Здавалка
Главная | Обратная связь

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ



Артикуляторную гимнастику проводят дифференцированно для различных органов переднего отдела надставной трубы. Каждое позиционное движение артикуляторов отрабатывают четко, без усилий с контролем зеркалом и с соблюдением определенного ритма.

Упражнения для нижней челюсти.

1.Рот полуоткрыт — широко открыт — закрыт, произнесение; ля-ля-ля, Аля-Аля-Аля.

2.Движение нижней челюсти вперед при полуоткрытом рте, произнесение; рвы рыли, вы выли.

3.Произвольное движение нижней челюсти вправо — влево.

4.Имитация жевания, при котором происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого неба, языка и губ.

5.Выдвижение нижней челюсти вперед с «почесыванием» нижними зубами верхней губы и опусканием нижней и ее движением назад с одновременным «почесыванием» верхними зубами нижней губы.

Следует наглядно показать расслабление нижней челюсти и жевательных мышц, приложив ладони в области сустава нижней челюсти в момент ее опускания. В дальнейшем следует добиваться несколько утрированного выдвижения нижней челюсти при произношении гласных; И, Е, Ы. Отведение челюсти вниз и немного вперед приводит к более широкому открытому и разборчивому произнесению звуков с преобладанием ротового резонанса. Известно, что в речи полость рта и полость глотки находятся в обратной зависимости друг от друга: чем шире полость рта в момент речи, тем уже глотка.

Упражнения для губ.

Для отработки необходимой свободы и активности движения губ рекомендуются следующие упражнения.

1.Вызывание вибрации губ (кучерское «ппррр»).

2.Опускание и поднятие (поочередное и одновременное) верхней и нижней губ, произнесение: у Вавилы вилы, хвоя вяла, фея в Уфе, у Фили флейта, фифти-фифти, Фик у Фока,

3.Вытягивание губ вперед «трубочкой» и складывание их «кружочком» при разжатых и сжатых челюстях. Выполнение задания комментируют — Подражаю я слону: губы хоботком тяну. И на трубочку похожи. Подудеть в нее мы можем: Ду-ду-ду, Ду-ду-ду!

4.Оттягивание губ в стороны, произнесение: Ия и Ева, Ия и вы у айвы.

Задание комментируется: Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца (по Плотниковой).

5.Расслабление и легкое похлопывание верхней губы о нижнюю, произнесение: у попа папа поп, пилили пилой, пилюли упали в пыль, попытка пытка; почмокивание губ.

6.Удержание губами деревянного шпателя, обхват ими трубочек.

7.Произнесение сочетания «Ммь ммь ммь» с втягиванием и плотным прижатием губ к зубам.

8.Имитация полоскания зубов с резким давлением на губы с последующим их расслаблением и выдохом.

9.Вытягивание губ широкой воронкой и последующее создание щели с посвистыванием.

10.Всасывание воздуха при сомкнутых зубах — при вытянутых вперед губах.

11.Присасывающее движение губами влево-вправо.

12.Движение вытянутых губ влево-вправо.

13.Имитация выпуска дыма изо рта.

14.«Обрызгивание водой белья» через сближенные губы.

15.Активное движение губ с произнесением: «Около каталось О и охало, О охало, О охало тут, тут и около».

16.Опускание и поднимание нижней челюсти при плотно сжатых губах,

17.Движение плотно сжатых губ вправо-влево с попыткой резкого движения их вверх-вниз.

Массаж верхней губы.

Массируют рубцово-измененную верхнюю губу концевыми фалангами II и III пальцев обеих кистей от основания носа вниз до края верхней губы, а также в сторону с легким растягиванием самого рубца; проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию по 2 мин.

Последовательность действий при растягивании уголков рта:

1) костяшками указательных пальцев надавить на уголки рта;

2) надавив, двигать ими 3 раза в противоположном направлении.

Последовательность действий при горизонтальном растяжении верхней губы:

1)I палец положить на губу сверху, II — под верхнюю губу;

2)I пальцем сильно катать верхнюю губу, II — действовать в противоположном направлении;

3)эти движения выполнить в обратном направлении;

4)такие же движения произвести при передвинутых пальцах на расстояние 1 см по 2—3 раза;

5)продолжать выполнять эти движения по кругу верхней и нижней губы, включая уголки рта, далее — поменять пальцы.

Последовательность действий при растяжении верхней губы («лук Купидона»):

1)согнутый II палец—под верхней губой, а I —на верхней губе;

2)навернуть губу на I палец;

3)задержать положение в позиции 2, а далее растянуть вниз и по направлению к центру губы;

4)повторить это движение в стороны, в центр, по кругу верхней губы по 3 раза (по Д.Бекман).

Последовательность действий при растяжении нижней поверхности верхней губы:

1) подсунуть самую маленькую зубную щеточку между верхней губой и десной, при этом щетинка обращена к губе;

2) оттягивать щеточку вперед и назад, добиваясь растяжения губы, при сопротивлении мышц губы придерживать ее сверху;

3) продвигать щеточку на 0,5 см и повторять действие пункта 2 по кругу верхней и нижней губы.

Упражнения для языка.

Примерными упражнениями для языка могут быть следующие.

1. Поглаживание, похлопывание, вибрация (в течение 10 с) языка деревянным шпателем, который располагают на передней части спинки языка.

2. Удерживание продвинутого языка у края передних зубов с опущенными не только корнем, но и спинкой языка, легкое покусывание передней части языка.

3. Высовывание языка вперед «лопаткой» и оттягивание его назад за зубы, произнесение сочетания «ие», преобразование «лопатки» в «жало».

4. Поднимание и опускание кончика языка к верхним и нижним зубам при широко открытом рте, а также касание им правого и левого углов рта, различных точек губ, неба, передней и задней части каждого зуба,

5. Укладывание широкой передней части языка (в виде чашечки) с плотным удержанием боковых краев языка у верхних боковых зубов и имитацией сочетания ие, а затем задувание на переднюю часть языка и вызывание вибрации, задание комментируют: Язык лопаткой положи и под счет его держи — раз, два, три, четыре, пять.Язык надо расслаблять. Язык широкий положи, а края приподними. Получилась пиала, округленная она. В рот ее мы занесем, и бока к зубам прижмем (по Плотниковой).

6. Скольжение языка в глубь по твердому небу в форме крючка сначала молча, а затем с произнесением звуков о, ы.

7. Щелканье языком с присасыванием спинки языка к небу с закрытым и широко открытым ртом; длительное удерживание широкого языка во рту с лежащим на его спинке леденцом.

8. Развитие подвижности передней части спинки языка (имитация беззвучного т - т-т у верхней губы, у верхних зубов) и корня языка (о твердое небо — при этом кончик языка упирается в дно полости рта). Далее произнесение фраз: Утя| Утя | Утя-тя-тя | Тут дитя. Какао пил кок. Кипа кепок.

9. «Почесывание» расслабленной передней частью языка о верхние зубы.

10. Круговое облизывание кончиком языка губ, слизывание широким языком «варенья» с верхней губы. Вылизывание тарелок, выпуклой стороны столовой ложки широкой поверхностью языка.

11. Сжатие жевательными поверхностями зубов боковых краев распластанного вширь языка с контролем данной позиции.

12. Расслабление подбородочной области и дна полости рта с распластанным языком.

13. Проба поочередного повторения следующих звуков: ла-ла, т-к-т-к, п-т-к.

14. Расслабление мышц шеи с рефлекторным расслаблением мышц языка (увеличивается ротовой резонанс): голову уронили вперед, вправо, влево; перекатывание головы комментируют текстом:

Ах, слаба у Мишки шейка

Ниткой ты её пришей-ка

Не отвалится тогда

Мишутки голова...

15. Движение языка из стороны в сторону внутри рта и снаружи. Из предложенных методов главное место отводится именно формированию навыка расслабления, уплощения и продвижения языка вперед (звук И с высунутым языком), в результате которого уменьшается объем корня и спинки языка, увеличивается и активизируется ротовой выдох. В каждом отдельном случае специалист должен сам решать вопрос о необходимости тех или иных упражнений.

Такие дополнительные компенсации переднего отдела артикуляции, как выдвижение нижней челюсти, более открытое оформление лабиализации и нижнее положение спинки языка, удерживание его у передних зубов наряду с активизацией мягкого неба и глоточных мышц помогают успешно и в более короткие сроки одновременно преодолевать резкую гнусавость и нарушение звукопроизношения. Создаются также наилучшие условия для воспитания артикуляторных укладов звуков с целью повышения разборчивости гласных высокого подъема И, У, О и недопущения участия в процессе речеобразования гримас и сокращения ноздрей.

Обычно, стремясь не пропустить воздух через нос во время речи, ребенок начинает рефлекторно суживать ноздри, напрягать лобные мышцы, подтягивать мышцы щек, хмурить брови. Эти рефлекторно выраженные компенсаторные механизмы прочно закрепляются, и для их устранения необходимы формирование кратких ненапряженных согласных звуков перед зеркалом, а в дальнейшем — неослабный контроль за мимическими мышцами лица.

При сложных, неблагополучных послеоперационных данных, при выраженной носовой эмиссии выдоха принятые традиционные пути терапии не всегда эффективны, тогда как использование в качестве коррекции речи гласных переднего ряда И, Е в тренировочном материале и более открытое произнесение увеличивают контроль за тембром голоса, способствуют преодолению назализации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.