РАБОТА НАД СОНОРНЫМИ ЗВУКАМИ
При переходе от гласных к согласным целесообразно начинать работу с сонорных звуков Л Л', Р, Р'. Полугласные (сонорные) по звучанию близки к гласным и среди согласных являются наиболее разборчивыми. К этой же группе относят среднеязычный звук И, который приближается к гласным более всего в конечной позиции. При произнесении сонорных звуков оказалось легче осуществлять контроль за положением мягкого неба, языка, нижней челюсти. Ребенок, осваивая артикуляторный уклад сонорных звуков, тактильно ощущает движение ротовой воздушной струи и отрабатывает чистое звучание. Затем изолированный звук включают в закрытый слог, в интервокальное положение, открытый слог, далее — в сочетания согласных. Постепенно увеличивают скорость произнесения, изменяют ударение в сочетаниях и словах. При формировании звука Р допускается одноударность. Снятие назализации начинается с чистого произнесения закрытых слогов. В закрытом слоге отчетливо слышатся оба звука, отмечается их меньшая слитность, каждый из них подчеркивает друг друга. Именно поэтому они наиболее различимы в этой позиции, так как приобретают присущую им структуру звучания. Надежно осуществляется зрительный и развивается слуховой контроль. Постепенно формируется нормальное произнесение, точное восприятие звуков речи, умение слышать правильные и ошибочные звучания каждого элемента речи. Последнее обстоятельство крайне важно при самостоятельной работе пациента. Получив определенные здоровые установки речи на занятиях, обучающийся в дальнейшем в домашних условиях осуществляет зрительный, кинестетический и слуховой контроль. Упражнения в работе над гласными и сонорными звуками составлены по принципу от простого к сложному: слоги, слова, фразы, а также соблюдения последовательности в формировании нового звука с учетом ранее усвоенного. Произнесение гласных звуков и слов с позиционным начальным гласным на мягкой атаке, пение речитативом различного фонетического материала с каскадностью дыхания и использование приема «пульсирование звука» обеспечивают «выдвижение» всего звучания вперед, что ведет к правильной артикуляции и преодолению назализации речи. При этом гласные прочно становятся «звуками-помощниками». Выдержанный и как бы вытянутый гласный осуществляет приток энергии и «вытягивает» в передние отделы ротовой полости все звучание сочетаний слогов, слов и фраз; нейтрализует назальность, украшает и делает более эстетичным звучание речи в целом. Иногда в результате глубоко укоренившихся привычек долго не поддается нужной артикуляторной установке выгорбленная спинка языка и его корень. Поэтому, помимо активных и пассивных укладов языка и других артикуляторов, использования зрительного внимания, целесообразно прибегать к кинестетическому, осязательному, кожному чувству, к ощупыванию подбородочной области, прилегающих участков шеи (подчелюстной, подъязычной), а также приемом «пульсирование звука» достигать полной расслабленности мышц языка, нижней челюсти и других органов аппарата речи. УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесение: 1) слогов с сонорными (и, л, р,) звуками на мягком голосоначале, приемами «согревание рук», «слушай себя», «пульсирование звука»: ий ей яй ёй юй ил ер ял ёл юл ир ер яр ёр юр эй уй ый ил-иль ел-ель ял-яль ыл-ыль эл-эль ол-оль эр-эрь ар-арь ур-урь ыр-ырь юйю эйэ ейе яйя ийи юлю элэ яля или еле 2) флексий, слогов и слов с сонорными в конечной позиции: лир лил лий лар лал лай Лара-ларь-Дарья лур луй лул рий рай руй рый рой лэй рей лел лер лой лол лор лыр лыл лыр лай-ляй-Илья лэй-юбилей-ульи алый-лилий-ульи лы-ли-льи ры-ри-рьи лэ-ле-лье рэ-ре-рье ла-ля-лья ра-ря-рья ло-ле-лье ро-ре-рье лу-лю-лью ру-рю-рью Юлу-июлю-елью Пилу-пилю-пылью У Ильи бой и боль, хвалу-хвалю-полью фару-верю-дверью Ел-еоь Рыл - риф Хор-хор УПРАЖНЕНИЕ 2 усталость, хохот, испуг, плач, удар, лай собаки, блеяние козы, хрюкание поросенка, крики лошади и осла, писк комара и т. п.) вместе с ребенком на два выдоха в созданной ситуации или показом соответствующей картинки (при всех произнесениях язык — у нижних резцов): И я: и и и, и вы: и и и. И я: а а, и вы: а а а. И я: э э э, и вы: э э э И я: у у у, и вы: у у у И я: о о о, и вы: о о о. И я: эй эй эй, и вы: эй эй эй. И я: иа иа иа, и вы: иа иа иа. И я:ой ой ой, и вы: ой ой ой. И я: аи аи аи, и вы: аи аи аи. И я: ио ио ио, и вы: ио ио ио. И я:эх эх эх, и вы: эх эх эх. И я:охи охи, и вы: охи охи. И я: ах ах ах, и вы: ах ах ах. И я: ох-хо-хо, и вы: ох-хо-хо. И я: хи хи, и вы: хи хи. И я туте тюк, и вы тук-тюк. И я: ах-ха-ха, и вы: ах-ха-ха. И я: ляй ляй, и вы: ляй ляй. И я: ав ав, и вы: ав ав. И я: фу фу,и вы: фу фу. И я: фью фью, и вы: фью фью. И я: пи пи, и вы пи пи. И я: тик-так, и вы: тик-так. И я: пиф-паф, и вы: пиф-паф. И я: бух бух, и вы: бух бух. Затем в упражнениях заменить ВЫ на ТЫ. УПРАЖНЕНИЕ 3. Произнесение фраз с акцентом на окончаниях слов: Ира и Элла ели уху. У Аллы вуаль. Юла юлила. Рой в улье. Лихо! Полили ли лилию? Алый ореол. Ах-ах, эхо-эхо. Увели ли Лилию? Лиловый ореол. У аллеи лилии. Валю ввели в аллею. Вяло ваяли Улю. Лелю лелеяли. У ветлы я и вы. Лель в колыбели. Орлов в Орле. Аи да поле, в поле Поля! Аи да Поля в поле полет! Дали Алику рогалик. Алла Алика ругала, Алик дал рогалик Алле, И рогалик ела Алла. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|