Технология создания праздников Дарения и сказочных балов
Технология создания праздников Дарения и сказочных балов была разработана в ходе эксперимента и заключалась в организации заключительного праздника (дня рождения или сказочного бала), как презентации деятельности педагогической мастерской за продолжительное время. Были выделены его особенности: · сюжет праздника формируется на основе созданной сказки-игры; · к празднику детьми готовятся подарки для родителей и гостей; · дарение пожеланий происходит как часть сюжета сказки-игры; · все гости праздника также принимают участие в играх и импровизированном финале праздника; · праздник начинается с театрализации танцевальной сказки, в которую также входят игры на развитие внимания, саморегуляции, игры-коммуникации, дарение подарков и угощения; · результат праздника — это чувство единства всех участников: детей, воспитателей, родителей, гостей, чувство удовлетворения, внутренний подъем и радость, что положительно влияет на душевное, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка и является сильной мотивацией его интеллектуального развития». Подготовка к празднику проходит следующим образом: 1. Сочинение сказки. 2. Сочинение игр к сказке. 3. Оформление игрового пространства. 4. Изготовление масок, костюмов, реквизита. 5. Распределение ролей, театрализация, игры и др. 6. Изготовление подарков, угощений. Были выделены характерные особенности подготовки праздников, которые заключались в следующем: Подготовка к празднику не должна быть трудной и напряженной. Актерские задачи должны быть посильными для детей. Большинство детей участвуют в массовках. Сложные роли (особенно отрицательные) не должны играться детьми. Их может выполнить взрослый, либо заменить его куклой. 1. Атмосфера во время подготовки и проведения праздника должна быть спокойной и доброжелательной. 2. Время проведения праздника должно быть не более 1 часа, включая дарение подарков и угощение. 3. Угощение разносят гостям дети на удобных подносах. Угощение не должно быть обильным, жирным и т.п., лучше всего подходят фрукты (порезанные яблоки, дольки апельсина, финики, изюм, бананы), печенье, домашняя выпечка. 4. Подарки желательно делать с оригинальными пожеланиями. В этом посильную помощь оказывают родители». Приведем описание хода проведения сказочного бала. · Представление детям реквизит, который будет задействован в сказке (ткани, обручи, маски и пр.) Здесь нужно спросить у детей, что эти предметы могут обозначать, а также спросить, где может происходить действие сказки, кто в ней участвует и т.п. На основании ответов детей составляется сюжетный ход сказки. · Распределение ролей. Если детей много, то можно давать им роли в танцевальной массовке (в образе цветов, рыб, облаков и т.д.) В массовке с удовольствием играют и танцуют большинство детей, тогда как дети-лидеры стремятся играть роли героев. Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности детей, так, чтобы каждый ребенок получил ту роль, какую он хочет. · Важным моментом этого периода создания сказки является мастерская Шоу-фэнтези, в которой взрослые (родители и воспитатели) помогают детям украситься масками, лентами, цветами и т.п., соответственно их ролям. · Театрализация дофинального события сказки. Данная театрализация является исследованием того, как должны вести себя персонажи в обычных и критических ситуациях. Дети и педагог-воспитатель вместе изображают сюжет (исходное событие, т.е. с чего все начиналось, развитие действия, происшествие, возникшая проблема или интрига, реакция персонажей на проблему и т.п.). · Обсуждение с детьми вариантов финала «Чем это закончилось», либо деление на две команды и каждая команда предлагает свой танцевальный финал. · Театрализация финала и заключительный бал (танцевальные игры и дарение). В процессе подготовки и проведения праздников и балов воспитатели обращали внимание на развитие творчества детей по следующим направлениям: 1. Аксиологическое развитие ребенка: - развитие чувства эмпатии и сотрудничества; - развитие открытости, жизнерадостности, активности; - развитие внимания, концентрации, саморегуляции. 2. Творческое развитие: - развитие выразительности речи и танцевальной пластики; - развитие воображения и актерских способностей; - развитие художественных способностей и др. 3. Интеллектуальное развитие: - развитие поисковой активности; - развитие навыков письма, чтения, математических способностей; - формирования мотивации учения. В качестве примера реализации технологии создания праздников Дарения и сказочных балов рассмотрим сценарный план сказочного театрализованного бала «В гостях у феи Ладуни», который проходил в Детском телевизионном центре (г. Москва, 2000). Сценарный план 1. Встреча гостей и костюмирование. Феи-помощницы дают детям билеты-приглашения в сказочную костюмерную, где они выбирают себе костюмы. 2. Знакомство и сказочная разминка. Ладуня знакомится с детьми. Они придумывают себе сказочное имя. Сказочная разминка и игра на внимание: «Пожалуйста» или «Если весело живется». Выбор Хозяйки и Хозяина бала. Игра «Роза-мимоза», с помощью которой дети поделились на две команды – команды Хозяина и Хозяйки. 3. Сказки-загадки. Фея дает командам по карте с названием сказки. Каждая команда готовит одну из сцен сказки и показывает ее. Вторая команда должна угадать, что это за сказка. Для малышей этот эпизод бала проводится как час фантазирования сказки с рисованными куклами. 4. Награждение участников (за самую добрую роль, за самую веселую роль и т.д.). Угощение. Танцы и игры с волшебными предметами. · педагога-воспитателя — актера, готового включиться в игру-импровизацию и нести через изображаемый персонаж ту или иную сверхзадачу; · сценариста, способного придумать сказку или игру и включить детей в процесс фантазирования; · оформителя и художника, готового придумать и сделать декорацию, реквизит, костюмы и подарки; · учителя, организующего на материале сказки обучающий процесс. Наблюдая за деятельностью воспитателей, мы отметили, что они помогали детям соединить сюжеты сказок с современной жизнью и задавали направление фантазирования сказок. В ряде случаев сочиненные сказки записывались педагога-воспитателями, на их основе разрабатывались тетради фантазии, и по ним дети обучались читать, писать, рисовать, анализировать, а также на этом материале происходило обучение математике и знакомство с окружающим миром. Воспитатели организовывали показы сказок родителям, детям других групп или детям детских домов и др. В процессе подготовки и организации праздника педагог-воспитатель, несомненно, являлся центральной фигурой, роль которого во взаимоотношении с детьми можно было выразить следующими словами самих участников: педагог-воспитатель – «солнышко», а дети – «лучики». Являясь «солнышком», педагог-воспитатель задавал этот тон отношений во всей группе, а, в противовес этому, становясь «черной дырой» нерешенных проблем и противоречий, педагог-воспитатель создавал совершенно иную, отрицательную атмосферу. Поэтому в программе мастерской уделялось внимание практике психологических тренингов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|