Здавалка
Главная | Обратная связь

Ноу-хау и защита интеллектуальной собственности



Проектирование и создание новых СЧМ, а также иных интеллектуальных продуктов, ставит проблему признания и защиты интеллектуальной собственности.

В мировой практике не существует юридического определения понятия интеллектуальной собственности. Наиболее часто применяется понятие интеллектуальной собственности как «информации, позволяющей реализовать коммерческую стоимость творческой идеи».Так же как и право на материальные объекты собственности, интеллектуальная собственность дает ее владельцам право, исключающее возможность доступа к собственности других лиц или использование этой собственности другими лицами. Юридические инструменты для защиты интеллектуальной собственности − это патенты, товарные знаки, промышленные образцы, авторское право и т. п.

Главный принцип, лежащий в основе режима защиты интеллектуальной собственности, состоит в том, что защита стимулирует исследования, технические усовершенствования и творческий процесс. Этот принцип можно проследить с конца XVI века. До сегодняшнего дня режим защиты интеллектуальной собственности устанавливает баланс между «даром исключительности» и растущей конкуренцией. Первый позволяет личности и компаниям пользоваться преимуществом их творческих усилий, вторая способствует росту технических усовершенствований, экономическому росту и повышению уровня жизни. Соответствующая защита интеллектуальной собственности и ее юридическое сопровождение способствует рациональному распределению ресурсов для технического прогресса.

Патентные исследования проводятся на различных этапах жизненного цикла продукции, и их результаты используются для выработки важнейших управленческих решений при проведении НИР и ОКР, направленных на создание конкурентоспособной продукции.

Конкурентоспособность промышленной продукции определяется рядом факторов.

Одним из важнейших факторов конкурентоспособности является высокий ее технический уровень. Обеспечение этого фактора непосредственно связанное с созданием и использованием в объекте разработки объектов интеллектуальной собственности (ОИС), то есть изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, топологий интегральных схем. Использованию этих ОИС в разрабатываемой продукции предшествуют патентные исследования, связанные с поиском информации об этих объектах и выбором из их числа наиболее эффективных (коммерчески значимых).

Создание и эффективное использование технических объектов интеллектуальной собственности − это путь роста благосостояния всей нации, всей страны, а не только отдельных ее субъектов. Прекрасным примером этому может служить послевоенная история Японии. Но для этого и правительство, и общество в целом должны повернуться лицом к нуждам создателей новой техники и к пониманию того, что развитые банковские и биржевые системы − это необходимые элементы рыночной экономики, но они нужны, в первую очередь, для развития и поддержания производства и науки, но ни в коем случае наоборот.

Нельзя не отметить, что за последние годы во всем мире увеличивается круг объектов интеллектуального творчества, на которые их создателям предоставляются исключительные и близкие им права. В качестве примера можно назвать программы ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения. Однако имеется еще очень большой круг объектов творческой деятельности, которые в силу указанных причин остаются неохраноспособными. Это в первую очередь научно-техническая продукция, а также чертежи, схемы, графики, расписания, открытия, идеи и т. п. Охрана таких объектов в рамках авторского права возможна, но недостаточна, т. к., авторским правом охраняется лишь форма, а не содержание (английский термин названия этого права «copyright» − дословно «право на копирование» очень точно отражает возможности его правоприменения.

Все технические объекты интеллектуального творчества подразделяются на охраноспособные (интеллектуальная собственность в юридическом понимании) и неохраноспособные (в отношении содержания объектов).

К охраноспособнымобъектам интеллектуальной собственностиотносятся: патентное право − на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания; авторское право − на программы для ЭВМ и БД, произведения науки, фирменные наименования, топологии ИМС.

К неохраноспособнымобъектам интеллектуальной собственностиотносятся: научно-техническая продукция, чертежи, расписания, графики, открытия, гипотезы, идеи.

Обеспечение высокого технического уровня разрабатываемой продукции невозможно без проведения оценки технического уровня на различных этапах жизненного цикла продукции. Оценка технического уровня продукции является традиционным видом патентных исследований.

Не менее важным фактором, определяющим конкурентоспособность продукции, является соответствие качества продукции требованиям потребителей.

Еще одним значимым фактором, определяющим конкурентоспособность продукции, является соответствие ее тенденциям развития рынка данной продукции. Это означает, что, планируя разработку новых образцов продукции и их освоение в производстве, необходимо предвидеть (прогнозировать), как в ближайшем будущем будет развиваться рынок этой продукции: будет ли он развиваться стабильно, или можно ожидать расширения спроса на эту продукцию, или, напротив, следует ожидать его сокращения.

В числе факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, следует выделить условия конкуренции на рынке данной продукции. Анализ условий конкуренции является составной частью маркетинговых исследований и включает в себя следующие основные виды исследований:

· выявление потенциальных конкурентов и ранжирование их по степени активности на рынке продукции данного вида;

· определение направлений научно-технических поисков ведущих фирм-конкурентов и анализ их последних достижений;

· анализ географии патентования фирм-конкурентов;

· определение ассортимента продукции и услуг конкурентов;

· анализ лицензионной деятельности конкурентов;

· сегментацию рынка и выбор рыночной «ниши»;

· поиск потенциальных партнеров и анализ возможных форм сотрудничества.

Все эти исследования могут быть осуществлены на основе анализа патентной информации.

Направления научно-технических поисков фирмы определяются тем, какие цели или задачи ставит перед собой фирма, совершенствуя данный вид продукции. Это можно установить, анализируя описания изобретений этой фирмы. Выявив наиболее сильные (коммерчески значимые) изобретения фирмы из числа последних ее достижений, можно установить, какие новинки эта фирма может в ближайшие годы поставить на рынок данной продукции и оценить перспективы в конкурентной борьбе на этом рынке.

Основной целью анализа условий конкуренции на рынке продукции является выбор рыночной «ниши», в которой фирма, проводящая такие исследования, имеет возможность избежать острой конкуренции или иметь таких конкурентов, потенциальные возможности которых (научно-технический потенциал, производственные мощности, кадровый состав и др.) сравнимы с возможностями данной фирмы.

Таким образом, обеспечение всех основных факторов конкурентоспособности требует защиты своих прав, учета их при проведении соответствующих патентных исследований.

В соответствии с «Гражданским кодексом Российской Федерации» ноу-хау (английское «know-how» − «знать как» или «знать, как делать») являются объектами интеллектуальной собственности.

Под ноу-хау понимаются не являющиеся общеизвестными и практически применимые в производственной и хозяйственной деятельности различного рода технические, коммерческие, производственно-экономические знания и опыт, включая методы, способы и навыки, необходимые для проведения проектирования, расчетов, строительства и изготовления каких-либо объектов и изделий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, разработки и использования технологических процессов, методы и способы лечения, знания и опыт административного, организационного, управленческого, экономического, финансового или иного порядка. Имущественные отношения, возникающие по поводу таких объектов, связаны только с особенностью их функционирования. Объектом ноу-хау может быть любой нематериальный объект (как охраноспособный, так и неохраноспособный), но для того, чтобы он стал таковым, создатель такого объекта должен выполнить ряд организационно-правовых действий, среди которых основное − принять меры к защите конфиденциальности информации о таком объекте.

Ноу-хау в большинстве случаев являются частью коммерческой тайны предприятия, которая также охраняется в соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Передача ноу-хау может осуществляться двумя основными путями: приобретением имущественного права на ноу-хау в результате вклада в уставной фонд предприятий различных форм собственности или предоставлением лицензии.

Одним из определяющих коммерческих условий, влияющих на позиции сторон во время переговоров о передаче ноу-хау, является коммерческая тайна. Специалисты в области технологического сотрудничества отмечают, что ценность коммерческой тайны как товара возрастает обратно пропорционально объему информации, получаемой потенциальным покупателем до заключения соглашения (договора, контракта). Важно заранее определить объем сведений, который может заинтересовать партнера в предлагаемых ноу-хау, но не позволить ему воспользоваться этой информацией безвозмездно.

Вывод: проектирование представляет собой создание интеллектуального продукта, соответствующего необходимым научным и производственным требованиям.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под проектированием? Каковы принципы проектирования?

2. Охарактеризуйте содержание этапов проектирования.

3. В чем состоит содержательное сходство и различия психологических концепций проектирования?

4. На каких принципов основывается проектирование и оценка СЧМ?

5. Охарактеризуйте изменения в инженерной деятельности, произошедшие за последние 20 лет в нашей стране.

 

Список литературы

1. Душков, Б.А. Основы инженерной психологии : учебник для вузов / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. – М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2010.

2. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2010.

3. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 336 с.

5. http://www.voppsy.ru – сайт журнала «Вопросы психологии»

6. http://www.ipras.ru/cntnt/rus.html – сайт журнала «Психологический журнал»

7. http://www.psy.msu.ru/science/vestnik – сайт журнала «Вестник МГУ. Психология. Серия 14»

 


МОДУЛЬ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СЧМ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.