Здавалка
Главная | Обратная связь

Последовательность коррекции шумных согласных различна.



После сонорных звуков целесообразнее приступить к работе над шумными фрикативными (щелевыми) звуками, а затем — смычными. В работе над шумными согласными рекомендуется придерживаться следующих условий: не произносить звук утрированно, а направлять воздух в места сближения органов артикуляции или смычки без видимых усилий, легко и кратко. Гласные и сонорные, наоборот, следует произносить подчеркнуто выразительно. Чрезмерно напряженное произнесение шумных согласных при их формировании может привести к толчкообразной речи. Здесь оправдан принцип наименьшего мускульного усилия, результатом которого является упрощение артикуляторной работы органов речи. Но при этом не допускается искажение произношения. Для профилактики толчкообразности звуков или их «гиперкоррекции» необходимы условия, при которых предыдущий звук непосредственно плавно переходит в другой без каких-либо скачков, задержек, скандирования и громкого проговаривания. Положительный эффект достигается путем доставки избыточного воздуха в передний отдел ротового резонатора (теплый выдох контролируется пальцем у нижней губы) и тренировки в дальнейшем слов с открытыми слогами, так как в них явственны переходные участки — сегменты, характеризующие оба звука сразу. В данном случае артикуляция каждого последующего звука в слове начинается уже во время артикуляции предыдущего. Однако возникает определенная рассогласованность артикуляторных движений в связи с тем, что во время артикуляции соседнего звука могут быть осуществлены не все из них, а только те, которые совместимы с артикуляцией данного. В то же время в результате значительной инерционности артикуляторного аппарата определенные характеристики, свойственные предшествующему звуку, накладываются на следующий за ним звук Вот почему процесс переформирования и постановки звука и речи в целом чрезвычайно сложен и требует разнообразного дидактического словесного материала, большого терпения и настойчивости.

Для выработки беглости, плавности и естественности речи следует в самые короткие сроки переходить к упражнениям в развернутой живой речи. При этом, чем короче произносят согласные и длительнее гласные, тем быстрее реализуется навык коартикуляции, слитности и ритма речи. В спонтанной речи возникают изменения интонирования вследствие словесного и логического ударений. Это надо учитывать, особенно при коррекции ринофонии, формируя навык деления предложений на синтагмы. Велика роль паузации для кратковременного отдыха и расслабления артикуляторов (губ, языка, мягкого неба), воспитания слухового внимания и ритма речи. Паузу выдерживают не только в конце синтагмы, но и на первых порах — после небольшой (в 2—3 слова) группы слов либо после одного многосложного слова. Смена пауз и произнесений помогает выработке продуктивного ритма и умеренного темпа речи. Во время паузы у занимающихся есть возможность исправить свое произношение путем сравнения воспринимаемой речи окружающих и своей собственной. Для автоматизации новых навыков из специально подобранных слов с усвоенными звуками составляют фразы. Эти задания предлагают для самостоятельной работы.

Родители получают указания для правильного проведения самостоятельных занятий, В домашней обстановке обеспечиваются постоянный контакт ребенка со взрослым и нормальная разговорная среда. В общении создаются необходимые условия для шлифовки новых навыков речи в быту и удовлетворяются познавательные потребности детей. Активную практику разговорной речи вводят в любую ситуацию: игровую и бытовую, далее — в учебную. Исправляя ошибки говорящего, нельзя допускать неприятных комментариев. Необходимо всегда хвалить детей при правильной работе и прекращать занятия до того, как они устанут. Усталость и перенапряжение ведут к пассивности, губят пытливость.

Следует сделать так, чтобы переход к новому материалу стал для ребенка заслуженной наградой. Каждое занятие начинается с повторения ранее усвоенного, обеспечивая успех перехода к работе над новым материалом. Вместе с ребенком создают учебно-игровой альбом с картинками на формируемый звук. Эти картинки должны быть подписаны печатными буквами контрастного черного цвета. Восприятие картинки вместе с подписью служит и профилактике возможных в будущем нарушений письма и грамотности. В тренировочный материал включаются лишь отрабатываемые звуки либо те, которые уже усвоены. Более объемный материал записывают в тетрадь. В дальнейшем перед школой еще раз необходимо будет повторить речевые образцы в альбоме и тетради в ускоренном темпе проговаривания с использованием предложенных приемов и методов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.