Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционно-правовое регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений



 

Первые попытки государственного регулирования экономики были предприняты еще в прошлом веке. В ходе и после Первой мировой войны, когда ослабли финансово-экономические позиции Великобритании, ухудшилось материальное положение трудящихся, возросло влияние профсоюзов и на этой волне активизировалась деятельность Лейбористской партии, в годы войны впервые вошедшей в правительственную коалицию, а в 1924 г. опять же впервые самостоятельно сформировавшей Правительство, государственное воздействие на экономику усилилось. В 1917 г. были национализированы вся угольная промышленность и судоходство. Однако это были чрезвычайные меры. После окончания войны последовала денационализация.

К проблемам национализации Правительству Великобритании вновь пришлось обратиться после Второй мировой войны, когда страна опять столкнулась с серьезными политическими, экономическими и финансовыми трудностями, тем более, что с 1945 по 1951 гг. Правительство состояло из лейбористов. В 1945 г. был принят закон о национализации Банка Англии, и таким образом впервые в истории страны был создан государственный банк. В 1946 г. вновь осуществляется национализация угольной промышленности, охватившая около 800 компаний. На рубеже 40 — 50-х гг. была проведена национализация газовой промышленности, части сталелитейных предприятий, электростанций, внутреннего транспорта, гражданской авиации, радио- и телеграфной связи. Наряду с национализацией лейбористы использовали и другие методы государственного регулирования экономики: государственные заказы предприятиям военной промышленности, регулирование экспорта-импорта, введение государственного программирования экономики и т.п.

Консерваторы, позаимствовав у лейбористов некоторые идеи непосредственного государственного воздействия на экономику (например, в 1968 г. был принят Акт о промышленном развитии, предусматривающий оказание финансовой поддержки отдельным отраслям и регионам, в которых складывается неблагоприятная экономическая ситуация), вместе с тем всегда делали ставку на другие методы стимулирования экономического развития: поощрение предпринимательства, инициативы, укрепление рыночных начал экономики, предоставление субсидий частным предприятиям, помощь им в снижении издержек производства. При этом консерваторы, находясь у власти, традиционно в больших или меньших масштабах осуществляют денационализацию. Этот процесс, сочетающийся с политикой отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям, ориентации прежде всего на потребителя, а не на производителей и наемных работников, получил особенно мощное развитие в 80-е гг., в эпоху тэтче-ризма (по имени Премьер-министра Маргарет Тэтчер, прозванной «железной леди») — политического курса, основными лозунгами которого являются «свобода, возможности для всех, поддержка предпринимательского духа, личной инициативы и ответственности, демократия собственников, создание инициативной, динамичной экономики».

В 1979 г. на долю национализированных отраслей британской экономики приходилось 10 % валового национального продукта, однако многие из государственных предприятий стали символом лености и неэффективности. С 1984 по 1987 гг. в частную собственность было передано около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе предприятия газовой промышленности. В конце 1987 г. правительство осуществило еще более крупный шаг — продажу акций нефтяных компаний. В 1988 г. в руки частного бизнеса были переданы сталелитейная промышленность, энергетика и электричество, судостроение, часть железнодорожных и автомобильных дорог, водоснабжение. В 1989 г. было приватизировано еще 16 крупных корпораций, капитал которых оценивался в 11 млрд. долл. В 1990 г. осуществлена денационализация угольной промышленности. Курс денационализации продолжается и после ухода в отставку М. Тэтчер. Приватизация сопровождалась широкой распродажей акций государственных предприятий мелким держателям, в результате чего число акционеров увеличилось с 7 % от общего числа избирателей в 1979 г. до 20 % в 1990 г., т. е. почти в три раза*.

* См.: Покровская А.К. Зарубежный опыт приватизации государственной собственности путем акционирования. На примере Великобритании//Вестник Московского ун-та. Серия 6. Экономика. 1994, № 1, с. 45 — 47.

 

С начала XX в. государственное регулирование стало распространяться на сферу отношений между трудом и капиталом с целью предотвращения и погашения конфликтов между ними. Важнейшим предметом такого регулирования являются забастовки. Поскольку, согласно обычаю, забастовка считается законной только в том случае, если ее поддержал профсоюз, вопросы регламентации коллективных конфликтов будут рассмотрены в связи с характеристикой конституционно-правового статуса профсоюзов.

Социальная политика Великобритании в XX в., как и в других странах, заметно активизировалась. В 1948 г. вступили в силу Акты о государственном страховании и государственном здравоохранении. К этому же периоду относится введение бесплатного школьного образования, пенсионного обеспечения, пособий по безработице.

Период тэтчеризма характеризуется некоторым сдерживанием социальных начал в деятельности государства. Так, в 1989 г. была принята программа по реформированию Национальной системы здравоохранения, расширившая его частное звено и ограничившая возможность получения бесплатной медицинской помощи. Следует, однако, отметить, что и в настоящее время около трети правительственных расходов приходится на социальное обеспечение. Кроме того, государство поощряет деятельность различных общественных фондов, финансирующих институты социального характера. Благодаря этому около 93% учеников средних учебных заведений получают образование бесплатно.

Религиозная политика государства отражается в обычном, прецедентном и статутном праве и заключается в уважении всех конфессий, поощрении религиозности населения при оказании предпочтения англиканской церкви. Такое предпочтение проявляется в признании Церкви Англии (англиканская церковь, действующая на территории Англии) государственной в соответствующей части страны, а также в том, что согласно обычаю каждый британский гражданин, если он активно не исповедует какой-либо иной религии или не является сознательным атеистом, считается членом англиканской церкви. С 1944 по 1988 г. в качестве обязательного элемента учебного процесса в государственных школах преподавалась религия. При этом преподавание религии должно было давать информацию обо всех религиях и конфессиях, не оказывая предпочтения ни одной из них.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.