Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционное регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений



 

Соответствующие нормы в основном содержатся в разд. VII «Экономика и финансы» и гл. III «Руководящие принципы социальной и экономической политики» раздела первого Конституции.

В соответствии со ст. 128 Конституции все богатство страны в его различных формах, каков бы ни был его правовой статус, подчинено общим интересам. Признается публичная инициатива в хозяйственной деятельности. Закон может резервировать за публичным сектором существенно важные ресурсы или службы, особенно монопольные, а также предусмотреть вмешательство в дела предприятий, когда этого требует общий интерес.

Закон должен установить формы участия заинтересованных субъектов в социальном страховании и в деятельности публичных органов, функции которых непосредственно затрагивают качество жизни или общее благосостояние. На публичные власти возложена обязанность эффективно содействовать различным формам участия в предприятиях и поощрять путем соответствующего законодательства кооперативные общества. На публичные власти также возложена задача устанавливать средства, с помощью которых работникам облегчался бы доступ к собственности на средства производства (ст. 129).

Конституция (ст. 130) обязывает публичные власти содействовать модернизации и развитию всех отраслей экономики, особенно земледелия, животноводства, рыболовства и ремесла, в целях выравнивания уровня жизни всех испанцев. В этих же целях следует предоставлять льготы горным зонам.

Согласно ст. 131 Конституции, государство может посредством закона планировать общую хозяйственную деятельность для удовлетворения коллективных нужд, выравнивания и гармонизации регионального и отраслевого развития, стимулирования роста доходов и богатства и их более справедливого распределения. Проекты планов разрабатываются Правительством с учетом предложений, которые представляются автономными сообществами, при помощи и сотрудничестве профсоюзов и других профессиональных, предпринимательских и экономических организаций. С этой целью создается совет, состав и функции которого должны регулироваться законом.

Конституция предусматривает (ст. 132) необходимость законодательного урегулирования правового режима благ публичного и коммунального значения, предусматривающего их неотчуждаемость, неотъемлемость, неподверженность никакому эмбарго и неизменность целевого назначения. Таков, например, Закон о лесах, находящихся в совместном пользовании соседей, 1980 г. Благами публично-государственного значения являются те, которые указаны законом, и в любом случае зона суши, прилегающая к побережью, пляжи, территориальное море, природные ресурсы экономической зоны* и континентального шельфа. Законом регулируются государственное наследие, национальное наследие, управление ими, их защита и сохранение.

* Экономическая зона — прилегающий к территориальным водам морской район шириной до 200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море. Прибрежному государству принадлежат суверенные права на живые и минеральные ресурсы зоны и ряд других прав.

 

Как гласит ст. 133 Конституции, первоначальное право устанавливать налоги принадлежит исключительно государству и осуществляется путем издания законов. Автономные сообщества и местные корпорации могут устанавливать и взимать налоги в соответствии с Конституцией и законами. То же относится к праву публичных администраций принимать на себя финансовые обязательства и производить расходы.

Только закон может уполномочить Правительство выпустить публичный заем или получить кредит (ст. 135). Кредиты для обеспечения выплаты процентов и капитал от государственного публичного займа могут использоваться для государственных бюджетных расходов и не могут подвергаться поправкам или изменениям, пока отвечают условиям закона об эмиссии.

Что касается руководящих принципов социально-экономической политики, то здесь Конституция (ст. 39) прежде всего обязывает публичные власти обеспечить социальную, экономическую и юридическую охрану семьи, целостную охрану детей, которые равны перед законом независимо от происхождения (в браке или вне его), и матерей, каким бы ни было их гражданское состояние. Законодатель же обязывается урегулировать возможность установления отцовства (это сделано Законом об изменении Гражданского кодекса в вопросах рождения, родительской власти и экономического режима брака 1981 г.). Родители обязаны оказывать всяческую поддержку своим детям, рожденным в браке и вне его, в период несовершеннолетия и в прочих случаях, установленных законом. Детям гарантируется охрана, предусмотренная международными соглашениями об их правах.

На публичные власти ст. 40 Конституции возлагает обязанность создавать все более благоприятные условия для социального и экономического прогресса и для более справедливого распределения региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабильности. Особо должна проводиться политика, ориентированная на полную занятость. Надо признать, что пока что до решения этой задачи еще далеко. В то же время следует обратить особое внимание на конституционную оговорку о том, что меры в интересах более справедливого распределения доходов не должны подрывать экономическую стабильность. Эту оговорку можно считать антипопулистской.

Кроме того, публичные власти должны проводить политику, обеспечивающую профессиональную подготовку и переподготовку, следить за безопасностью и гигиеной труда и гарантировать необходимый отдых путем ограничения рабочего дня, предоставления периодического оплачиваемого отпуска и развития учреждений для отдыха.

В соответствии со ст. 41 Конституции публичные власти должны поддерживать публичное социальное страхование для всех граждан, гарантирующее достаточную помощь и социальные услуги в случае необходимости, особенно при безработице. Страхование, обеспечивающее дополнительную помощь и услуги, —добровольное.

Конституция (ст. 42) обязывает государство особо следить за соблюдением экономических и социальных прав испанских работников за границей и ориентировать свою политику на их возвращение.

В ст. 43 признается право на охрану здоровья. Публичные власти должны организовывать и поддерживать публичное здравоохранение с помощью профилактических средств и необходимых служб и услуг. Индивидуальные права и обязанности в этой области регулируются законом. На публичные власти возложена обязанность развивать санитарное просвещение, физическое воспитание и спорт, а также обеспечивать надлежащую организацию досуга.

Публичные власти должны развивать и поддерживать возможности доступа к культуре, на что все имеют право. В общих интересах публичные власти должны развивать науку, научные и технические исследования (ст. 44).

Статья 45 провозглашает право всех пользоваться окружающей средой для развития своей личности, равно как и обязанность беречь эту среду. Публичные власти должны следитьзарациональным использованием природных ресурсов с целью охраны и улучшения качества жизни, защиты и восстановления окружающей среды, опираясь на необходимую коллективную солидарность. Те же, кто нарушает предыдущее положение, подлежат уголовной или административной ответственности и обязаны возместить причиненный вред.

Публичные власти должны гарантировать сохранение и содействовать обогащению исторического, культурного и художественного наследия народов Испании, каким бы ни был правовой режим составляющих его благ. Отсюда вытекает возможность определенных ограничений прав собственников этих благ. Покушения на это наследие караются уголовным законом (ст. 46).

Все испанцы, согласно ст. 47 Конституции, имеют право пользоваться достойным и подходящим жилищем. Публичные власти должны этому содействовать и устанавливать для этого соответствующие нормы, регулирующие использование земли в общих интересах, чтобы воспрепятствовать спекуляции ею. Сообщество должно участвовать в прибылях от градостроительных сделок, совершаемых публичными единицами (т.е. городами, муниципиями и т. п.).

На публичные власти Конституция возлагает обязанность содействовать условиям для свободного и действенного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии (ст. 48).

Публичные власти должны проводить политику предупреждения инвалидности, лечения, реабилитации и интеграции инвалидов и тех, кто оказывает необходимую им специализированную помощь, и особо охранять их, чтобы могли пользоваться правами, предоставляемыми всем гражданам (ст. 49).

Посредством соответствующих и периодически индексируемых пенсий публичные власти гарантируют гражданам экономически достойное существование в «третьем возрасте», т. е. в старости (ст. 50). Кроме того, независимо от семейных обязательств, публичные власти должны повышать благосостояние таких граждан посредством системы социальных служб, которые занимаются специфическими проблемами их здоровья, жилищ, культуры и досуга.

Наконец, на публичные власти возлагается защита потребителей и пользователей, охрана путем эффективных процедур их безопасности, здоровья и законных экономических интересов (ст. 51). Публичные власти должны содействовать распространению информации и образования потребителей и пользователей, побуждать их к созданию своих организаций и заслушивать их по поднимаемым ими вопросам в установленные законом сроки.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.