Здавалка
Главная | Обратная связь

Психолого-педагогические аспекты усвоения новых знаний



Усвоение – сложный психолого-педагогический процесс, под которым понимают учебно-познавательную деятельность учащихся (т.е. учение), направленную на сознательное и прочное овладение учащимися понятий, законов, теорий, способов деятельности и превращение их в личное достояние каждого учащегося.

Анализ процесса усвоения позволяет выделить следующие его элементы или этапы:

1. Восприятие, осознание и осмысление учебного материала [20].

Восприятие – процесс построения в сознании человека целостного образа объектов (предметов, ситуаций, событий, людей и их взаимоотношений), так или иначе действующих в данный момент на его органы чувств. Этот процесс построения чувственных образов происходит не вполне "автоматически", он зависит от ряда обстоятельств [25].

Восприятие предполагает на основании комплекса зрительных, слуховых, тактильных и других ощущений, а также прежнего опыта узнавания предметов и явлений, отнесение их к определенным группам учащихся.

Условием эффективного восприятия информации является поддержание внимания. Восприятие должно быть связано с целью и задачами, которые актуальны для учащихся, а также должно быть эмоциональным, интересным, обеспечивать умственную активность учащихся [20].

Понимание – совокупность процессов познания у определенного человека (или группового субъекта деятельности), в результате которых новое знание (начиная от смутных чувственных впечатлений и кончая научными понятиями) встраивается в систему уже существующего [26].

Понять значит установить связи вещей и явлений друг с другом, с опытом и прошлыми знаниями учащихся, выявить сущность изучаемых предметов и явлений.

Процесс понимания включает два этапа:

- осознание информации

- осмысленность информации [20]

Осознание – совокупность познавательных действий и преднамеренных процессов, в результате которых человек начинает отдавать себе отчет, замечать или не замечать (рефлексировать) нечто происходящее во внешнем или внутреннем мире [26].

Осознание – начальный уровень понимания в виде раскрытия сущности явлений и процессов реальной действительности, т.е. понимание целого, системы знаний.

Осмысление – сопоставление внутренних связей и отношений.

Осмыслить то или иное событие, значит определить его место среди других событий, вызвавших его появление и рассмотреть результаты, к которым это явление приведет.

На базе восприятия, основанного на понимании (осознание и осмысление) у учащихся формируется представление о том или ином явлении, объекте [20].

2. Запоминание.

Запоминание – совокупность процессов и действий, направленных на удержание впечатлений, представлений в памяти [25].

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее материалом.

Виды запоминания:

- непроизвольное (происходит без специально поставленной цели - запомнить, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала, подлежащего закреплению, и применения каких-либо приемов запоминания), хорошо осуществляется, если учебный материал средней сложности, вызывает интерес у учащихся и положительные эмоции.

Полнота, точность и прочность непроизвольного запоминания зависят от целей и мотивов выполняемой человеком деятельности и от способов ее осуществления.

- произвольное (происходит, когда человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено им самим или ему предлагается). Таким образом, произвольное запоминание является специальным мнемическим действием. Успешность произвольного запоминания зависит от особенностей мнемических целей. При таком запоминании должна быть установка, т.е. четкая постановка задачи: запомнить материал точно, полно и наглядно. Без установки материал быстро забывается [16].

3. Обобщение и систематизация.

Обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Обобщение позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения [16].

Процесс обобщения – мысленное выделение и объединение существенных черт изучаемых предметов, фактов, процессов.

Систематизация – мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа или признака.

Результат этого процесса – усвоение понятий, отражающих обобщенное представление о сущности явления, свойств, выражаемых в специальных терминах, определениях или обозначениях [20].

Мышление - совокупность психических процессов, состояний, действий человека, направленных на решение различных задач (практических, теоретических) и обеспечивающих это решение (нахождение ответов на поставленные вопросы, подтверждений или опровержений выдвигавшихся гипотез). Внутренне принятая человеком задача (т.е. некоторое представление о желаемом будущем, данное в условиях конкретных возможностей и ограничений) является системообразующим звеном процессов мышления.

Ум человека не ограничивается лишь умением рассуждать. Логические (мыслительные) действия, как и действия восприятия, дают человеку новое знание. Но важная отличительная их особенность в том, что здесь добывается знание о чем-то неявном, скрытом, незримом, недоступном органам чувств.

Умение мыслить, мысленно разбираться в чем-либо отчасти формируется само собой в ходе усвоения речи, опыта, при общении с окружающими.

Логические действия сводятся к первичным операциям – анализу и синтезу.

Анализ – выделение частей мыслимого объекта, разделение его на составляющие.

Синтез – действие, противоположное анализу, а именно, мысленное восстановление целого из разрозненных деталей, соединение их в соответствии с реальностью каким-то правилом [26].

Условия успешности усвоения:

· Внутренние

- активность учащихся в процессе учения;

- мотивация учения, интерес учащихся при учении;

- установка учащихся на усвоение.

· Внешние

- содержание учебного материала;

- форма подачи учебного материала;

- сложность материала;

- значение данного материала для получаемой профессии [20].

 


4. Тема 4. Отдельные вопросы методики профессионального обучения (теоретического и производственного (практического) обучения)

Схемы, таблицы







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.