Технологические приемы создания пластических эко-игр и игр на развитие внимания и саморегуляции
В процессе эксперимента были разработаны технологические приемы пластических эко-игр и игр на внимание и саморегуляцию, развивающих выразительность пластики, фантазию, саморегуляцию и внимание, которые характеризовались следующими особенностями: 1. В пластическом образе участникам нужно было научиться выражать характерные признаки (тяжелый как слон, легкий как облако, струящийся ручеек, неподвижная гладь пруда и т.п.). 2. Во время пластических игр воспитатели вводили задания на «замри» и отмечали, что умение мгновенно поставить точку при движении, «замереть» по команде прекрасно развивает смену торможения и возбуждения головного мозга, тем самым, стимулируя развитие саморегуляции. Приведем некоторые технологические приемы создания игр, созданные в мастерской. А. Технологический прием игр и игровых заданий на «замри». - Представь, что ты — легкое облако, которое танцует в небе. А теперь, раз, два, три, замри! - Покажи, как бабочка летает, а потом замирает. - Покажи, как черепаха ползает, а потом прячется под панцирь. - Покажи, как кошка сворачивается клубочком и спит. Б. Технологический прием игры-релаксации на примере игры «Купание в море» . Участники под музыку изображают полет птиц и затем плавание рыб в море. «Мы летали, мы летали, мы устали, мы устали, сине море увидали, в сине море мы ныряли. В сине море мы ныряли, рыбок маленьких видали». Пока музыка играет, участники двигаются, изображая плавание рыб, когда музыка выключается, рыбки замирают — «засыпают». Когда музыка меняет свой характер и становится бодрой, участники встают – «рыбки просыпаются. Игра повторяется. На основе этого технологический приема участники создавали другие аналогичные игры («Отдых мишки», «Полет птиц» и др.). В. Технологический прием создания игр на развитие саморегуляции «Как научиться сидеть спокойно». «Представьте, что вокруг вас появилось множество бабочек, красивых и легких. Бабочки летают, кружатся, а еще им очень нравится садиться на детей. Но они садятся только на тех, кто может сидеть спокойно, не шевелясь. Ведь они такие пугливые, чуть-чуть пошевелишься, и они сразу улетают. Представьте, что сейчас бабочки садятся на макушку… А теперь левое колено, на правое и т.п. (педагог-воспитатель показывает детям, как садятся воображаемые бабочки). Игра продолжается до тех пор, пока детям она нравится. Вместо бабочек можно предложить игру с осами или комарами, и предупредить детей, что они не будут кусать того, кто умеет сидеть неподвижно. Г. Технологический прием создания игр на развитие внимания к ведущему на примере игры на развитие саморегуляции «Слышу-вижу-понимаю» и «Актеры и режиссер». Когда педагог-воспитатель говорит «Слышу», дети берутся за уши. Когда педагог-воспитатель говорит «Вижу», дети прикладывают ладони к глазам. Когда педагог-воспитатель говорит « Понимаю», дети кладут ладошки на голову. Когда педагог-воспитатель говорит «Расслабляюсь», дети изображают это состояние. Когда педагог-воспитатель говорит «Замираю», они замирают. Игра «Актеры и режиссер» Дети (актеры) двигаются произвольно под тихую музыку, выполняют любые движения, но при этом держат внимание на воспитателе (режиссере). Неожиданно он негромко говорит забавное задание, например, такое: "Быстро всем взяться за свой нос". Те, кто отвлекся, не услышал и не успел выполнить задание сразу, выходят из игры. Игра повторяется с новым неожиданным заданием. Д. Технологический прием создания командных игр и эстафет. В этих играх воспитатели осваивают технологические приемы, развивающие внимание детей, саморегуляцию и моторную память. Эти игры позволяют воспитателю поддерживать дисциплину детей и являются мотивацией установления доброжелательных взаимоотношений. Во время игр педагог-воспитатель акцентирует внимание детей не только на том, чтобы придти первым, но и также быть вежливым, внимательным друг к другу, не грубить, не толкаться. Механизм для развития подобных коммуникативных навыков – это баллы, которые получала команда дополнительно за вежливое поведение. Приведем пример из опыта участников мастерской, проводивших игры «Эстафета с усложнением» (интернат № 24 для детей-олигофренов) «Первая эстафета проводилась нами со стулом и кеглями. Затем во второй, третьей и т.д. эстафетах к ним постепенно добавлялись бубны и мячи. При этом каждый новый предмет сопровождался новым действием. Все задания оценивались по скорости и по вежливости участников. Сначала шло деление группы детей на две команды; придумывание название каждой команды (были придуманы названия — «Смелый Спартак» и «Ромашка») и организационная настройка на единство и сплоченность, что было выполнено благодаря заданиям: дружно и громко произнести название команды, поаплодировать другой команде, скандировать по командам девиз: «Мы — самые дружные и вежливые»! Ход игры состоял в следующем: 1. Объяснение правил эстафеты, демонстрация и выполнение первого задания: добежать до кегли, с кеглей обежать стул и вернуться, поставить кеглю на место. 2. Демонстрация и выполнение второго задания с кеглей и бубном: повтор задания с кеглей, через три шага поднять лежащий бубен и стукнуть им по коленке, положить обратно, обежать стул и вернуться. 3. Демонстрация и выполнение третьего задания: повтор задания с кеглей и бубном, затем этим же бубном стукнуть о ладонь, положить обратно, обежать стул и вернуться. 4. Демонстрация и выполнение четвертого задания: не задев кеглю, через три шага поднять лежащий бубен и стукнуть им по коленке, затем стукнуть о ладонь, положить обратно, добежать до стула, подбросить и положить обратно лежащий на нем мячик и вернуться. После четвертого задания педагог-воспитатель тихонько попросила сравнять разницу в счете из-за возможной негативной реакции некоторых неуравновешенных детей на возможный проигрыш. Поэтому проигрывающая команда «Смелый Спартак» получила для этого дополнительное задание: каждый ее участник должен подойти к любому участнику «Ромашки» и сказать: «Ты мне друг на всю жизнь». После того как дети выполнили это задание, атмосфера «потеплела», а настроение детей улучшилось. У эстафеты был необычный финал: это подарки, которые мы дарили детям. Для этого мы использовали игру «Фанты». Водящий (педагог-воспитатель) стоял ко всем спиной, а второй педагог-воспитатель вызывала по очереди других участников и спрашивала его: «Что сделать этому фанту»? И каждый участник выполнял задание водящего, а потом получал подарок. Мы увидели, что это был правильный ход, который убирал неприятный ажиотаж детей при получении подарков. Задания были интересные, творческие с позитивным характером. Один ребенок с дефектом речи, который с трудом говорил, с чувством надежды повторил задание педагога-воспитателя: «Я люблю мир, и мир любит меня». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|