной связи в регуляции деятельности человека в СЧМ. 3. С чем связаны существующие особенности деятельности человека в СЧМ? 4. Из каких этапов складывается деятельность человека в СЧМ? 5. Объясните значение каждого из познавательных процессов для деятельности человека в СЧМ. 6. Чем, на Ваш взгляд, объясняется второе название регулятивных процессов – интегральные процессы?
Список литературы 1. Душков, Б.А. Основы инженерной психологии : учебник для вузов / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. – М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2010. 2. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2010. 3. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. – М. : Проспект, 2001. – 584 с. 4. Практикум по инженерной психологии и эргономике : учеб.пособие / под ред. Ю. К. Стрелкова. – М. : Академия, 2003. – 400 с. 5. http://www.voppsy.ru – сайт журнала «Вопросы психологии» 6. http://www.ipras.ru/cntnt/rus.html – сайт журнала «Психологический журнал» http://www.psy.msu.ru/science/vestnik – сайт журнала «Вестник МГУ. Психология. Серия 14»
Тема 4.ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СОЗДАНИЕ И ОЦЕНКА СИСТЕМ «ЧЕЛОВЕК− МАШИНА» 4.1 Общее понятие о проектировании. Принципы, методы и этапы проектирования. 4.2 Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ. 4.3 Основные концепции анализа и проектирования систем «человек – машина». 4.4 Ноу-хау и защита интеллектуальной собственности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|