Здавалка
Главная | Обратная связь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ



 

Уже не одно столетие в международной торговле со­храняются две взаимосвязанные тенденции, или две экономические политики государства. Этопротекционизм и свободная торговля (фритредерство).

Протекционизм - это политика государства, направленная на защиту интересов внутренних произво­дителей от иностранных конкурентов.

Свободная торговля — это политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли.

Политика свободной торговли стала применяться в Англии в середине XIX в. Но широкое распространение она получила только после Второй мировой войны, т. е. с середины XX в.

В настоящее время эта политика проявляется в ли­берализации свободной торговли, переходе многих стран к открытой экономике. Однако у политики свободной торговли есть свои положительные черты и недостатки.

К положительным чертамследует отнести прежде всего насыщение национального рынка дешевыми и качественными товарами. Значит, население сможет купить больше товаров и по выгодным ценам мирового рынка. Государство будет собирать больше налогов и с иностран­ных компаний, которые будут перевозить товар через на­ши границы, и со своих граждан, которые будут поку­пать эти товары. Кроме того, иностранные фирмы должны будут открыть свои филиалы в другой стране для продажи своих товаров, а это дополнительные рабо­чие места для местного населения.

Но у свободной торговли есть и отрицательные черты. Поскольку население предпочтет более качественные импортные товары, спрос на отечественную продукцию упадет, производители сократят производство, уволят своих рабочих, будут платить меньше налогов государст­ву. Хорошо, если иностранная конкуренция заставит производителей улучшить свою продукцию, умень­шить издержки, снизить цены. А если нет? Тогда возрастет зависимость страны от иностранных товаров, цены на них повысятся, большинство населения не сможет их покупать.

В 80-х гг. XX в. в России существовал дефицит поч­ти на все потребительские товары, цены были низкими, а очереди огромными. В 1992 г. была отменена монопо­лия государства на внешнюю торговлю, и иностранные товары бурным потоком стали прибывать на наш рынок. Торговля начала развиваться, появились так называемые челноки, которые привозили дешевые товары из Турции и Китая и продавали их прямо на улице рядом с рынка­ми и магазинами. Сейчас этот этап уже миновал. У по­требителя есть выбор: покупать либо импортные товары, либо товары отечественных производителей. Например, по продовольственным товарам у наших продуктов есть преимущества — они свежие, натуральные, в большинст­ве своем без всякого рода вредных добавок

Методы протекционистской политики: тарифные и нетарифные.

К тарифным методам регулирования относятся та­моженные тарифы на импорт и экспортные тарифы, а также таможенные союзы.

Таможенные тарифы на импорт— это пошлины на импортные товары, ввозимые в страну, взимаемые таможенными ведомствами при пересечении границы госу­дарства. Обычно на готовые изделия тарифы достаточ­но высокие, а на сырье и материалы — более низкие. Цель такой политики — поднять отечественную цену на импортный товар выше мировой и таким образом за­щитить отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Экспортный тариф— это тариф на товары отечест­венных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особен­но если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибегают развивающиеся страны и страны спереходной экономикой. К тому же установленные экспортные пошлины дают дополнительный доход в государственный бюджет.

Таможенные союзы— это объединения стран, кото­рые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран. Примером мо­жет служить европейский союз, куда вошли бывшие прибалтийские республики СССР (Латвия, Литва, Эсто­ния), или Азиатско-Тихоокеанское сообщество, куда входит Россия.

К нетарифным методам регулирования международ­ной торговли относятся установление квот, экспортные кредиты, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др.

Установление квот— это количественные ограни­чения ввоза или вывоза определенного товара. Например, США стараются ограничить ввоз японских автомобилей и электроники, чтобы оградить от конкуренции отечественных производителей. Россия не установила квот, но повысила тарифы на ввоз импортных автомобилей, осо­бенно подержанных, которые уже отработали 5—7 лет и цена которых очень низкая, чтобы защитить своих про­изводителей, и таким путем ограничила ввоз автомоби­лей.

Квоты устанавливаются путем лицензирования, его проводит государство. Иностранные компании для получения лицензии на ввоз товара должны присылать и дан­ную страну его образцы. Задержка во времени и неопре­деленность, связанная с этой процедурой, негативно влияют на внешнюю торговлю.

Еще один прием скрытого протекционизма на ввози­мые из-за рубежа товары это установление стандартов на ту или иную продукцию. Стандарты связаны с клас­сификацией, маркировкой, проведением испытаний про­дукции и часто вводятся под предлогом защиты безопас­ности и здоровья населения. Например, в маркировке должен быть указан состав продукта; если это продукты питания, то должны быть указаны пищевые добавки. Если они не соответствуют российским стандартам, то ввоз этих продуктов будет запрещен.

Экономические санкции — эмбарго— это установ­ленный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной. Эмбарго применяется в основном с целью давления на эту страну по политическим мотивам. Например, США, которые не хотели терпеть рядом с со­бой прокоммунистическую страну, объявили Кубе полное эмбарго. Иногда эмбарго может объявляться и на отдель­ные товары. Так, США в начале 1980-х гг. объявили эм­барго на поставку компьютеров в СССР под предлогом, что это может укрепить военный потенциал Советского Союза.

Международная торговля очень быстро развивается и поэтому нуждается в регулировании со стороны международной организации. Такая организация была созда­на и начала действовать в 1948 г. — это Генеральное со­глашение по тарифам и торговле. В 1995 г. она была преобразована в ВТО — Всемирную торговую организа­цию, которая регулирует около 97% мировой торговли (157госу­дарства). Цель этой организации — создать для своих чле­нов режим наибольшего благоприятствования в торговле, отменить дискриминацию и создать равные условия для всех участников. ВТО устанавливает общие тарифы и бо­рется с нетарифными ограничениями в торговле — квотами, государственными субсидиями экспортных отрас­лей, налоговыми льготами для экспортных предприятий.

Россия вступила в ВТО в декабре 2011 года.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.