Здавалка
Главная | Обратная связь

Благоговение перед полом



Неравенство между полами, в настоящее время обсуждаемое как история патриархального господства и сексизма, невозможно устранить ни просто путем прилежных исследований, как, возможно, надеются некоторые, ни с помощью политических инициатив, как требуют многие. Духовные проблемы, даже если они также способствуют материальному неравенству, требуют духовных решений. Ведь святость не может быть ни доказана, ни узаконена, она выходит за пределы любой политической программы. Почтение всегда бывает непрошенной реакцией на другого, который воспринимается как выходящий за пределы всех наших концепций и оценок. Мы должны позволять другому значить для нас так много. Как правило, в такие моменты верующих охватывают чувства прощения, раскаяния, и примирения. Такова преобразующая способность духовного источника.

Конечно, почтение не принадлежит в большей степени одному полу, чем другому, равно как не принадлежит тем, кто поклоняются богам, а не богиням. Ведь важен не пол божества, а глубина почтения, которое ему оказывают те, кто ему поклоняются.

Если почтение глубоко и всеобъемлюще, то можно поклоняться и булыжнику – в конце концов, смирение может быть святым.[14] Мы можем вернуть себе доверие, данное нам по праву рождения, как существам, имеющим пол, только путем священного признания полностью разделяемого пола.

Эти чувства – не какая-то редкая роскошь, которой заслуживают лишь немногие избранные, и не утонченные эмоции, которые следует сберегать для особых случаев. В действительности, все обстоит совсем наоборот: почтение – это единственное чувство, которого мы не заслуживаем. Это универсальная реакция на другого как тайну, которой он или она является, просто будучи «другим».

Это глубочайшая эротическая возможность, которую мы предоставляем друг другу: взаимно быть смиренными и возвышаемыми. Молча понаблюдайте в течение минуты спящее лицо другого человека. Тайна не где-то далеко. Эта игнорируемая нами близость – наша трагедия.

Что до того, что почтение – это роскошь, путь это было бы так, ибо то, чему мы избегаем поклоняться, неизбежно атрофируется и продолжает жить во все более губительном состоянии. Таким образом, на карту поставлено само будущее пола, и это заметно. Мы отвернулись от глубинной красоты друг друга и больше не поклоняемся друг другу или земле, по которой ходим. Вместо этого, мы довольствуемся «поверхностным» возбуждением желания, избегая пробуждений чувств благоговения и капитуляции. Только поклонение друг другу достаточно глубоко, чтобы вызывать к жизни глубочайшую из человеческих возможностей, и только глубины возможности вызывают наше благоговение. В эротической реальности, возможность и тайна стоят выше -- заключают в себе больше манящей «жизни» -- чем действительность и определенность.

Восхищение друг другом, совместные борьба и осуществление, приходят и уходят, как приходят и уходят таланты, кризисы, и планы. Это – реакции на обстоятельства жизни. Их вполне стоит исследовать друг с другом. Но более заманчиво таинственно почтение к другому, по существу, просто потому, что он другой, потому что в другом брезжат живые, но неопределенные возможности. Можно поклоняться и самому себе, но только таким же образом, как нам может поклоняться другой человек: мы должны отступать в благоговении, в смирении перед величием, которое мы в себе несем.

Поклонение полу

Поклонение – это то, что страстно желают делать даже бессмертные, и они охотно отказываются от бессмертия, чтобы найти чему поклоняться. Они жаждут поклоняться другому, а не самим себе. Таким образом, бессмертные становятся другими – то есть, смертными – чтобы проводить свои священные ритуалы. Они становятся нами, мы становимся ими, снова и снова.

(Подпись под санскритским текстом: «Там где поклоняются мужчине/женщине – это игра Божественного»)

Вот последний штрих в восстановлении статуса эроса как тайны: с помощью благочестивой медитации или других подобных средств, мы обнаруживаем, что, эротически, мы пребываем вместе в разделяемой тайне; что все психологические интерпретации, желания, страхи, и ожидания, которые у нас есть в отношении друг друга, просто обращаются вокруг необъяснимой тайны, каковую представляют собой всякая женщина или мужчина.

Если мы не уверены в подлинности своей привязанности, то должны принимать на веру, что она такова, ибо в такие моменты она больше нас. Наше поклонение друг другу нередко будет для нас тайной, особенно, когда мы не верим, что это возможно. В такой неопределенности у тайны есть шанс расти, у нашей веры есть шанс расти.

Мы также позволяем, чтобы нам поклонялись, не как великому человеку, а как тайне, то есть, по причинам, о которых мы можем ничего не знать, и потому, должны принимать их на веру. Медитативное поклонение – это предоставляющаяся нам возможность в какие-то моменты превосходить свои обусловленные убеждения в отношении друг друга даже в самые трудные времена браки или отношений, и переживать тайну, живущую вопреки драмам и кризисам. Это возврат к возможному, как реальному, и к скрытому, как обещанию. Так мы вновь обретаем глубокое уважение, которому может мешать робость.

Супруги, поклоняющиеся друг другу, возможно, не спасут тем самым свой брак. Поклонение – это просто реакция на воспринимаемую эротическую истину, а не стратегия для достижения каких-то дальнейших целей. Это, безусловно, не требование, наподобие рутинного посещения церкви. Это самое глубокое и загадочное выражение тайны разделяемого пола.

Совершенно неясно, принадлежит ли привилегия поклонения поклоняющемуся, или тому, кому поклоняются; неясно даже, существуют ли такие различия в глубине тайны. Как вы увидите, любовные практики тантрической сублимации основываются на этой неопределенности, на все более ранимой и позволяющей близости партнеров друг к другу. Когда вы открываете поклонение друг другу в какой-нибудь мирской ситуации, например, когда моете посуду, смотрите ТВ, или чувствуете обиду, вы еще глубже погружаетесь в этот тантрический парадокс святости, скрытой повсюду.

На первый взгляд, существует риск для партнера, который делает первое предложение, без всяких мыслей о взаимности, а просто как непосредственное признание святой тайны другого, и возможности, которую изначально и вечно предоставляет нам эта святость. Когда мы соприкасаемся с эротически почитаемым друг в друге, то должны смотреть в лицо тому ироническому факту, что оно всегда было там, равно как и в нас самих.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.