На этой стадии ребёнок уже не привязан к предметам. У него формируется логическое мышление.
При переходе от юности к взрослому возрасту Пиаже намечает ряд проблем относительно дальнейшего развития интеллекта. От 15 до 20 лет можно предположить процесс интеллектуальной дифференциации: выявляются общие когнитивные структуры, применяемые каждым индивидом специфическим образом в соответствии с собственными задачами и, складываются особые структуры для разных областей деятельности. Основная цель развития: адаптация субъекта к среде, к миру, которая происходит в результате взаимодействия с этим миром. Критика. 1. Выготский критиковал Пиаже за то, что у него очень своеобразное понимание процесса социализации. Не смотря на то что Пиаже очень подробно описал стадии процесса развития, с постепенным овладением предметов, смысл этого процесса остаётся парадоксальным. Пиаже говорил, что «не вещи приводят ум к необходимости логической проверки: сами вещи обрабатываются умом…». Получается, что ребёнок приходит к логическому мышлению не путём действий с предметами и общения со взрослым, а сам по себе, Т.Е. НИКАКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕ ПРОИСХОДИТ! Социализация рассматривается вне практики, в отрыве от действительности, как чистое общение душ, которое, якобы, приводит к развитию мысли. Познание истины и логической формы, с помощью которых становится возможным это познание, возникает не в процессе практического овладения действительностью, а путём приспособления одних мыслей к другим. Но предоставленный самому себе, ребёнок пришёл бы к развитию бреда, и он никогда не научился бы логике. Кроме того, основной догмой Пиаже является то, что ребёнок непроницаем для опыта : «Ребёнок никогда на самом деле не входит в настоящий контакт с вещами, ибо он не трудится. Он играет с вещами, не исследуя их…» Именно это противоречие явилось поводом для критики теории Пиаже Выготским. 2. Подвергается экспериментальной проверке и критике существование феномена эгоцентрической познавательной позиции. Некоторые исследователи доказывают, что задачи трудны для детей, т.к. эмоционально безразличны для него. Показано, что в дошкольном возрасте тенденция эгоцентризма успешно преодолевается в условиях специально организованного обучения (по методу планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, Л.Ф.Обуховой). По Л.С. Выготскому эгоцентризм должен рассматриваться как функция определенной организации деятельности ребенка. Эгоцентрические решения могут наблюдаться у взрослых в ситуациях затруднений, но при этом отсутствовать у детей, которые прошли адекватное обучение. Лекции А.М. Прихожан p.s. Пиаже научился играть в шарики. В каждой местности играют по-разному. Играл с детьми разных возрастов, которые его учили: существует 3 стадии 1 . каждый играет по-своему. Стадия эгоцентризма 2. после 7 л. Правило «закон». Менять ничего нельзя – нравственная гетерономия – правила от Бога 3. после11л. Понимают, что правила можно менять – нравственная автономия. Существуют стадии нравственного развития: 1. моральный реализм (6-10) не отделяет результат действия от мотива, судит по конечному результату о действии (мальчик помог матери и разбил 15 чашек, мальчик достал конфету и разбил 2 – кто больше виноват? Тот, кто больше разбил!). 2 уровня моральной регуляции: А. бессознательный Б. сознательный. 2. нравственное сотрудничество. Необходимо учитывать мотивы. Подлинная нравственность. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|