Здавалка
Главная | Обратная связь

Квалиметрия, её задачи. Показатели качества (единичные и комплексные). Разновидности комплексных показателей качества.



Квалиметрия – наука о способах измерения и способах количественной оценки качества различных объектов.

Основная цель квалиметрии: разработка методик, которые позволяют выразить качество оцениваемого объекта одним числом.

Объектами квалиметрии могут быть любые объекты, к которым применимо понятие качества (управления, труда, услуг).

Основные задачи квалиметрии:

Ø определение номенклатуры показателя качества различных объектов

Ø определение численных значений показателей качества

Ø оценка уровня качества на основе испытаний и измерений

Ø разработка требований и показателей качества для включения их в нормативно-техническую документацию

Ø определение оптимальных значений показателей качества

Ø разработка стратегий обслуживания технических устройств, основанных на определении показателей надежности.

Показатель качества продукции – количественная характеристика свойства продукции, входящего в состав её качества: единичные и комплексные.

Единичный ПК – единичный показатель качества, характеризующий только одно свойство продукции (масса, размер).

Комплексный ПК – показатель качества, характеризующий сразу несколько её свойств.

КПК продукции:

1. По способу образования:

а) КПК, связанные с единичными через функциональные зависимости, отражающие объективные законы природы (показатель транспортабельности пило-, лесоматериалов). Объективный способ.

б) КПК, являющиеся комбинацией единичных показателей качества (по принципу третьего взвешенного). Субъективный способ.

2. В зависимости от свойств, которые характеризуют КПК:

а) групповые – КПК, относящиеся к определённой группе свойств продукции (надёжности, назначения)

б) обобщенные – КПК, относящиеся к такой совокупности свойств продукции, по которой принято в первую очередь оценивать её качество (обработка)

в) интегральные. Отражают соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления продукции) и суммарных затрат на её создание и эксплуатацию.

Существуют 4 вида КПК, образованных по принципу 3его взвешенного:

1) среднее арифметическое взвешенное (при объединения одного ПК)

2) среднегармоническое взвешенное (когда разброс между слагаемыми более значителен)

3) среднеквадратичное взвешенное (в методе наименьших квадратов)

4) среднегеометрическое взвешенное (при объединении неоднородных ПК в большом разбросе их значений; универсальный способ)

Классификация методов определения значений выбранных показателей качества (по двум принципам). Оптимизация показателей качества продукции. Два вида оптимальных базовых значений показателей качества.

Методы определения значений ПК классифицируют по двум признакам:

§ по способу получения информации:

1. измерительный метод основан на использовании технических средств измерения. Можно проводить технические, физические, химические, биологические измерения. Достоинства: объективность, высокая точность.

2. расчётный метод позволяет рассчитать ПК при проектировании продукции. Основан на использовании известных теоретических или эмпирических зависимостей изменения ПК под действием разных факторов.

3. регистрационный метод основан на регистрации значения ПК, на обнаружении и подсчёте, фиксации событий, явлений, фактов.

§ по источнику получения информации:

1. традиционный метод предполагает получение фактического значения ПК с помощью технических средств измерений, технических источников информации путём опроса специалиста.

2. экспертный метод – количественная или порядковая оценка значений ПК, осуществляемая группой экспертов-специалистов. Применяется, когда использование технических средств измерения невозможно, сложно или экономически неоправданно.

2.1. органолептический метод основан на использовании органов чувств при определении ПК (5 способов: визуальный, тактильный, обонятельный, вкусовой, аудиометод)

2.2. социологический метод основан на сборе, анализе и обобщении мнений потребителей.

Существует также метод, в котором потребители выступают в роли экспертов. Его используют тогда, когда невозможно другими способами определить какие-либо показатели (запросы потребителей, имидж предприятия и др.)

Оптимизация ПК включает:

1) Всесторонний анализ условий эксплуатации, потребления продукции и совокупности её свойств, необходимых потребителям.

2) Обоснование выбора критерия оптимизации и ограничения при оптимизации

3) Построение экономико-математической модели, адекватной условиям задачи (с помощью теории игр и т.д.)

Оптимальные значения ПК – значения, при которых достигается:

ü либо наибольший эффект от эксплуатации продукции при заданных затратах на её создание и эксплуатацию

ü либо минимальные затраты на достижение заданного эффекта

Критерием оптимизации является наилучшее значение обобщённого КПК, обеспечивающего максимальный эффект от эксплуатации, а ограничениями при оптимизации являются заданные затраты. Критерием оптимизации являются минимальные затраты на единицу продукции, а заданный эффект является ограничениями при оптимизации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.