Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВЫХ ДИФФЕРЕНЦИРОВОК



Звучная речь человека в процессе эволюции формируется для слуха и под непосредственным контролем слуха, поэтому речь и слух — тесно связанные функции. В период коррекции речи в отношении слуха различают два момента; слушание ребенком чужой речи и голоса, т. е. подражание речевым образцам взрослого, и слушание своей собственной речи и голоса.

Побуждение ребенка сравнивать свое искаженное произношение с правильным звучанием речи ведущего ускоряет овладение нормальным произношением. Систематический тренинг слуха, особенно фонематического, приводит к выработке самоконтроля речи.

При этом следует не забывать, что усвоение правильной речи, закладку ее эталонов необходимо осуществлять с самого раннего возраста (3—10 мес. жизни). Общаясь с ребенком и сосредоточив его внимание на лице говорящего, необходимо активизировать первые предречевыс вокализации: гуканье, гуление и лепет. Практически этот процесс реализуется путем слушания безупречно правильной речи взрослых, в окружении которых ему полезно находиться постоянно. Указанный возраст не означает, что раньше с ребенком не следует разговаривать правильно. Слуховое восприятие — это самый первый этап приобретения речевых навыков. В это время взрослым следует придерживаться определенных канонов: как можно чаще говорить не громко, но четко, внятно и не спеша, с многократным повторением сказанного. В этом случае с раннего возраста стимулируется и вырабатывается навык прислушивания, запоминаются звуковые модели слов. В дальнейшем и коррекцию звуков также всегда проводят негромким голосом. Такой путь работы стимулирует развитие полезных артикуляций у детей, не только имеющих дефекты неба. Проверьте на себе, уважаемый читатель! Во время проговаривания слов и ощущения теплого выдоха (прием «согревание рук») ощутимым признаком будет напряжение боковых дужек зева и мягкого неба (а у детей с расщелиной неба — его фрагментов), а также задней стенки глотки и опускание корня языка. Такие условия позволяют лучше усваивать интонационно-мелодические качества речи. Ребенок легче ориентируется в речевой среде и подражает, когда сигналы-раздражители не вызывают утомление и торможение нервной системы и центров речи. В становлении правильных навыков произношения огромное значение имеет умение представить и оценить звучание собственной речи. Сделать это довольно сложно: ребенок не слышит себя, а вернее, слышит иначе, чем окружающие. Ему она кажется вполне правильной. Вот почему для самоконтроля применение «носослушателя» следует чередовать с другим приемом. Это вспомогательное средство называется «слушай себя» (по П.А..Нейману).

Самовыслушивание организуется следующим образом.

1. Кистям рук придают положение, которое обычно получается при набирании воды для умывания — пригоршней, при этом I палец плотно прилегает к ладони.

2. Не изменяя приданного кистям полусогнутого положения, одну из них (например, левую) прикладывают к левой ушной раковине сзади нее, причем верхнюю часть раковины слегка притягивают книзу и значительно пригибают к щеке. Локоть при этом приближают к груди.

3. Другую кисть (правую) также в неизмененном полусогнутом положении кладут ладонной поверхностью запястья на соответствующий этой руке (правой) угол рта и прикрывают рот, не кладя на губы, за исключением I пальца, помещенного на верхней губе.

Указанное положение кистей рук образует рупор, связывающий отверстие рта с ушной раковиной, — звукопровод. При такой позиции рук звук тихого собственного голоса выслуши­вается усиленным, а явные тембральные погрешности или какие-либо особенности голоса — различимыми и ясными. Пользуясь этим вспомогательным средством при прослушивании своей речи, не следует злоупотреблять силой голоса: не говорить громко, а тем более — не кричать. Для тренировки берут весь речевой материал (слоги, слова, предложения) без носовых звуков М и Н. Довольно скоро обучающийся, используя вспомогательный прием «слушай себя», выявляет и преодолевает носовой оттенок речи, научается беглости проговаривания, а также ненапряженному и краткому артикулированию согласных звуков. Важнейшие обратные связи постепенно формируются на основе слуха и мышечного чувства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.