Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственное собрание



Конституция (§ 19) определяет Государственное собрание как верховный орган государственной власти и народного представительства и устанавливает его задачи, функции и полномочия.

Компетенция. Осуществляя свое вытекающее из народного суверенитета право, Государственное собрание обеспечивает конституционный строй общества определяет организацию, направление и условия управления. Для осуществления этих задач установлены конституционные полномочия венгерского парламента.

Прежде всего это полномочия по регулированию общественной жизни. Государственное собрание разрабатывает Конституцию Венгерской Республики и принимает законы. Оно определяет социально-экономический план страны, устанавливает расходы на содержание государства, утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении. Оно также принимает решение о программе Правительства. В его компетенцию входит назначение общенационального референдума.

Далее, Государственное собрание наделено рядом полномочий в области внешней политики, обороны и безопасности. К его ведению отнесено заключение наиболее важных международных договоров. Кроме того, Государственное собрание решает вопросы об объявлении состояния войны и заключении мира, объявляет в случае состояния войны или ее угрозы чрезвычайное положение и создает Совет обороны. В случае же вооруженных действий, направленных на свержение конституционного строя или захват исключительной власти, а также в случае массовой угрозы жизни и имуществу граждан вследствие насильственных вооруженных или связанных с использованием оружия деяний, в случаях стихийных бедствий и промышленных аварий (особая ситуация) Государственное собрание объявляет особое положение. И наконец, оно принимает решение об использовании Вооруженных сил за границей или внутри страны.

Ряд полномочий установлен Конституцией для Государственного собрания в его отношениях с другими органами публичной власти. Оно избирает Президента республики, Министра-председателя, членов Конституционного суда, уполномоченных Государственного собрания, председателя и заместителей председателя Государственной счетной палаты, председателя Верховного суда и Генерального прокурора. По предложению Правительства и по получении заключения Конституционного суда Государственное собрание распускает местный представительный орган, деятельность которого противоречит Конституции.

К компетенции Государственного собрания относится принятие решений о территории, названиях, центрах областей, об объявлении городов городами с правами областей и об образовании округов в столице.

Государственное собрание объявляет амнистию. Согласно § 19-а Конституции, если Государственное собрание лишено возможности объявить состояние войны, ввести чрезвычайное положение и создать Совет обороны, а также ввести особое положение, это вправе сделать Президент республики. Государственное собрание считается лишенным такой возможности, если оно не заседает, а созыв его невозможен в силу чрезвычайных обстоятельств. Отсутствие возможности созыва Государственного собрания и обоснованность объявления состояния войны, введения чрезвычайного или особого положения определяется совместно председателем Государственного собрания, председателем Конституционного суда и Министром-председателем. На первом же заседании, на которое Государственное собрание сможет собраться, оно рассматривает вопрос об обоснованности и законности принятых мер и выносит решение 2/3 голосов депутатов. В Конституции, правда, не сказано, какие последствия будет иметь непринятие такого решения.

Формирование. Как уже отмечалось выше, Государственное собрание избирается непосредственно гражданами, и срок его полномочий, согласно § 20 Конституции, составляет четыре года. В соответствии с § 28 Конституции полномочия Государственного собрания действуют, начиная с его учредительного заседания. Оно может объявить и о своем досрочном роспуске. Кроме того, Президент республики может распустить Государственное собрание, назначив новые выборы, если оно в течение одного созыва за любые 12 месяцев подряд не менее четырех раз лишит Правительство доверия или в случае прекращения полномочий Правительства не изберет Министром-председателем предложенное Президентом республики лицо в течение 40 дней после первого предложения кандидатуры. Перед роспуском Президент обязан провести консультации с Министром-председателем, председателем Государственного собрания и лидерами партийных депутатских групп. Государственное собрание действует до учредительного заседания нового Государственного собрания, которое должно быть избрано в течение трех месяцев после истечения срока полномочий, роспуска или самороспуска прежнего Государственного собрания.

Во время чрезвычайного и особого положения не допускается ни роспуск, ни самороспуск Государственного собрания, а если в это время истек срок его полномочий, он соответственно продлевается. В случае состояния войны, ее угрозы или особого положения Президент может вновь созвать распущенное или самораспустившееся Государственное собрание, которое само решает о продлении срока своих полномочий (§ 28-а Конституции).

В § 20 Конституции урегулированы основы статуса депутатов Государственного собрания. Они осуществляют свою деятельность в публичных интересах, из чего следует, что они не могут быть связаны наказами своих избирателей. Депутаты пользуются правом на неприкосновенность, получают вознаграждение, обеспечивающее их независимость, а также определенные льготы, им возмещаются расходы, что регулируется законом, принимаемым 2/3 голосов присутствующих депутатов. Установлена несовместимость депутатского мандата с должностью Президента республики, членством в Конституционном суде, Государственной счетной палате, должностями судьи, прокурора, сотрудника органа публичной администрации, за исключением членства в Правительстве и должности политического государственного секретаря, с нахождением в кадровом составе Вооруженных сил, полиции, органов охраны*. Законом могут предусматриваться и другие случаи несовместимости. Для принятия закона о правовом статусе депутатов требуется 2/3 голосов присутствующих депутатов.

* Венгерский термин «rendeszeti szervek» не имеет точного русского эквивалента, т. к. охватывает таможенную службу, финансовую гвардию и государственную пожарную охрану. «Органы охраны» — предлагаемый нами условный эквивалент. Иногда употребляется перевод «органы инспекции», Который представляется все же менее точным.

 

В соответствии с § 27 Конституции депутаты могут обращаться с вопросами к Уполномоченным Государственного собрания по гражданским правам и по правам национальных и этнических меньшинств, к председателям Государственной счетной палаты и Венгерского национального банка, а также с интерпелляциями к Правительству, любому его члену и к Генеральному прокурору по делам, входящим в их компетенцию.

Мандат депутата Государственного собрания прекращается по одному из пяти оснований (§ 20-а Конституции): прекращение полномочий Государственного собрания; смерть депутата; констатация несовместимости с вышеуказанными должностями; отставка; утрата депутатом избирательного права. Если депутат во время действия своего мандата займет должность, с этим мандатом несовместимую, Государственное собрание констатирует несовместимость по инициативе любого депутата. В отставку депутат может подать, уведомив об этом Государственное собрание, причем решения Государственного собрания по этому поводу не требуется.

Внутренняя структура Государственного собрания установлена § 21 Конституции. Из числа своих членов Государственное собрание избирает председателя, его заместителей и секретаря, а также постоянные комитеты. Оно может создать специальный комитет для рассмотрения любого вопроса. Конституция обязывает каждого предоставлять комитетам Государственного собрания требуемые ими сведения, а также давать им свидетельские показания.

Конституция урегулировала основные принципы общей процедуры Государственного собрания (§ 22 — 24). Предусмотрено, что работа Государственного собрания проходит в сессионном порядке. Очередные сессии проводятся с 1 февраля по 15 июня и с 1 сентября по 15 декабря каждого года. Следовательно, парламент в принципе работает только восемь месяцев в году. Однако по письменному требованию Президента республики, Правительства или 1/5 общего числа депутатов созываются чрезвычайная сессия или чрезвычайное заседание Государственного собрания. В этом требовании должны быть указаны причины созыва, а также Предлагаемое время проведения и повестка дня.

Учредительное заседание Государственного собрания созывается Президентом республики в течение месяца после выборов. Прочие заседания на данной сессии, как и на последующих, созываются уже председателем Государственного собрания. Один раз в течение сессии Президент может отложить заседание Государственного собрания не более, чем на 30 дней. Но если в этот период 1/5 общего числа депутатов письменно потребуют созыва заседания, председатель Государственного собрания обязан сделать это в течение восьми дней.

Заседания Государственного собрания открытые. Однако по инициативе Президента республики, Правительства или любого депутата Государственное собрание 2/3 голосов всех депутатов может постановить о проведении закрытого заседания. Для правомочности заседания требуется присутствие более половины депутатов. Решения принимаются, как правило, большинством присутствующих депутатов. Исключения установлены самой Конституцией.

Правила своей деятельности и порядок обсуждений Государственное собрание определяет в регламенте, который принимается голосами 2/3 присутствующих депутатов. Действующий Регламент принят 20 сентября 1994 г.

Законодательный процесс. Основы его урегулированы в § 25 и 26 Конституции. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту республики, Правительству, каждому комитету и любому депутату Государственного собрания. Законы принимаются Государственным собранием.

Как и прочие решения, законы принимаются, как правило, большинством присутствующих депутатов. Однако, согласно ч. 3 § 24 Конституции, для изменения Конституции и принятия иных отдельных решений, предусмотренных Конституцией, необходимы 2/3 голосов депутатов. Кроме того, как мы видели, принятие ряда законов, прежде всего связанных с реализацией конституционных прав и свобод, требует 2/3 голосов присутствующих депутатов.

Председатель Государственного собрания подписывает принятый закон и направляет его Президенту республики.

Президент обеспечивает опубликование закона в официальном печатном органе в течение 15 дней, а в случае просьбы председателя Государственного собрания о срочном рассмотрении — в течение пяти дней. Направляя закон для опубликования, Президент подписывает его. Если же он не согласен с законом или каким-либо его положением, то в указанный срок может вернуть закон со своими замечаниями в Государственное собрание. Оно вновь обсуждает закон и снова постановляет о его принятии. Вновь принятый закон, направленный председателем Государственного собрания, Президент обязан подписать и в течение пяти дней опубликовать.

После первого получения закона Президент в указанный срок может направить его в Конституционный суд, если считает какое-либо его положение неконституционным. В этом случае Конституционный суд проверяет конституционность закона во внеочередном порядке. Если неконституционность будет установлена, Президент возвращает закон Государственному собранию, а в противном случае обязан его подписать и в течение пяти дней опубликовать.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.