Здавалка
Главная | Обратная связь

Местное самоуправление



Согласно § 42 Конституции, право местного самоуправления принадлежит сообществу избирателей в каждой из упомянутых территориальных единиц кроме городских округов вне столицы. Оно осуществляется по местным вопросам публичного характера, затрагивающим сообщество избирателей, в интересах населения через демократические учреждения местной публичной власти.

Конституция (§ 43) устанавливает, что права самоуправляющихся сообществ одинаковы, а обязанности могут различаться. Они определяются законом. В соответствии с § 44-в Конституции для принятия закона о местном самоуправлении, а также закона, ограничивающего основные права органов самоуправления, необходимы 2/3 голосов присутствующих депутатов Государственного собрания. В настоящее время действует Закон LXV 1990 г. о местном самоуправлении с позднейшими изменениями.

Законное осуществление компетенции самоуправления пользуется судебной защитой. Органы самоуправления могут обращаться за защитой своих прав в Конституционный суд.

Согласно § 44 Конституции, избиратели осуществляют местное самоуправление через избираемый ими представительный орган или посредством местного референдума. Члены представительного органа избираются на четыре года. Представительный орган действует до учредительного заседания новоизбранного представительного органа, а бургомистр — до избрания нового бургомистра. Представительный орган может досрочно самораспуститься. В этом случае, а также в случае роспуска представительного органа Государственным собранием прекращается и мандат бургомистра.

Компетенция представительного органа установлена § 44-а Конституции. Он осуществляет самостоятельное нормативное регулирование и управление делами самоуправления, и его решения подлежат проверке лишь с точки зрения законности. В отношении имущества, принадлежащего самоуправляющемуся сообществу, он выступает как носитель правомочий собственника, самостоятельно распоряжается доходами сообщества и может под собственную ответственность основывать предприятия. В рамках определенных законом задач представительный орган имеет право на собственные доходы, а также на получение соответствующей государственной поддержки. В законных пределах он устанавливает местные налоги.

Представительный орган в соответствии с законом самостоятельно определяет свою организацию и порядок деятельности, может устанавливать символы самоуправления, учреждать местные награды и знаки признания.

В публичных делах, затрагивающих местное сообщество, представительный орган может обращаться с инициативой принятия решений к компетентному органу. Он может свободно объединяться с другими местными представительными органами, учреждать для представительства своих интересов самоуправленческий союз заинтересованных, сотрудничать в рамках своих задач с органами местного самоуправления других стран и состоять в международных организациях самоуправления.

В осуществление своей компетенции представительный орган может издавать постановления, которые не должны противоречить вышестоящим правовым нормам.

В соответствии с § 44-б Конституции председателем местного представительного органа является бургомистр. Представительный орган может избрать комитет и учредить управу. Бургомистр, помимо своих самоуправленческих задач, может решать вопросы, входящие в компетенцию государственной администрации, если уполномочен на это законом или правительственным постановлением, изданным на основе законного управомочия. Закон или правительственное постановление могут возложить задачи государственной администрации и властные полномочия также на нотариуса, а в порядке исключения — и на секретаря управы представительного органа.

В столице глава местной администрации именуется главным бургомистром.

Упомянутый Закон о местном самоуправлении предусмотрел, что в областях, городах с правами областей и столице представительные органы именуются общими собраниями. В областях эти органы сами избирают на срок своих полномочий тайным голосованием своих председателей, которые бургомистрами не называются.

Органы местного самоуправления могут создавать органы для представительства, осуществления и защиты коллективных самоуправленческих прав и интересов. Такие органы могут создаваться и в общегосударственном масштабе.

На территориях проживания национальных и этнических меньшинств местное самоуправление осуществляется с учетом прав этих меньшинств, гарантированных Законом LXXVII 1993 г. Здесь создаются особые органы самоуправления.

Местное управление

Согласно Закону о местном самоуправлении, в столице и в каждой области создается финансируемое из государственного бюджета бюро публичной администрации (kozigazgatasi hivatal), начальник которого назначается министром внутренних дел. Он контролирует законность деятельности местного самоуправления на территории соответственно столицы или области, разрешает в порядке административного производства дела, отнесенные к его ведению законом или правительственным постановлением, по первой инстанции, а также по второй инстанции рассматривает жалобы на административные решения бургомистров, главного бургомистра, председателя областного общего собрания или начальника бюро публичной администрации в округе города с правами области, если это не отнесено к ведению центрального органа. В случае принятия органами самоуправления противоправных решений он принимает меры к их отмене, обращаясь в случае необходимости в суд, вплоть до Конституционного суда.

На начальника областного бюро возлагается не только выполнение задач публичной администрации, определенных законом или в силу закона Правительством, но и координация деятельности прочих органов публичной администрации, функционирующих на территории области. Если деятельность таких органов распространяется на территорию нескольких областей, координацию осуществляет начальник бюро той области, где данный орган имеет свое местонахождение.

Начальник бюро созывает представительный орган, если бургомистр не сделал этого в течение 15 дней после внесенного начальником соответствующего предложения.

Литература

Арато Э. Выборы, коалиции и конституционализм//КПВО, 1994, № 3—4 (8—9).

Венгерская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1982.

Конституции государств Восточной Европы. Учебное и справочное пособие. М.: ИнфраМ — Норма, 1996.

Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989 — 1992). М.: Юрид. колледж МГУ, 1996.

Пройсс У. Модели конституционного развития и перемены в Восточной Европе//Полис, 1996, № 4.

Сборник избирательных законов стран Центральной И Восточной Европы. Киев: IFES, 1995.

Чизмадиа А., Ковач К., Асталош Л. История венгерского государства и права. М.: ЮЛ, 1986.

Шайо А. Как верховенство права погубило реформу социальной защиты в Венгрии// КПВО, 1996, № 2 (15).

Контрольные вопросы и задания

 

1. В чем принципиальные особенности конституционного развития Венгрии?

2. Прочтите действующую Конституцию Венгерской Республики и подумайте, какие особенности ее содержания и формы обратили на себя Ваше внимание и почему.

3 Каковы принципы приобретения венгерского гражданства по рождению?

4. Как называется институт, предусмотренный § 55 венгерской Конституции?

5. Почему разделы о правах и обязанностях граждан и об основных принципах выборов помещены почти в самом конце Конституции?

6. Как урегулированы в Конституции основы конституционного строя?

7. Сколько государственных органов имеют конституционный статус?

8. Какие виды квалифицированного большинства предусмотрены Конституцией для принятия решений Государственным собранием?

9. Какова форма правления в Венгрии? Чем Вы можете доказать Ваше суждение по этому вопросу?

10. Сравните статус Президентов Венгрии, Польши и Болгарии.

11. В чем отличие судебной системы Венгрии от судебной системы любой другой из изученных Вами стран?

12. Какая из описанных в Общей части учебника моделей организации местной публичной власти (п. 2 § 3 гл. XI) применена в Венгрии?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.