Межпредметные связи в содержании общепрофессиональных и специальных дисциплин
Одним из важнейших условий прочности и действенности формируемых у учащихся знаний, умений и навыков является осуществление межпредметных связей в процессе преподавания учебных предметов [20]. Межпредметные связи – взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое. Подразделяются на два вида: 1. горизонтальные – между одновременно изучаемыми циклами, дисциплинами одного цикла, разделами и темами одного предмета, а также между теоретическим и практическим курсом; 2. вертикальные, обеспечивающие преемственную связь восходящих ступеней образовательной лестницы [26]. Межпредметные связи являются одной из основ создания единого образовательного процесса в профессиональном образовании, так как: · выступают необходимым условием формирования у учащихся системы знаний и овладения основами наук; · способствуют формированию научного мировоззрения учащихся; · способствуют овладению научных основ современного производства; · позволяют достигать хороших результатов в развитии умственной, эмоциональной и физической деятельности учащихся; · позволяют строить согласованную организационную и управленческую деятельность педагогического коллектива. Межпредметной связью (МПС) называется согласованность содержательного и процессуального компонента двух или нескольких дисциплин. Содержательный компонент МПС включает в себя взаимосвязь структурных элементов между учебными блоками, внутри блоков, внутри предметов и выражается в единстве понятий, научных фактов, законов, явлений. Процессуальным компонентом МПС является система, объединяющая методы учебно-познавательной деятельности, дидактические средства обучения и условия обучения [1]. Действие МПС распространяется на все учебные предметы и практически на все учебные темы. Классификация МПС: Исходя из методического разнообразия МПС, выделяют следующие их виды: 1. локальные (внутритемные) – логические связи понятий внутри изучаемой темы данного предмета; 2. внутрипредметные – связи, при которых новые знания основываются на предыдущих и связь не выходит за пределы одного предмета; 3. межпредметные – связи между отдельными разделами, темами, понятиями различных изучаемых дисциплин, которые устанавливаются на основе единства определений одних и тех же понятий; 4. межцикловые – связи между предметами общеобразовательного, общепрофессионального и специального циклов; 5. связь теоретического и производственного обучения, при которых формируемые умения выступают как условия сознательного применения теоретических знаний на практике. По содержательному признаку выделяют следующие виды МПС: 1. МПС теоретические, основанные на единстве закономерностей, изучаемых и используемых в разных предметах; 2. МПС объективные, при которых один и тот же объект изучается в разных дисциплинах; 3. МПС, основанные на единстве научного подхода в разных предметах; 4. МПС, основанные на использовании одного и того же приема деятельности (умение работать с приборами, таблицами, справочниками, умение решать задачи). По временному признаку выделяют МПС: 1. предшествующие (преемственные), при которых ранее усвоенные знания из смежных предметов используются для изучения данного учебного предмета. При этом взаимосвязанные между собой темы предметов изучаются в разное время и учебная дисциплина, которая изучалась раньше служит источником информации и опорой для предмета, который изучается позже. 2. сопутствующие (параллельные), при которых взаимосвязанные между собой темы разных предметов изучаются одновременно. В этом случае приобретаемые знания и умения взаимно обогащаются, дополняются и развиваются известными знаниями и умениями из другого учебного предмета, изучаемого параллельно. 3. перспективные (последующие), при которых при изучении конкретной темы данного предмета применяются знания из других смежных дисциплин, которые будут изучаться в будущем [1]. МПС в обучении позволяют ставить перед учащимися познавательные задачи, которые активизируют их учебную деятельность – напряжение памяти, развитие творческого мышления, эмоционально-волевые мотивы работы, развитие воображения и речи. Решение проблемы МПС играет важную роль при определении содержания, методов. Организации учебного процесса. Для понимания МПС исходят из двухсторонней их сущности. Первая сторона находит отражение в определении содержания обучения и учитывается при разработке учебных планов и программ, составлении учебников, учебных и методических пособий по соответствующим учебным предметам. Эта сторона МПС отражает принцип систематичности и определяет такой подход к отбору и расположению учебного материала взаимосвязанных предметов в учебных планах, программах и учебниках, при котором знания, полученные учащимися при изучении одного или нескольких предметов, являются основой для изучения других или закрепляются при их изучении. Вторая сторона, функция МПС проявляется непосредственно в процессе обучения. Учащиеся изучают большое количество предметов, у них формируются разнообразные навыки и умения. Все это должно восприниматься ими как единый взаимосвязанный комплекс. Учащиеся с помощью преподавателей устанавливают связи между знаниями, полученными на разных предметах. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|