Здавалка
Главная | Обратная связь

Технология создания тетрадей фантазии



 

Особое место в ходе эксперимента занимало создание технологии «Тетради фантазии» (ТФ), где они рассматривались как результат творчества детей и воспитателей, став опорными схемами, в которых фиксировался сказочный сюжет. ТФ помогали детям сконцентрироваться на выполнении творческих заданий, в ориентировании на листе, на переключении внимания с одного задания на другое, стимулировали развитие у детей мотивации к учебной деятельности. В качестве примера реализации данной технологии приведем творческий проект «Тетради фантазии или мотивация учения», созданный педагога-воспитателями в ходе деятельности мастерской.

Из творческого проекта «Тетради фантазии»

«Сейчас для родителей очень актуальным является подготовка ребенка к школе. И это отрадный процесс. Ребенку еще не исполнилось и трех лет, а родители волнуются, как его готовить к школе. Приводя малыша на занятие в дошкольную гимназию или группу раннего развития, они ожидают того факта, что ребенок вот-вот начнет читать, считать, говорить по-английски. Однако специалисты не одобряют такое нетерпение. Их опыт показывает, что ранее усердное натаскивание ребенка может привести к отвращению к процессу обучения, и скажется это не сейчас, а когда ребенок к 10-12 годам почувствует вкус к свободе и, перестав слушаться папу и маму, потеряет интерес к учебе. И тогда возникает закономерный вопрос, как сейчас развивать ребенка, не нанося ему вреда в виде информационной пресыщенности и переутомления? Просто необходимо знать, что и в каком возрасте нужно развивать и "не опережать события", стремясь угнаться за "образовательной модой". На что необходимо обратить внимание? Во-первых, на формирование мотивации к познавательной деятельности и на формирование творческого исследовательского поведения.

Во-вторых, на формирование способностей интеллекта (концентрация, саморегуляция, произвольное внимание, память, логика и др.). В-третьих, на развитие знаний, умений и навыков (письмо, чтение).

Проект предлагает три направления подготовки к школе.

1. Первое направление подготовки к школе — развитие мотивации к учебной деятельности. Речь идет о психологической готовности к новым знаниям, когда у ребенка явно прослежен интерес к обучению, к знаниям в различных областях, культуры, искусства, окружающего мира. Для педагогов и родителей очень важно поддерживать этот интерес, любознательность ребенка. И также, в силу особенностей возраста и интересов, развитие мотивации к учению происходит, прежде всего, в игре в школу. Не нужно бояться, что ребенок так и будет «играть в школу». Всему свое время. Наигравшись или «наполнив душу игрой», к своим 7 годам, в пространстве настоящей школы, он с готовностью откажется от той игры. И также под игрой понимается исследовательская деятельность детей и взрослых, т.е. ставится цель или проблемная ситуация, которую можно решить, усвоив какие-то знания, выполнив то или иное задание.

2. Второе направление — развитие интеллектуальной деятельности.

Ребенок учится анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы. Кроме этого, в интеллектуальном развитии важны такие качества, как внимание, саморегуляция, настойчивость, концентрация. Развитие этих качеств

- кропотливая работа воспитателей и родителей. Никто не сможет оспаривать тот факт, что жизненный успех связан непосредственно с развитой саморегуляцией и внутренней дисциплиной. И базовое качество для этого – развитые в детстве внимание и саморегуляция, умение переключаться, самостоятельно управлять сменой торможения и возбуждения. Эти качества развиваются благодаря специальным играм на саморегуляцию. Они формируются постепенно через игру, упражнения, а также благодаря специальной прикладной деятельности, требующей внимания и концентрации, например, аппликация на скотче, работа с бисером, другие упражнения по развитию мелкой моторики руки.

3. Третье направление — формирование способностей к чтению, письму, математическим операциям, развитие мелкой моторики руки и др.

Эти способности есть результат формирования интереса к учению (мотивации) и развития интеллектуальных способностей. В мастерской мы используем для этого деятельность по тетради фантазии.

Тетради Фантазии – это раскраски, созданные в педагогической мастерской, в которых можно найти разнообразные технологические приемы на развитие творческого мышления, воображения, фантазии, актерского мастерства, выразительности речи и пластики, а также включают задания на развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму, математических представлений и навыков чтения и др. Также в тетради приводятся игры на развитие коммуникативных навыков, игры на развитие внимания и саморегуляции, упражнения креативной релаксационной гимнастики. Тетради могут использоваться для занятий в домашних условиях, а также они могут стать подспорьем педагога-воспитателям. В тетрадях фантазии любому ребенку найдется посильное задание: и тем, кому 3 года и тем, кому 6-7 лет. Есть задания, развивающие мелкую моторику руки (обвести или разрисовать цифры, буквы, линии, фигуры, слова), есть задания, развивающие воображение и фантазию (дорисуй фантастического героя, придумай и нарисуй конец сказки). Для тех, кто не умеет читать, но знает буквы, в раскрасках дается оригинальный технологический прием чтению: найти в тексте заданные буквы, слоги, простые слова и обвести их разными фломастерами с проговариванием, интонированием. Слова запоминаются ребенком по начертанию и затем обыгрываются (изобрази это слово). И в дальнейшем ребенок легче узнает слово, поскольку он его прочувствовал. Механизм обучения чтению следующий: сначала проиграть слово, ощутить его, затем обвести, запомнить зрительно, потом записать самостоятельно. Также используются задания на ориентацию на листе с текстом, например, сколько раз встречается это слово, этот слог, эта буква. И, наконец, важнейшее направление раскрасок, — это развитие творческого мышления и фантазии, сочинения сказок — задач. Кроме развивающих тетрадь фантазии выполняет ряд функций развития мотивации к учебной деятельности.

Выделим несколько функций тетради фантазии:

А. Сказочно-игровая функция мотивации обучения детей. Сказки, созданные ребенком, представляют для него большую ценность. Слова, слоги, фразы из сказки приобретают не абстрактный смысл, но наполнены личным переживанием. И поэтому ребенку интересно их изучать, запоминать, записывать.

Б. Функция мотивации одобрения. Для ребенка интересно то, что получает одобрение со стороны взрослого. Поэтому задача родителя (педагога-воспитателя) — поддерживать интерес ребенка похвалой за выполненную в тетради работу. Похвала активизирует учебную деятельность.

В. Функция мотивации подражания. При занятиях в разновозрастной группе старшие дети являются примером для малышей. Малыши видят, как старшие учат по тетради слоги, слова и тянутся за ними, пытаясь им подражать. А для старших детей не менее важной является мотивация примера: «за мной повторяют». В мастерской мы стараемся проводить часть занятий по тетрадям в разновозрастной группе, при этом эффективность такого обучения была высокой.

Г. Функция мотивации творчества. В процессе создания сказки, работы по тетради через систему вопросов и нестереотипных ответов, активизируется процесс мышления ребенка, развивается его поисковая активность в позитивном разрешении ситуаций.

Таким образом, анализируя созданные в мастерской творческие проекты, технологии и технологические приемы формирования творческого потенциала, мы увидели, что участие воспитателей в их создании создавало особую атмосферу коллективного творчества, в рамках которого значительно эффективнее происходил их рост творческих способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: учебное пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1999. – 407 с.

2. Борытко Н. М. В пространстве педагог-воспитательной деятельности: Монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – 181 с.

3. Борытко Н.М. Педагогика. – М.: Академия, 2007. – 491 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс. 1996. – 534 с.

5. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: МПСИ, 1999. – С 130-151.

6. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 136-203.

7. Дьюи Д. Школа и ребенок. – М. 1923. – С. 18-31.

8. Ермолаева М.С. Игра в образовательном процессе. – Спб.: 2003 – 40 с.

9. Запорожец А. В. Некоторые психологические моменты детской игры // Дефектология. – №10. – 1965. – С. 72-79.

10. Экологическая тропа // Дошкольное воспитание. – 2000. – №4. – С. 25-36.

11. Экологическое воспитание дошкольников // Тезисы конференции «Экология Подмосковья-99». – М. – 1999. – С. 14.

12. Экологическое образование младших школьников // Тезисы Всероссийской конференции «Опыт и проблемы экологического образования школьников». – Пенза. – 1993. – С. 23.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.