Понятие средств обучения и их характеристика
Методика обучения определяет процессуальную сторону формирования знаний и умений. В процессе обучения для организации взаимодействия преподаватель – учащиеся включаются посредники, которые ставят субъектов обучения между собой и объектами изучения (учебник, явление, технологический процесс). С помощью посредников увеличивается объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, профессиональных умений, улучшается восприятие изучаемых технических объектов, физических явлений и т.д. Для обозначения этих посредствующих элементов в теории обучения употребляется понятие средства обучения [28]. Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и студента [12]. Понятие средства обучения широко по своему объему. Средство все то, что необходимо для реализации цели. Если перечислять весь арсенал средств обучения педагога или мастера производственного обучения, необходимо было бы проводить специальное исследование. К широкому спектру дидактических средств обучения относят все то, что каким-то образом может быть представлено [28]. Средства обучения, равно как и содержание, методы, организационные формы, являются компонентом системы обучения (проектируемой модели) и педагогического процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы любого учебного заведения. Будучи компонентом разнообразных системных образований в педагогической науке и практике, дидактические средства обучения оказывают самое непосредственное влияние на все другие компоненты в полном соответствии с установившимися системообразующими связями функционирования, преобразования, взаимодействия. Проектирование, создание и внедрение дидактических средств реализуется с учетом общих законов дидактики, уровня подготовки студентов к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины. Таким образом, в категориальном аппарате дидактики средства имеют самостоятельный статус наряду с целями, содержанием, методами, организационными формами обучения. Как бы различны ни были дидактические функции средств обучения, все они обладают общими функциями: -наглядности, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой учащимися учебной информации, формирование представлений и понятий; -информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, т.е. носителями определенной информации; -компенсаторности, облегчающей процесс обучения, способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого; -адаптивности, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, адекватность содержания понятия возрастным особенностям учащихся, плавную преемственность знаний; -интегративности, позволяющей рассматривать объект или явление как часть и как целое; -инструментальная, ориентированная на обеспечение определенных видов деятельности и достижение методической цели; -мотивационная, служащая формированию устойчивой мотивации учебной деятельности. Все функции средств обучения взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на учебно-воспитательный процесс, обеспечивая его рациональную организацию и управление [15]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|