Эколого-правовой режим водопользования
Водное законодательство РФ основывается на Конституции РФ и состоит из Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 года и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Водные объекты - это сосредоточения природных вод на поверхности земли либо в ее недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности человеческого общества в воде. К водным объектам относятся: реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные естественные и искусственные водостоки и водоемы; ледники и снежники; гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных; внутренние морские воды и территориальное море РФ. Водным кодексом РФ установлено, что совокупность всех водных объектов (за некоторым исключением), находящихся в пределах территории РФ, образует водный фонд РФ. Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него производится в порядке, установленном Правительством РФ. Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат регистрации в государственном водном кадастре. Этот фонд находится под защитой и охраной государства. В состав водного фонда не входят: замкнутые непроточные водоемы естественного или искусственного происхождения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц; пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения. Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и вода) могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В государственной собственности находятся водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и водные объекты, принадлежащие на праве собственности ее субъектам (собственность субъектов РФ). Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов и, в соответствии с Конституцией РФ и ВК РФ, регулируются водным законодательством РФ. От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти. Муниципальная и частная собственность допускаются в соответствии с гражданским законодательством только на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы). Право муниципальной собственности на обособленные водные объекты принадлежит городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Эти муниципальные водные объекты предназначены для муниципальных нужд. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления. В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами, предельные размеры которых определяются земельным законодательством РФ. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрогеологическими и гидрохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Государственный мониторинг водных объектов ведется государственным органом управления использованием и охраной водного фонда совместно с государственным органом управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственным органом управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам). Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством РФ. Государственный контроль за использованием и охраной всех водных объектов заключается в проверке соблюдения: порядка использования и охраны водных объектов; лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения); стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон и иных требований водного законодательства РФ. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется: государственными органами исполнительной власти субъектов РФ; специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда; специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды; другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов определяется Правительством РФ. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|