Здавалка
Главная | Обратная связь

Политико-территориальное устройство



 

Исторически территория Соединенного Королевства сложилась из четырех частей — Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Все эти территории различаются по национальному, лингвистическому, религиозному факторам, а также историей вхождения в состав страны, юридическим статусом и формами управления. В юридическом отношении особенно важным является то, что в стране, как мы видели, параллельно действуют три правовые системы: Англии и Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии, не считая особенностей правовых систем островов. Однако на уровне четырех упомянутых крупных регионов отсутствуют собственные представительные и исполнительные органы власти; лишь в Северной Ирландии до введения в 1972 г. прямого правления из Лондона существовали собственные парламент — Стормонт и Правительство. Законы, действующие в указанных регионах, в соответствии с принципом парламентского верховенства, принимает общегосударственный Парламент. При этом, как правило (для Шотландии — всегда), парламентский акт сопровождается оговоркой о том, в каких из четырех регионов он действует. С целью обеспечения интересов регионов и учета их специфики в законодательной и исполнительной деятельности государства в состав британского Кабинета входят государственные секретари по делам Шотландии (с 1892 г.), Уэльса (с 1964 г.) и Северной Ирландии (с 1972 г.).

Следует отметить, что в трех из четыре регионов — Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии среди этнических шотландцев и валлийцев (коренных жителей Уэльса), а также ирландцев-католиков определенной поддержкой пользуются сепаратистские (у ирландцев — ирредентистские) устремления. Речь идет либо о полном отделении от Соединенного Королевства, либо о расширении возможностей самоуправления (движение за гомруль) путем деволюции, о чем уже упоминалось, либо о расширении национально-культурной автономии. Националистические группировки Шотландии и Северной Ирландии выступают, в основном, либо за первый, либо за второй вариант. В Уэльсе же национальное движение имеет преимущественно культурную окраску. Как отмечалось, референдумы, проведенные в указанных трех регионах страны в 70-е гг. по вопросам об отделении (Северная Ирландия) и создании собственных парламентов (Шотландия, Уэльс), дали отрицательные результаты.

Более трех десятилетий в Соединенном Королевстве продолжается полоса интенсивных реформ местного самоуправления и политико-административного деления, характеризующихся поисками оптимального сочетания централизации и децентрализации, демократизма и рационализма системы управления. При этом с учетом традиционного доминирования Лейбористской партии в местных органах консерваторы стремятся сократить число звеньев (и соответственно органов) политико-административного деления, а лейбористы, наоборот, — увеличить.

В результате реформы начала 70-х гг. была введена новая система политико-административного деления, заменившая прежнюю, существовавшую со времен средневековья. В соответствии с Актом о местном управлении 1972 г., территория Англии и Уэльса была разделена на 53 графства: 45 — в Англии и восемь в Уэльсе. Особый статус получили шесть из 45 графств Англии — так называемые метрополитенские (столичные) графства, т. е. городские агломерации с центрами в наиболее крупных городах. Это Большой Манчестер, Мёрсисайд, Южный Йоркшир, Западный Мидлэнд, Западный Йоркшир, Тайн и Уэйр.

Особенность их статуса заключается в том, что изначально их органам принадлежал гораздо меньший объем полномочий, чем в остальных графствах, именуемых неметрополитенскими (не-столичными, т.е. сельскими). Наконец, в особую единицу, не входящую в системы графств, выделена столица — Большой Лондон, которая делится на 32 городских района и Сити — деловой центр города.

Графства, в свою очередь, были поделены на административные округа: 296 — в Англии и 37 — в Уэльсе.

В Шотландии в соответствии с Актом о местном управлении 1973 г. (для Шотландии) в 1975 г. было образовано 9 регионов, в составе которых создано 53 административных округа, а также три островных территории (Шетландские, Оркнейские и Гебридские острова), статус которых был приравнен к статусу округов.

Северная Ирландия делится на шесть графств, а они, в свою очередь, на 26 округов.

В качестве низовой политико-территориальной единицы в сельской местности и небольших городах были сохранены приходы (в Уэльсе и Шотландии — общины). Всего их насчитывается более 11 тыс. Приход (община) охватывает один маленький населенный пункт или группу мелких поселений.

В 1992 г. государственным секретарем по вопросам охраны окружающей среды была сформирована Комиссия по вопросам местного управления, состоящая из 13 человек и включившая членов местных представительных органов различных уровней, работников их аппарата, бизнесменов, ученых, основной задачей которой стала разработка рекомендаций о необходимости пересмотра системы политико-административного деления и местного самоуправления в Англии, Уэльсе и Шотландии с целью уменьшения бюрократизации местного самоуправления и устранения дублирования функций его органов различных уровней. К концу 1993 г. Комиссия подготовила доклад, в котором рекомендовала сократить число звеньев политико-административного деления в Уэльсе и Шотландии. В Англии же было предложено использовать смешанную систему политико-административного устройства, сохранив в некоторых графствах существующее число звеньев, а в других сократив его. На основе выводов комиссии в 1994 г. были приняты Акты о местном управлении для Шотландии и для Уэльса.

В Шотландии вместо прежних регионов и округов образовано 32 территориальные единицы местного управления (local government areas), включая три островные. Общины реформа не затронула.

Новое политико-административное деление Уэльса включает теперь 11 графств и столько же городов-графств (county borough). Как и ранее, в сельской местности графства делятся на общины. Существовавшие прежде восемь графств в несколько измененных границах сохранены лишь для строго определенных законом целей (органы местного самоуправления в них упразднены).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.