Здавалка
Главная | Обратная связь

Компенсация внешних эффектов — важная функция государства в рыночной экономике.



Возникают и качественно новые функции государства, связанные со становлением постиндустриального общест­ва. Это поддержка фундаментальной науки, участие в ре­шении таких известных вам глобальных проблем челове­чества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономического отставания стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокраще­ние вооружений.

Важнейшая функция государства в рыночной эконо­мике — поддержка и обеспечение функционирования ры­ночной системы.

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направ­лена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение ее сбалан­сированного развития.

Первое направление включает в себя в основном бюд­жетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. Второе структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как го­сударственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общест­венных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.

Направления государственного регулирования:

· фискальная политика направлена на регулирование государственных расходов и сбор налогов;

· монетарная политика;

· регулирование доходов осуществляется через регулирование денежного спроса населения и производителей;

· социальная политика направлена на поддержание определенного уровня жизни;

· внешнеэкономическая политика управляет валютным курсом, включает торговую политику и таможенную деятельность, устанавливает тарифы, квоты, контролирует выдачу лицензий.

Монетарная политика означает контроль над денеж­ной массой в экономике. Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъеме.

Государство осуществляет монетарную политику посредством деятельности центрального банка во взаимодействии с коммерческими банками.

Центральный банк выдает денежные средства ком­мерческим банкам, а последние — своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит».

Учетная ставка процента (ставка рефинансирования)норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим или бо­лее дешевым.

Если кредиты становятся более дорогими, то соответ­ственно сокращается число желающих их брать. Это при­водит к уменьшению количества денег в обращении и по­могает снизить инфляцию. Но при этом усиливается спад про­изводства, так как фирмы лишаются возможности полу­чить кредит.

Понижая учетную ставку процента и делая кредит дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способст­вует подъему производства. Но увеличение денежной массы в обращении ведет к усилению инфляции.

Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство и потребление.

По закону коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим по­лучить деньги со своих счетов. Устанавливая норму обязательных резервов, центральный банк оказывает влия­ние на возможность банков предоставлять кредиты, изменяя тем самым общее количество денег в обращении.

Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению количества денег у банков для кредитова­ния, что делает кредит «дорогим», сокращает число за­емщиков и соответственно уменьшает денежную массу в обращении.

Уменьшение нормы резервирования, наоборот, поз­воляет увеличить объемы кредитования фирм, что ведет к росту денежной массы.

Также к инструментам монетарной политики можно отнести операции на открытом рынке – купля-продажа ценных бумаг ЦБ за наличные деньги.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Деятельность государства в области налогообложе­ния, регулирования государственных расходов и государ­ственного бюджета называется фискальной политикой.

Государственный бюджет — это сводный план дохо­дов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отве­чает за его исполнение.

Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Источниками средств, поступающих в бюджет, являются налоги и предпринимательская деятельность государства. Эти средства расходуются на содержание государственного аппарата, армии, поддержку отраслей промышленности, содержание бюджетных организаций (образование, медицина, соцобеспечение), инвестиции в народное хозяйство, на государственные закупки, на природоохранные мероприятия.

Виды бюджета:

· сбалансированный – когда доходы бюджета равняются его расходам;

· дефицитный – когда расходы выше доходов;

· профицитный – когда доходы выше расходов.

Бюджетный дефицит возникает в результате экономической политики государства или в результате чрезвычайных ситуаций. Преодолевается дефицит сокращением государственных расходов, изысканием дополнительных доходов, денежной эмиссией, займами у населения и других государств и международных финансовых организаций.

Дефицит бюджета приводит к появлению государственного долга. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания — продажа государственных ценных бумаг. Сумма задолженности государства владельцам его ценных бумаг представляет собой часть государственного долга. Умелое проведение операций с государственными ценными бума­гами позволяет не только выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, но и влиять на развитие всей экономики. Так, путем покупки и продажи государствен­ных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Кредиторы создают специальные организации – клубы, чтобы влиять на выплаты долгов. Наиболее известны Лондонский клуб, куда входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, состоящий из стран-кредиторов.

Дефицит бюджета и величина государственного дол­га — важнейшие показатели состояния экономики.

 

Главные источники доходов государства — налоговые доходы.

 

Налог – обязательный платеж государству от юридических и физических лиц.

Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо (предприятие, организация, учреждение), которое обязано платить этот налог в законодательном порядке.

Объект налога – предмет (доход, имущество, товар), подлежащий налогообложению.

Источник налога – это доход налогоплательщика (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог.

Совокупность налогов, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства.

Через бюджет государство перераспределяет создан­ные обществом блага от непосредственных производите­лей к другим группам. Ведущее место в налоговых доходах занимают налоги, уплачивае­мые предприятиями: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог на внешнюю торговлю и др. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы зафиксирована в Конституции РФ.

Если экономика страдает от высокой ин­фляции, для снижения ее необходи­мо уменьшить денежную массу в обращении. Для этого государство увеличивает налоги, снижая тем самым эко­номическую активность фирм и населения.

Если в экономике страны наблюдается спад произ­водства и потребления, то государство стремится уменьшить налоги. Это способствует оживлению эко­номики. У фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, а потребительская активность на­селения возрастает в результате роста его платежеспособности.

Принципы налогообложения:

· Всеобщность (выплата налогов всеми субъектами, получающими доход)

· Равнонапряженность (одинаковые требования к величине налога)

· Стабильность (устойчивость видов налогов)

· Обязательность (обеспечены принудительной силой государства)

· Социальная справедливость

Методы определения налоговой ставки:

· Прогрессивное налогообложение – норма ставки растет вместе с ростом дохода.

· Регрессивное – норма ставки уменьшается вместе с ростом дохода.

· Пропорциональное – норма пропорциональна доходу.

· Дигрессивное – норма растет вместе с доходом, но каждый последующий прирост меньше предыдущего.

 

Виды налогов:

Прямые – обязательные платежи.

Косвенные – надбавки к цене товара или услуги (акцизы, пошлины, НДС)

 

Федеральные (на прибыль 35%, на капитал 12,5%, госпошлины, подоходные 13% и т.д.)

· Региональные (на имущество предприятий, лесной, водный, дорожный, транспортный и т.д.)

· Местные (земельный, на наследование/дарение, на рекламу и т.д.)

Функции налогов:

· Фискальная (обеспечение финансовых расходов государства)

· Распределительная (сглаживание социального неравенства)

· Стимулирующая (льготы по налогообложению)

· Социально-воспитательная (высокие налоги на вредные товары)

· Учетная (возможность планирования)

.

Для того чтобы были реализованы такие важные институты рынка, как частная собственность, свобода предпринимательства и свобода экономического выбора, необходима разработка специального законодательства.

Методы государственного регулирования экономики – совокупность способов воздействия государства на социально-экономические процессы в соответствии с целями проводимой экономической политики и задачами государственного регулирования экономики:

· прямые методы государственного регулирования экономики предполагают применение средств административного влияния. Прямые методы основаны на авторитете государственной власти и не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов при их реализации. Они предполагают меры защиты, разрешения, принуждения, а также организацию управления предприятиями государственного сектора и государственной собственности;

· косвенные методы – методы, реализуемые исключительно экономическими средствами. Это методы опосредованного влияния на социально-экономические процессы. К ним прежде всего следует отнести инструменты финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.