Здавалка
Главная | Обратная связь

Реинжиниринг бизнес-процессов, его назначение. Основные различия между концепциями TQM и BPR.



Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации и потребителя (клиента).

Реинжиниринг бизнес-процессов — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов предприятий для достижения резких, скачкообразных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы.

Задачи реинжиниринга аналогичны задачам инновации: освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности продукции и, в конечном счете — выживаемости предприятия.

Проект реинжиниринга бизнеса обычно включает четыре этапа:

1. Разработка образа будущей компании. На этом этапе компания строит картину того, как следует развивать бизнес, чтобы достичь стратегических целей;
2. Анализ существующего бизнеса — проводится исследование компании, и составляются схемы ее работы в настоящий момент;
3. Разработка нового бизнеса — создаются новые, и изменяются прежние процессы и поддерживающая их информационная система, тестируются новые процессы;
4. Внедрение проекта нового бизнеса.

Основные различия между TQM и BPR к управлению процессами.

1. Цель. Разные подходы к процессам управления качества. В TQM необходимо осознать последовательность действий как процесс, при этом подходов к выделению процессов великое множество и единогласного мнения о том, где лежит граница между процессом и функцией, не существует. В BRP делается предположение, что просто осознать последовательность действий как процесс недостаточно, процесс нужно выделить, перестроив существующую организацию.

2. Длительность. Если TQM – это всегда длительный комплекс мероприятий, то BPR рассматривается как разовый краткосрочный проект.

3. Направление перемен. Согласно концепцииTQMперемены должны начинаться по инициативе непосредственных исполнителей процессов, например, членов «кружков качества».Лидер проекта в реинжиниринге инициирует проведение BPR в своей компании и берет на себя основную ответственность и риск.

4. Характер перемен, величина затрат на перемены. При TQM перемены происходят постепенно и не требуют больших затрат. При BRP перемены радикальны и это всегда требует больших вложений.

5. Величина перемен, риск. При TQM совершенствование происходит малыми шагами постоянно и касаются всех процессов организации, при BRP только выбранные процессы меняются кардинальным образом (внедрение больших перемен всегда связано с большим риском и большими затратами).

6. Влияние улучшений. В случае TQM улучшения влияют на организацию в целом непрерывно и эти улучшения нарастают. BPR позволяет осуществить радикальный прорыв в бизнесе, скачкообразно улучшить работу предприятия. Но поскольку BRP является проектом и, соответственно, заканчивается, то после окончания проекта начинается спад, поскольку на этом этапе совершенствования не происходит.

7. Проводники перемен. Одним из базовых принципов TQM является вовлечение всего персонала организации, внедрение «новой философии» качества для всех. Для реализации BPR-проекта необходимо создать специальную рабочую группу, закрепив за каждым участником этой группы определенные обязанности.

8. Подход к принятию решений. Базовым принципом принятия решения в TQM является базирование решений на фактах, а не на интуиции или личном опыте специалистов, принимающих решение. Кроме того, все концепции TQM опираются на серьезный математический аппарат статистики и теории планирования эксперимента. Подход BPR опирается на «озарение», «революционные идеи», вырабатываемые членами проектной группы на стадии дизайна процессов. Математический аппарат вообще не используется для принятия решений.

9. Технология. Реинжиниринг базируется не только на новых информационных технологиях (например, таких как единая база данных или электронный документооборот), но и на способности людей, проводящих проект реинжиниринга, по-новому взглянуть на происходящие процессы и подвергнуть сомнению общепринятые положения.

10. Использование. Использование TQM эффективно всегда, а использование BPR наиболее эффективно в условиях быстро растущей экономики.

Существует еще два аспекта, по которым можно сравнить TQM и BPR.

Первый аспект: видение на шаг вперед, опережающее воздействие.

Современная фаза TQM называется “фаза менеджмента качества” и она предполагает, что инициатором инновации является производитель. Именно он заглядывает вперед и дает ответ на вопрос, какой новый продукт или услуга помогут потребителю, будут привлекательны для него.

В реинжиниринге понятие “видение на шаг вперед” тоже является краеугольным камнем. Но, в отличие от TQM , отказ от незыблемых правил предполагается не только для создания новых продуктов и услуг, но и для перепроектирования бизнес-процессов.

Вторым аспектом является подход к бизнес-процессам. Любую функцию назвать процессом, поскольку у нее есть вход, последовательность действий, выход и владелец процесса.Процессом в BPR будет обслуживание клиента.

В последнее время во многих работах, в том числе и одного из основоположников реинжиниринга Т. Давенпорта, наметилась тенденция к комплексному подходу, к синтезу TQM и BPR. Соотношение процессов, подвергаемых реинжинирингу, и процессов, к которым будет применено непрерывное совершенствование, для каждого предприятия и на каждом этапе комплексного проекта – свое, и зависит не только от уровня зрелости бизнес-процессов, но и от планируемого объема инвестиций в данное направление.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.