Технологические приемы развития фантазии и образного мышления
Процесс исследования подтвердил, что для того, чтобы воспитывать творческое начало в ребенке, сам педагог-воспитатель должен быть творческой личностью, с развитым воображение, гибким, оригинальным мышлением. Этой цели развития воображения, фантазии и творчества служат технологические приемы развития фантазии и образного мышления, которые были разработаны в процессе эксперимента мастером и педагога-воспитателями. В качестве примера приведем упражнения и творческие игры на развитие фантазии, дополненные или созданные в педагогической мастерской. А. Технологические приемы «Вопросы, как форма активизации творческого мышления ребенка» 1. Вопросы на развитие образного мышления и воображения «На что похоже»? (На что похоже это облако, гора, веревка и т.п.) 2. Вопросы на осмысление явлений окружающего мира, человеческой природы,некоторых событий: «Для чего дети ходят в школу»? «Что такое свет»? «Что значит угрожать»? и др. 3. Вопросы на осознание своего поведения, поведения других людей: «Что ты будешь делать, если из тучи посыпятся яблоки»? «Что в этом же случае будет делать Баба-Яга, Иванушка -Дурачок, Доктор-Айболит»? 4. Вопросы на выявление причинно-следственной связи: «Что будет, если мороженое заговорит»? «Что будет, если трамвай начнет петь»? и др 5. Вопросы на аналитичность мышления: «В чем различие и в чем сходство»? «В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы, крокодила и камня»? и др. 6. Вопрос "Что же случилось" Этот вопрос — важный момент процесса фантазирования, помогающий создать интересный сюжет. Рассмотрим его на примере "Сказки о живых буквах". «В сказочной стране жили — были живые буквы. Как выглядит буква "А"? Какая у нее шапочка, ботинки, сумочка? Как выглядит буква "Б"? Нарисуй буквы и домики для букв. В чем их различие и в чем сходство? Были ли у них во дворе животные? Представь, что однажды в теплый летний день "А" отправилась в гости к "Б". И вдруг что-то случилось. Что же случилось»? 7. Вопрос «Что было бы, если?» · Что было бы, если заговорили деревья? · Что было бы, если все время шел дождь? · Что было бы, если у тех, кто ругается, вырастали заячьи уши? · Что было бы, если у детей не было карманов? · Что было бы, если весь мусор, который ты бросил, прилеплялся к одежде? · Что было бы, если все чужие вещи, которые кто-то взял себе без спроса, выстраивались хвостом за этим человеком? Что было бы, если все умели летать? Б. Технологические приемы создания загадок. 1. Загадки с описанием свойств предмета или явления. Придумайте загадки: в форме стиха; в форме фразы; в форме сказки;Пример: «Сказка-Загадка про ЭТО». «ЭТО живое и ласковое однажды стало страшным и злым, когда дети на даче собирались ложиться спать. Вдруг ЭТО зашипело, вздыбило шерстку и оскалило зубы. ЭТО увидело другое, маленькое и хвостатое». Кто были эти двое»? 2. С помощью графики. Разгадай, что нарисовано, и дорисуй недостающие детали: на основе линии любой формы; на основе геометрической фигуры; на основе части целого (например, нарисован лист – дорисуй остальное); на основе целого нарисуй частное (например, нарисована машина, дорисуй недостающие детали) и т п. 3. С помощью звуков (для детей школьного возраста): - Какой инструмент звучит? Какое произведение ты слышишь? - Какой композитор его написал? Какая ассоциация у тебя возникает? 4. С помощью литературных знаний: - Из какой сказки (какого произведения) отрывок? - Какие произведения этого автора ты знаешь? (указывается фамилия автора); 5. С помощью конструирования. (На что похожа эта композиция?) 6. С помощью пантомимы (Угадай, что это значит?). 7. С помощью игр-аналогий. (Придумай свою игру-загадку по аналогии). Пример №1. Загадка – игра «Царь и гости» (участвуют царь со свитой и гости). Гости — Здравствуй, царь — государь! Прибыли к тебе гости не с сыром, а с миром. Объехали все страны, много видали, еще больше слыхали. Вот тебе загадка. Отгадаешь, получишь пирог сладкий. (Гости показывают пластическую загадку «Что бы это значило?», а царь и свита отгадывают). Пример №2. Загадка – игра «В зоопарке», в которой участвуют две команды. 1 команда — Где вы бывали? 2 команда — В зоопарке. 1 команда — Кого видали? 2 команда — Отгадайте-ка. Дети одной команды показывают пластическую загадку, другая команда угадывает, а затем они меняются местами. Вариант игры: вместо «зоопарка» используются слова «в магазине», на «льдине», «в Антарктиде» и т.п. В.Технологический прием «Фантазейки» Придумайте свои фантазейки по аналогии с примерами. 1. Пример «Фантазейки в доме»: «Дверь, которая открывается сама и произносит: «Прошу!»; «Игрушки, которые сами убираются»; «Летающая кровать» и др. 2. Пример «Фантазейки в магазине»: «Вместо продавцов – куклы Барби»; «Покупателю выплачиваются деньги за то, что он покупает». Придумайте другие фантазейки по темам: зоопарк, театр, автобус и т.д. Г. Технологические приемы «Технологические приемы сочинения сказок» (по мотивам «Грамматика фантазии» Д. Родари): - создайте сказочный сюжет через вопросы: «Что было бы, если….?» - через изменения качества предмета (например, вода в реке превратилась в шоколад); - от соединения разных сказок в одну («салат из сказок); - от изменения образа главных персонажей; - через изменения финала сказки; - через сопоставления несопоставимых слов; - от двух далеких по ассоциации слов, например, «медведь и швея» или «туча и стол»; - от предмета. («Вот ленточка, которая будет …червячком, придумайте историю о нем»); - придумай сказку от детали костюма, головного убора и т.п.; - придумай сказку от музыкально-шумового образа. Д. Технологический прием «Образная пластика и развитие воображения. Образная пластика (О.П.) – мысленное отождествление себя с объектом и его пластическое выражение. О.П. строится на образах, задаваемых воспитателем или на основе сказки, просмотренных картин или наблюдений детей. О.П. проводится как отдельное занятие либо в виде упражнений, включенных в другие занятия как момент релаксации. Основные темы О.П. - воздух, свет, вода, человек, растение, предмет, явление природы и др. Упражнения ОП. Представьте и покажите: · особенности объекта: высокая сосна, кустик, рваные ботинки; · действие объекта: ветер, вздымающий волны; · взаимотношения двух и более объектов (солнце и подсолнух); · характер объекта: облачного (огненного, деревянного и т.п.) человечка, аквариум, из которого забрали всех рыб, фонарь, который то светится, то гаснет, потерянную иголку и др.) Е. Технологический прием развития воображения и концентрации «Мысленное рисование-письмо» · нарисуйте на внутреннем экране точки: одну точку, две, три, одну красную точку, две зеленых точки; · нарисуйте на внутреннем экране геометрические фигуры: треугольник, квадрат, желтый круг; · нарисуйте на внутреннем экране буквы, а также предметы, явления природы и т.п. Ж. Технологические приемы «Триз – изо и фантазирование» ( Г. Альтшуллер). Триз развивает у детей фантазию и смелость в изображении и использовании при этом различных предметов. В данной технологии изображенный с помощью Триз объект становится источником фантазирования сказки. Технологические приемы Триз: · Кляксография (можно с клеем). · Симметричный рисунок. · Рисование по мокрой бумаге, мятой бумаге. · Рисование запаха, звука и т.п. · Дорисовывание. · Создание коллажа и фантазирование, чтобы это значило. · Комбинирование веревок, шнурков, бус, проволоки и т.п. · Превращение коробок в сказочных героев. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|