Здавалка
Главная | Обратная связь

Наблюдение себя осознанным и бессознательным



 

Работа транссознания начинается с понимания того, что значит быть осознанным, знаем ли мы себя осознанными, осознанными в том смысле, в каком мы себя таковыми считаем. Как понять, осознан я или нет? Можно попытаться теоретически выяснить для себя, что такое сознание, а потом искать способ этому соответствовать. Можно ничего не искать и решить, что вы знаете, что значит быть осознанным, что вы всегда осознанны в том, что вы делаете. Но лучше ничего не считать, а попробовать для начала разобраться, что имеется ввиду, когда речь идет о понимании вами вашей осознанности.

Понятно, что когда мы говорим об осознанности, мы говорим об этом, как о проявленном сознании. А поскольку все есть Сознание – и камень, и ветер, и птица, и человек, то уместно будет сказать и об уровнях сознания. То есть вся живая и неживая природа находится на том или ином уровне сознания. А это значит, что всегда есть какой-то уровень осознанности. Каждый человек всегда осознан на своем уровне. Вот найти этот уровень своей осознанности, двигаться в нем, проживая его, это и значит быть осознанным.

Если человек пользуется чужим опытом, чужим знанием, для него это объективное знание. Такое знание не является собственно знанием, и может быть лишь стимулом к познанию, к обретению истинного знания – трансзнания. Но человек удовлетворяется объективным знанием, потому что просто информированности, осведомленности о жизни зачастую хватает. Да и сама информация давно уже стала разменной монетой, ее можно купить или продать и сделать на этом бизнес. Зачем истиннные знания? Манипуляция с чужим знанием приносит моральную и материальную прибыль. Этого достаточно.

Объективные знания часто остаются просто информацией, мы не желаем даже убедиться, соответствуют ли они истине. Просто верим. Можно сказать, что это знания веры. Конечно, как и любые знания, знания веры имеют отношение к жизни. Если пользоваться этими знаниями, как опытом жизни, хотя бы и чужим, безусловно, находятся подтверждения тому, что они работают в тех или иных ситуациях, где можно просто следовать определенной последовательности действий. А когда есть соответствие, когда знания работают и жизнь "получается", кажется, что это и есть осознанность. Но эта осознанность, в лучшем случае, касается контроля за тем, чтобы все, что делаешь, соответствовало принятому правилу следования.

Второй тип знаний – это знания, обретаемые человеком благодаря собственному опыту. Но опыт опыту рознь. Если он ставит своей целью накопить знания, он пропускает возможность получить знания напрямую, потому что вынужден удовлетворяться первым попавшимся подходящим ему результатом. И если это устраивает его по практическим соображениям, то на этом процесс познания и осознания жизни заканчивается. Похоже, так обретается опыт, который мы имеем ввиду, когда говорим о собственном опыте. Назовем это знание знанием собственного опыта. Практически такое знание мало чем отличается от знания веры.

Но поскольку это все-таки связано с собственным опытом жизни, параллельно с обретением знаний происходит что-то еще. И вот это "еще" происходит потому, что никакой собственный опыт не проходит бесследно. Опыт обретается в результате проживания жизни, которая учит нас, хотя бы неосознанно, другому "знанию" – мудрости. Обретается некая сноровка жить. Эта сноровка очень важная вещь. Именно благодаря сноровке мы обретаем силу принимать все происходящее и случающееся с нами. Если нам не удается это осознавать, то это работает на уровне подсознания, на уровне нашей интуиции. Но мы говорим об осознанности, а это значит, что обретенное знание и интуитивное понимание работают теперь за нас там, где нет сил принимать жизнь непосредственно.

И, наконец, третье, последнее, осознанное знание или трансзнание. Это знание тотального опыта жизни. Опыт не может быть критерием жизни, пока жизнь не будет проживаться до конца, тотально. Тотально проживать жизнь – это значит не оставлять ничего на потом, не оставлять следов в подсознании, которые обязательно когда-то будут предъявлены. Психологи говорят о непрожитых, нереализованных желаниях и намерениях, которые мы носим в себе, как о незавершенных гештальтах.

Жить тотально в своем темпе времени – это и есть жить осознанно. Прожитое до конца дает истинное знание – трансзнание. Пока мы пользуемся накопленным знанием, пока знания остаются, осознанность подменяется знанием. Если же все, что происходит, проживается до конца и в знаниях отпадает всякая необходимость, тогда мы истинно осознанны, осознанны вне ума.

Многое не осознается, потому что ум ставит блоки. Многие наши чувства не осознаются, потому что знание ума препятствует этому. Ум не отпускает чувства пройти глубже в свои ощущения.

Все, что мы ощущаем, используя сенсорные каналы органов чувств, передается в мозг и потом в ум. Это естественный природный путь, и его не обойти. На рисунке 4 показан этот путь. Поэтому, если ум что-то не понимает или не принимает, он блокирует весь этот канал. Человек лишается возможности пройти глубже, открыться своей внутренней чувствительности, овладеть скрытым измерением чувств. Он не в состоянии быть осознанным непосредственно, когда суждения не нужны, когда есть чистое восприятие и понимание глубины проникновения в реальность через внутреннюю чувствительность, через ощущения и впечатления о происходящем.

Ум блокирует сознание двумя путями: когда он удовлетворяется своими объяснениями, суждениями о том, что происходит, или, когда он блокирует его на уровне неприятия, раздражения или страха, бессознательно запоминая происходящее в виде аудио, видео или кинестетических картинок.

Мы не осознаем, когда получаем объяснение о том, что происходит, потому что само объяснение становится истиной, которая устраивает нас. Теперь уже нет необходимости двигаться дальше, узнавать что-либо еще. И еще мы не осознаем, когда раздражены или напуганы, страх становится хозяином. И в том и в другом случае ум блокирует жизненную энергию, она не распространяется дальше ума, жизнь как бы останавливается. Ум подменяет жизнь!

Момент осознанного восприятия связан с перераспределением энергии из неосознаваемого ума в сферу живого положительного мышления ума и далее в сферу сознания не-ума. Пока остаются предубеждения, истинного осознания нет.

Ум – это знания, которые мы храним. Если работать с этими знаниями, можно идти все дальше и дальше, но нельзя дойти до точки, в которой они заканчиваются. Знания самодвижущиеся, потому что ум динамичен. Он растет и у него – своя жизнь. Так что если убираются какие-то знания, они возникнут снова. Нет смысла обрывать листья и, даже – ветви, все появится вновь.

Не нужно пытаться бороться со знанием или пытаться его изменить. Нужно наблюдать и помнить только об одном: "Я – не это". Пусть это будет мантрой: "Я – не это". Помните об этом, станьте бдительны и вы увидите, что происходит.

 

Осознание сознания

 

Чтобы уйти от знаний и того, что они порождают, нужно вернуться к осознанию объектов внешнего и внутреннего мира. Это позволит обнаружить незавершенные гештальты (нереализованные конфигурации мыслей, чувств, эмоций, мотивов, желаний и пристрастий), которые сохраняют связь с прошлым, с памятью нереализованных событий. Вызывая из подсознания непрожитые ситуации прошлого, создаются условия для трансформационного роста сознания.

 

Осознание объектов внешнего мира в настоящий момент

 

Выберите партнера, сядьте лицом друг к другу, расслабьтесь. Делитесь по очереди своим осознанием внешнего мира. Осознание начинается словами: "Сейчас я осознаю, что..." – и заканчивается сообщением об осознании ощущений от звуков, запахов, кинестетических раздражителей и видеоизображений. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознание внешнего мира в течение 5 – 10 минут. Старайтесь избегать интерпретации, оценки, суждения чего-то конкретного, оставайтесь в контакте исключительно со своим осознанием внешнего мира.

Затем переключитесь и слушайте, как партнер рассказывает о своем осознании. Если вы чувствуете, что партнер начинает интерпретировать или оценивать, если он оказался во власти своих воображений, помогите ему вернуться в реальную ситуацию беспристрастного восприятия и осознания только того, что происходит прямо сейчас в этом месте.

Смотрите на партнера. Начните осознание партнера, его присутствие, как внешнего объекта (видеоинформации). Сопровождайте проговариванием своих наблюдений.

 

Осознание объектов внутреннего мира в текущий момент

 

Выберите партнера, сядьте лицом друг к другу, расслабьтесь. Делитесь по очереди своим осознанием внутреннего мира. Закройте глаза и обратите внимание на стимулы внутри вас. Осознание объектов внутреннего мира можно начинать словами: "Сейчас я осознаю..." – и заканчивать сообщением об осознании ощущений, возникающих в коже, суставах, мышцах, желудке, гениталиях и т. д., таких как напряженность в животе, сухость во рту, зуд в руке или в ноге и т. п. Продолжайте повторять эти высказывания в течение 5 – 10 минут. Затем переключитесь и слушайте, как партнер делится своим осознанием. Очень важно быть внимательным ко всему, что происходит в вашем теле, не судите, не интерпретируйте, беспристрастно наблюдайте происходящее.

 

Осознание воображений, своего внутреннего диалога – "болтовни" ума

Работа выполняется в паре. Осознание внутреннего диалога включает умственную активность, отличную от текущего опыта органов чувств. По сути это осознание вашей памяти и тех программ, которые продолжают функционировать независимо от того, где вы находитесь и что делаете. Это нереализованные потребности, желания и пристрастия, а также различные фантазии, подозрения, обиды, страхи, чувство вины и т. п. Начинайте осознание словами: "Сейчас я осознаю..." – и заканчивайте его сообщением о своем осознании интереса к тому, сколько, например, времени, или об осознании предположения о содержании мыслей партнера, или сколько, например, потребуется еще времени для осознания своего внутреннего диалога. Делайте это в течение 4 – 6 минут. Затем послушайте партнера.

 

Осознание своей спонтанности в настоящий момент

 

Просто сидите и наблюдайте, куда поведет вас сознание вашего ума – мир ваших блуждающих мыслей, ваших автоматизмов и ваше непосредственное осознание, если специально не сосредоточиваться на каком-либо конкретном осознании (внутреннем, внешнем и т. д.). Начинайте осознание словами: "Сейчас я осознаю..." – и заканчивайте его сообщением о том, что вы осознаете в данный момент, в осознании чего вы находитесь. Вы можете обнаружить, что осознаете сейчас запахи, или свою умственную активность. Вы можете обнаружить также связи между различными действиями, – осознавать шум в комнате, воображать, что кто-то наблюдает за вами и испытать, например, сухость во рту.

Как только вы полностью идентифицировали каждую форму осознания и пронаблюдали, куда оно вас ведет, вы готовы совершенствовать свою способность к концентрации. Вы можете расширить сферу своего сознания за счет просмотра своих осознаний, например, вы переходите от осознания внешних объектов к осознанию своего внутреннего состояния, а дальше к внутреннему диалогу или тем состояниям, которые возникают при вспоминании и т. д. Каждый раз при переходе из одной формы осознания в другую проговаривайте то, что вы осознаете. Продолжайте этот просмотр в течение 4 – 6 минут. Затем послушайте партнера.

Обратите внимание на то, что часто происходит путаница, когда вы принимаете свои сенсорные впечатления за интуитивное убеждение, мнение относительно них. То есть, когда вы думание о чувствовании выдаете за само чувствование.

Смотрите на партнера. Начните осознание партнера, его присутствие как внешнего объекта (видеоинформации). Сопровождайте проговариванием своих наблюдений. Затем начните предложение словами: "Я представляю, что..." – и заканчивайте его сообщением о ваших фантазиях или убеждениях относительно партнера. Например, вы можете осознавать, что ваш партнер сидит скрестив руки, и представить, что ему холодно. Продолжайте описывать ваше осознание ощущений и фантазий в течение 7 – 10 минут, затем выслушайте партнера.

 

Осознание субъектно-объектных отношений

 

Вы выбираете нежелательное для вас поведение, которое вами не осознается, но очевидно для других. Можете воспользоваться помощью других, если это вам трудно сделать. Например, поведение, в котором проявляется тенденция постоянно извиняться, избегать смотреть в глаза, говорить шепотом или быть настойчивым и нетерпеливым, безапелляционным и т. п.

Если поведение не осознается, его нужно преувеличить. Например, в вашем поведении проявляется тенденция постоянно извиняться, начинайте каждое предложение словами "извините, пожалуйста". Если вы осознаете поведение и считаете его нежелательным, попробуйте его усилить или изменить на противоположное. Если вы робкий человек и говорите шепотом, попробуйте быть хвастливым, громким и авторитарным. Проделайте все это в течение 10 – 12 минут.

 

"Нападающий и защищающийся"

 

Сядьте лицом к лицу с партнером и решите, кто из вас будет играть роль "нападающего", а кто "защищающегося". Затем ведите диалог. Твердо стойте на своей позиции, не сдавайтесь. Если вы "нападающий", говорите своему партнеру, как он должен вести себя, что должен делать. Ругайте и критикуйте его с позиций явного превосходства, силы и уверенности в себе. Если вы "защищающийся", постоянно извиняйтесь и оправдывайтесь. Говорите своему партнеру, как вы стараетесь, как хотите угодить и как что-то мешает вам выполнить его требования.

Время: 5 – 10 минут. Поменяйтесь ролями.

Постарайтесь полностью испытать власть, авторитет "нападающего" и манипулирующую пассивность "защищающегося". Будьте максимально беспристрастными, не судите, не подстраивайтесь, войдите максимально в роль вплоть до истинного проживания этого качества поведения. Наблюдайте, что в это время происходит с вами и с партнером одновременно, что вы чувствуете от этого процесса в целом.

Осознание памяти

 

Вспомните какое-нибудь приятное событие. Убедитесь в том, что вы ассоциированы в картинке и видите ее своими собственными глазами. Обратите внимание на свои ощущения. Теперь диссоциируйтесь, то есть выйдите из своего тела и посмотрите со стороны на человека, очень похожего на вас, который видит и слышит то, что вы видели и слышали тогда. Это почти наверняка изменит ваше отношение к событию.

Диссоциация от воспоминания лишает его своей эмоциональной силы. Приятное воспоминание утрачивает свою прелесть, а неприятное теряет свою боль.

Теперь выполните следующее.

Вернитесь мысленно к особенной эмоционально окрашенной ситуации, которую вы можете хорошо вспомнить. Сначала осознайте визуальную часть вспоминания, как будто бы вы поворачивали ручку регулятора яркости изображения. Отметьте, какие изменения это вносит в ваше переживание.

Далее, можете приблизить или удалить образ. Что при этом изменяется? Наблюдайте свое состояние.

Теперь, если он был цветным, сделайте его черно-белым. Если же он был черно-белым, добавьте ему цвета. Посмотрите, что происходит.

Далее, есть ли в нем движение? Если да, то замедляйте его до тех пор, пока оно не остановится. Затем увеличивайте скорость.

Сделайте то же самое с аудиальной и кинестетической частями этого вспоминания. Не забывайте быть присутствующим во всем, что вы делаете.

Наконец, попробуйте изменить ассоциированное состояние на диссоциированное и обратно.

Очень важно видеть разницу между действительно произошедшим событием и тем смыслом и влиянием, который мы ему придаем, то есть тем способом, которым мы его помним. Нельзя оценивать событие, нужно принимать его целиком, таким какое оно есть. Большинство вспоминаемых событий не прожиты из-за отсутствующей на тот момент силы принять их, поэтому вместе с событием в памяти записано суждение о нем. Это может быть страх, чувство вины, а может быть просто объяснение того, почему оно отвергнуто. Это нужно иметь ввиду.

Возможно, ваш внутренний голос, говорит вам: "Оставьте этот эпизод, он не имеет сейчас значения". Или вы просто пробегаете в памяти какое-то место, потому что оно вас задевает или вы испытываете страх. Оставайтесь беспристрастным наблюдателем происходящего. Если ум вмешивается, смотрите, как он это делает, но не отвергайте это, просто наблюдайте.

Осознание памяти – это предмет субъективного переживания, которое трудно передать словами. Если вы осознанны в том, что вы видите, вы можете быть режиссером своего фильма и можете сами решать, как вам быть, а не быть во власти бессознательной репрезентации событий, которые, казалось бы, возникают сами по себе. Подобно телевизору, ум показывает массу повторений, многие из которых являются старыми и не очень хорошими фильмами. Вам нет необходимости смотреть их. Они подлежат уничтожению. Ваше несуждение и беспристрастное наблюдение и свидетельствование сделают свою работу.

В результате наблюдения приходит понимание того, что живущее в человеке существо, порожденное установками и непрожитыми событиями жизни, должно умереть, то есть все, что не нужно и не прожито – стирается, происходит как бы стирание личной истории.

Сохранение личной истории – это поддержание через репрезентацию чувств собственных моделей мира. Какие-то нам нужны, а что­-то нужно убрать, потому что они периодически "выходят без дела наружу" и делают нашу жизнь невыносимой. Стирание личной истории делает человека незаметным, непроявленным, не способным зацепиться, тем, кого нельзя зацепить.

Стирание личной истории – это не стирание календарных событий в жизни человека. Стирание связано с освобождением от прошлого, растождествлением с тем, что делает нас зависимыми и обусловленными этим прошлым, включая обусловленность непрожитыми событиями этой и прошлых жизней. После стирания своей личной истории мы перестаем мыслить и чувствовать в категориях прежнего эго. Стирание личной истории – это не замена одного образа другим, это обретение большей осознанности и присутствия во всем и везде.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.