Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль привязанности в психическом развитии.



Для развития ребенка важную роль играет эмоциональная связь между матерью и младенцем, которая закреплена эволюционно. Привязанность – тесная связь младенца с близким взрослым, характеризующаяся интенсивными чувствами. Ребенок, который ощущает мать как надежную точку привязанности может от нее достаточно далеко отползать и удовлетворять исследовательскую и познавательную потребность. Не ясно, каков критический период возникновения привязанности. Боулби: критическим является период с начала возникновения у ребенка страха других людей (7-8 месяцев) и до 2-х лет. Утверждает, что дети без родительского попечения безэмоциональны, и у них не развивается способность к установлению близких связей с людьми. Если в этот критический период не произошло импритинга, то ребенок утрачивает доверие к людям, и во взрослом возрасте отношения с людьми у него будут поверхностными. В детдомах имеет место феномен политропности, который представляет собой «мультипликацию материнской заботы»: за ребенком ухаживают одновременно разные люди, которые постоянно друг друга сменяют. Это крайне неблагоприятный фактор для развития ребенка, т. к., в результате, у ребенка нет возможности сформировать надежную привязанность. Роль привязанности важна не только для развития ребенка, но продолжает оказывать влияние на жизнь уже взрослого человека. Привязанность, возникшая в детстве, очень устойчива. Эйнсуорд на основе своей методики «незнакомой ситуации» выделила несколько видов привязанности: надежная (прочная) привязанность - ребенок положительно реагирует на незнакомого человека; расстраивается уходу и радуется приходу матери. Для надежной привязанности важна взаимность (привязанность – это обоюдная синхронность). Простое на первый взгляд взаимодействие ребенка и матери является сложнейшим танцем, где мать постоянно подстраивается под ребенка. ненадежная привязанность: а) избегающий тип: ребенок не протестует против ухода родителя; б) тревожно-амбивалентный тип: ребенок то подбегает к матери и хочет быть рядом с ней, то убегает и не обращает внимания на нее; в) дезорганизованный тип – сочетает черты избегающего и амбивалентного. Ребенок находится в состоянии страха и смятения; г) контролирующий тип: ребенок выполняет функцию взрослого, ведет себя, как взрослый (этот тип был выделен позже). Тип привязанности определяется отзывчивостью и сензитивностью родителей, тем, насколько мать чувствительна к сигналам ребенка. Ненадежная привязанность возникает, если мать относится к ребенку по настроению, часто в семьях алкоголиков, при непредсказуемом поведении взрослого. При гиперопеке матери, либо при постоянном отвержении ребенка матерью. У младенца есть рабочие ментальные модели соотношения себя и других, которые используются для понимания событий и их интерпретации и для прогнозирования. Модели зависят от семьи: на основе отношения к ребенку матери он делает вывод, заслуживают или нет люди доверия. Формируется соотношение между моделью Я и моделью другого человека. Оно может быть различным: Позитивная модель Я и позитивная модель другого. При этом возникает надежная привязанность; активно взаимодействуют с близкими в будущем. Позитивная модель Я и негативная модель другого. Соответствует избегающей привязанности; обесценивание тесных эмоциональных контактов. Негативная модель Я и позитивная модель другого. Амбивалентная или сопротивляющаяся привязанность, колебание отношения; проблемы в установлении эмоциональных контактов. Негативная модель Я и негативная модель другого. Дезорганизованная привязанность; серьезные эмоциональные расстройства. Дети с надежной привязанностью лучше запоминают позитивные события жизни, а с отрицательной – негативные, т. е. в последнем случае есть условия для развития тревожности. Ненадежная привязанность в пределах нормы является фактором риска возникновения психопатологии, т. к. привязанность – основа чувства безопасности, если ее нет, то нет исследовательской активности, у ребенка не возникает представление о себе как о хорошем, уверенности в себе, представления о том, что достоин любви. У детей с надежным типом привязанности в 1-й год лучше моторное развитие. Потом лучше игра и общение со сверстниками. В школе большая настойчивость в учебе, лучше общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Дети с надежной привязанностью более жизнестойкие. Ненадежный тип привязанности во взрослом возрасте ведет к зависимости от другого человека. По данным Майн тип привязанности в 70% случаев передается от родителей к детям. У детей, лишенных родительского попечения, в подростковом возрасте наблюдаются безэмоциональный характер, вялость, агрессивность, неуверенность в себе, интеллектуальное отставание. Итак, роль привязанности в раннем детстве состоит в том, что рабочие модели взаимоотношений у ребенка становятся базой для построения взаимоотношений во взрослой жизни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.