Здавалка
Главная | Обратная связь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ



 

Основной це­лью государственной политики занятостиявляется формирование благоприятных условий для занятости на­селения и обеспечения предприятий работниками через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности работников, развитие системы обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости.

Состояние рынка труда является результатом множе­ства экономических и социальных факторов. Поэтому результативность политики занятости зависит от эффектив­ности действий государства в различных направлениях его общей социально-экономической политики (пенсион­ная, молодежная, социальная, образовательная полити­ка).

Государство использует экономические, администра­тивные, законодательные и организационные, формы регулирования (преодоление дефицита рабочих мест посредством инвестиций, налоговых льгот, развития предпринима­тельства; улучшение качества рабочей среды; совершенствование социальной поддержки населения, развитие программ и услуг, реализуемых че­рез государственные органы по вопросам занятости и си­стему профессиональной подготовки).

Правительство РФ осуществляет политику занятости в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации».

 

Активная политика занятости— меры, способст­вующие сжижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня. Основными инструментами та­кой политики являются: профессиональная подготовка и переподготовка кадров. К средствам активной политики занятости относятся: ин­формация о рынке труда, содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение безработных, общественные работы и организация временной занятости подростков, поддержка предпринимательской активности безработ­ных и самостоятельной занятости.

Пассивная политика занятости— меры, направ­ленные на сглаживание негативных последствий безработицы, материальную поддержку безработных и предо­ставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости.

Государственными органами создаются: центры профориентации и психологической поддержки населе­ния, учебные, социально-деловые и информационно-кон­сультативные центры, молодежные биржи труда и т. п.

 

Нормативно-правовыми основами деятельности орга­нов по вопросам занятости являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в Российской Федерации», конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) и др.

 

Экономическая политика государства – система внешнего воздействия на экономические процессы, протекающие внутри рыночной системы хозяйства; совокупность мер по упорядочиванию хода экономических процессов, оказанию на них влияния в чьих-либо интересах.

Цели экономической политики:

· стабильный рост объема национального производства;

· поддержание определенного уровня занятости;

· стабилизация уровня цен;

· защита малообеспеченных слоев населения;

· поддержание активного баланса внешней торговли;

· обеспечение условий для развития научно-технического прогресса;

· антимонопольная профилактика;

· борьба с инфляцией;

· природоохранные мероприятия.

За государством всегда со­храняются такие классические функции, как стабилизация экономики; защита прав собственности; регулиро­вание денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; контроль над внешнеэкономи­ческой деятельностью; производство общественных благ и т. д.

Общественные блага— это товары и услуги, предо­ставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплат­ное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти бла­га одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата. Производство общественных благ берет на себя госу­дарство, потому что в большинстве своем оно невыгодно для частных производителей, а развитие таких, напри­мер, сфер, как здравоохранение, образование, фундамен­тальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предприниматель­ства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство полу­чает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

Значительна роль государства и в тех сферах, в ко­торых работают исключительно частные предприятия, действующие по законам рынка. Вмешательство государ­ства в эти сферы вызвано проблемой внешних (побочных) эффектов или воздействий.

Внешние эффекты— связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непо­средственно не участвующих в производстве и потребле­нии данных товаров.

Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (не участвующих в производстве), в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсирует­ся ими производителям товара.

Например, деревообрабатывающий комбинат на бе­регу реки, который загрязняет отходами производства эту реку па многие километры вниз по течению. Это пример отрицательного производственного внешнего эффекта. При этом на цене продукции комбината подобный побочный эффект производства может и не сказаться. Производитель как бы переносит часть издержек, связанных с производством товаров (в данном случае это могли быть затраты напереработку отходов производства или строительство очистных сооружений), на население, никак не компен­сируя эти затраты. Государство вынуждено производить дополнительные за­траты на очистку воды, поддержание здоровья людей и др. Оно компенсирует побочный эффект деятельности комбината. Примерами отрицательного внешнего эффек­та деятельности потребителей могут быть курение в общественных местах, разбрасывание мусора в парках отдыха и т. п.

Примером положительного внешнего эффекта может быть деятельность военных заводов. Стремясь обеспечить такую государственную услугу населению, как оборона и безопасность (за нее потребитель платит налоги), произ­водители одновременно способствуют научно-техническо­му прогрессу. Для компенсации военным предприятиям этого внешнего эффекта государство может поднимать цены на военную продукцию или предоставлять им суб­сидии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.