Теория развития Ж. Пиаже.
Жан Пиаже (1896-1980) виднейший представитель Женевской школы генетической психологии. Изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. На ранних этапах своего творчества он уделял больше внимания речи дошкольников. Анализ Пиаже показал, что детские высказывания можно разделить на 2 группы: 1. социализированная речь – характеризуется заинтересованностью в ответном реагировании партнера по общению, ее функция – воздействие на собеседника. Категория социализированной речи – информация, критика, приказ, просьба, угроза, ответ и т.д. 2. эгоцентрическая речь – ребенок сообщает то, о чем он думает в данный момент, не интересуясь тем, слушают его или нет. Функция – удовольствие разговаривать, сопровождение и ритмизация действий. Коэффициент эгоцентрической речи максимален в раннем возрасте, постепенно снижается к 6-7 годам. В 7-8 лет возникает заинтересованность во взаимопонимании. В факте эгоцентрической речи он увидел важнейшее доказательство качественного своеобразия детской мысли. Разработал новый метод клинической беседы, для «проникновения» во внутреннюю структуру мышления дошкольников, т.к. методы наблюдения и тестирование не могли этого сделать. Этот метод – свободная беседа с ребенком без ограничения фиксированными стандартными вопросами: природные явления, снова, нравственность и т.д. (такие вопросы, которые дети часто задают взрослым в повседневной жизни). Это возрастной срез речевого и умственного развития ребенка. Он рассчитывал выяснить, что определяет позицию ребенка и какова структура его познавательной деятельности. Клиническая беседа представляет своего рода искусство спрашивать. Первоначально гипотеза Пиаже состояла в том, что обнаружена промежуточная форма мышления, эгоцентрическое мышление, которое обеспечивает переход от аутизма (заимствовано из психоанализа) младенца к реалистическому социализированному мышлению взрослого. Аутистическая мысль – индивидуализированная, ненаправленная, подсознательная, руководимая стремлением к удовлетворению желания, выявляется в образах. Социализированная, разумная, направленная мысль социальна, преследует сознательные цели, приспосабливается к действительности, подчиняется закону опыта и логики, выражается речью. Эгоцентрическое мышление – промежуточная форма в развитии мышления в генетическом, функциональном, структурном аспектах. Эгоцентризм как основная особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей т.зр., «фрагментарной и личной», и в неумении учесть чужую. Эгоцентризм рассматривается Пиаже как разновидность неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая умственная позиция ребенка. Тем не менее, эгоцентрическое мышление – активная познавательная позиция в своих истоках, первоначальная познавательная центрация ума. Эгоцентризм – основание всех других особенностей детского мышления, выражается через другие феномены. Среди них доминирующие черты детского мышления: реализм, анимизм, артификализм. Реализм – на определенной ступени развития ребенка рассматривает предметы такими, какими дает их непосредственное восприятие. Бывает интеллектуальный – название предмета столь же реально, как и сам предмет и моральный – ребенок не учитывает в поступке внутренне намерение и судит о нем только по видимому конечному результату. Анимизм – всеобщее одушевление (в первую очередь самостоятельно движущихся объектов: облака, луна..). Артификализм – все существующее рассматривается как сделанное человеком или для него (солнце – чтобы нам светло было). Среди списка других, выделяемых Пиаже особенностей детской логики: синкретизм (глобальная схематичность и субъективность детских представлений; тенденция связывать все со всем), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), неспособность к синтезу и соположения (отсутствие связей между суждениями), нечувствительность к противоречию, неспособность к самонаблюдению, трудности осознания, непроницаемость для опыта. Все эти черты образуют комплекс, определяющий логику ребенка, а в основе комплекса – эгоцентризм речи и мышления.Пиаже объяснял этот феномен эгоцентрической иллюзией, отсутствием представления о существовании других т.зр. и несоотнесение их со своей собственной. Корни эгоцентризма как познавательной позиции дошкольника состоят в своеобразном характере детской деятельности, в относительно поздней социализации ребенка. Чтобы преодолеть эгоцентризм необходимо осознать свое Я в качестве субъекта и отделить его от объекта, научиться координировать свою т.зр. с другими. Снижение эгоцентризма объясняется трансформацией исходной позиции. Отношения со взрослыми не приводят к осознанию ребенком собственной субъективности. Развитие знаний о себе происходит из социального взаимодействия, особенно со сверстниками. Так происходит постепенная децентрация познания, социализированная мысль вытесняет эгоцентрическую. Выготский предложил собственную гипотезу о происхождении эгоцентрической речи в развитии ребенка. Эгоцентрическая речь рассмотрена им как речь для себя, как переходная ступень от внешней социальной речи к внутренней. Непонятность для окружающих в отрыве от ситуации, сокращенность, тенденция к пропускам. Эгоцентрическая речь выполняет функцию планирования, организации и регулирования поведения ребенка (в ситуации затруднения коэффициент эгоцентрической речи возрастал почти в 2 раза). Функции эгоцентрической речи – средство мышления, планирования и регулирования будущего действия, разработка плана выхода из сложного положения. Эгоцентрическая речь связана с будущим преобразованием ее в полноценную внутреннюю речь. Выготский пришел к отрицанию самого феномена эгоцентризма. Феномен эгоцентризм, по мнению Пиаже, имеет более общий характер и не может быть увязан только с его выражением в речевой сфере. Познавательный эгоцентризм обнаруживается в том числе у взрослых, когда они пользуются спонтанными суждениями о вещах или не учитывают свое объективное положение в процессе познания. Стержневой линией развития ребенка Пиаже рассматривал становление интеллекта, от которой зависят все другие психические процессы. В 30-х г. Жан Пиаже поставил задачу комплексного междисциплинарного анализа интеллекта как сложной системы одновременно с нескольких сторон. П. рассматривает интеллект человека как одну из форм приспособления к среде обитания. Любой живой организм имеет потребность в адаптации к среде. Воздействия среды выводят организм из равновесия. Чтобы вновь достичь равновесия (адаптации), организм должен находиться в состоянии непрерывной активности, чтобы компенсировать разбалансированность. Введение фактора равновесия позволяет понять психическое развитие как саморазвитие. Процесс познавательной адаптации складывается из двух разнонаправленных процессов – ассимиляции и аккомодации – противоположные, но неразрывно связанные и взаимодополняющие тенденции в поведении. Ассимиляция – решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем. Обеспечивает сохранность, стабильность познавательных структур. Аккомодация – изменение схем применительно к новой ситуации, задаче. Обеспечивает развитие, выработку новых схем. Уравновешивание тенденций ассимиляции и аккомодации обеспечивает наиболее эффективную адаптацию, но это состояние временное, оно вновь сменяется нарушением равновесия. Соотношение этих двух компонентов в поведении может быть различным. Преобладание ассимиляции наблюдается в символической игре маленьких детей. Преимущественная аккомодация проявляется в подражательном действии, в случае уподобления собственного поведения свойствам внешнего воздействия. Интеллект ребенка строится на основе действия. Чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними. Весь приобретенный опыт откладывается в виде схем действия – одно из наиболее ванных понятий в концепции Пиаже, то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции (поэтому Операциональная концепция). Операции – интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системе. Структуры мыслительной деятельности складываются прижизненно, зависят от содержания опыта и качественно различны на разных стадиях развития. Процессы ассимиляции и аккомодации обеспечивают непрерывность и преемственность умственного развития в онтогенезе, а своеобразие организации мыслительных актов определяет выделение стадий интеллекта. Развитие психики, по Ж.П. – смена доминирующих интеллектуальных структур. Каждая стадия надстраивается над другой, поэтому порядок их следования фиксирован и закономерен, а скорость их прохождения может быть разной. Большинство исследований когнитивного развития в 20в. были сфокусированы на концепции когнитивного развития Ж. Пиаже. Он исследовал способы, с помощью которых дети видят и понимают мир. Пиаже говорил, что ребёнок – это особенное существо, качественно своеобразное, и его мир отличается от мира взрослых. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является поэтапное развитие интеллекта. Пиаже утверждает, что умственное развитие характеризуется изменениями, ведущими ребёнка через непрерывный ряд качественно различных стадий (от низших стадий к высшим; предыдущая стадия всегда подготавливает последующую; порядок стадий неизменен, но время прохождения стадий индивидуально). На ранних стадиях развития детское восприятие и мышление управляются непосредственно происходящим здесь и сейчас. Главная задача развития, таким образом, – освободиться от этой модели; постепенно ребёнок осваивает способность мыслить о мире в символических и абстрактных терминах. Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже. Пиаже выделил четыре стадии развития интеллекта: · сенсомоторный интеллект (от рождения до 2-х лет); · дооперациональный период (от 2-х до 7-ми лет); · стадия конкретных операций (7-11 лет); · стадия формальных операций (с 11-15 лет). Границы этих периодов очень приблизительны, и они часто перекрывают друг друга. I. Сенсомоторный интеллект 0-2: Это система скоординированных практических действий. Когда рождается ребёнок, у него имеется минимальный набор врождённых реакций. Младенец не чувствует различия между «Я» и «не-Я». Основным достижением в первые два года жизни является осознание этих отличий. Именно эта стадия обеспечивает огромные возможности для активности ребёнка. Пример: ребёнок смотрит на погремушку и осознаёт её только в этот момент, если он отвернётся, то погремушка перестанет для него существовать. Если на глазах у младенца игрушку закрыть тканью, то он не ищет её, т.к. она перестала для него существовать. Только к восьми месяцам дети начинают искать исчезнувшие, упавшие с кроватки игрушки. Но это ещё не окончательно сформированное представление о постоянстве объектов. Пример: если на глазах у малыша спрятать игрушку под одеяло справа от ребёнка, то он сдёрнет одеяло и найдёт её. Во время нескольких следующих проб ребёнок будет легко отыскивать спрятанную справа от него игрушку. Но если, опять же, на его глазах спрятать игрушку, но уже слева от ребёнка, он всё равно будет искать её справа (это эффект А-не-Б) Путь к сенсомоторному интеллекту проходит три типа круговых реакций: - первичные (ребёнок сосёт соску) - вторичные (ребёнок начинает сосать и другие предметы, т.е. ребёнок ассимилирует эти предметы в свою сосательную схему, например погремушку) - третичные (сосать соску и сосать погремушку – это разные вещи, и постепенно происходит аккомодация, схема сосания приспосабливается к новым объектам) Критериями перехода на следующую стадию принято считать постоянство мысленных представлений ребёнка об объекте в разных условиях (т.е. наличие устойчивой когнитивной схемы объекта) и умение разумно действовать с этим объектом (т.е. ребёнок начинает формировать действие в соответствии с целью, обращая внимание на окружающие его условия). Мысленные представления делают возможным отсроченное подражание (когда дети имитируют действия, которые они наблюдали некоторое время назад) II. Дооперациональная стадия 2-5: Она образуется с момента овладения речью. На этой стадии мышление ребёнка характеризуется появлением синкретических образований. Синкреты – это такие символические обобщения, которые включают в себя обозначаемый объект и отношение самого ребёнка к этому объекту. Таким образом, мир для ребёнка как бы становится двойственным. Если взрослые мыслят либо индуктивно, либо дедуктивно, то ребёнок мыслит трансдуктивно, т.е. от одного частного к другому. Из-за этого на данной стадии можно наблюдать разнообразные феномены : Например: феномен отсутствия сохранения объёма: в двух одинаковых стаканах налито одинаковое количество воды. Мы спрашиваем ребёнка, одинаково ли количество? После того, как ребёнок отвечает «Да», мы переливаем воду из одного стакана в другой более широкий и задаём тот же вопрос: «А в каком сосуде теперь воды больше?» Ребёнок отвечает, что в левом, т.к. при ответе ребёнок опирается только на один более значимый для него наглядный признак (высота стакана), а признак формы сосудов ребёнок пока игнорирует. Ребёнок постепенно учится координировать свои действия в соответствии с образами, но управлять ими (действиями) пока ещё не может, что и показывает данный феномен. Надо сказать, что мышление ребёнка носит эгоцентрический характер, он пока не может встать на позицию другого человека. Пример: Эксперимент «Три горы». Ребёнку демонстрируют трёхмерную модель горной местности. Пока ребёнок смотрит на модель с одной позиции, в другую позицию помещается кукла. Ребёнка просят показать, что видит кукла. Ребёнок считает, что кукла видит пейзаж так же как и он сам, хотя кукла смотрит на пейзаж совершенно с другой позиции. Далее при построении новых символических обобщений ребёнок уже опирается на свой жизненный опыт, и постепенно символическая схема объекта сменяется интуитивной схемой. Интуитивная схема объекта стремится к переходу на уровень операционального мышления III. Стадия конкретных операций 5 -11: Операция – это единица анализа интеллекта; с её появлением начинают пропадать феномены. Ребёнок управляет образами посредством операций (действий с предметами). Ребёнок, подражая во всём взрослому постепенно овладевает несколькими сторонами предмета, его эгоцентризм сменяется децентрацией, т.е. возможностью встать на позицию другого. У ребёнка впервые появляется понятийная схема объектов, затем понятие веса, объёма, скорости; но для того, чтобы эта понятийная схема была устойчивой, должна сохраняться связь с конкретным материалом (объектом). Аналогом этой стадии является наглядно-действенное мышление. IV. Стадия формальных операций 12-15: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|