Здавалка
Главная | Обратная связь

РАБОТА НАД ГОЛОСОМ. ПРЕОДОЛЕНИЕ РИНОФОНИИ



В процессе занятий с детьми воспитанию голоса для преодоления носового оттенка нужно уделять не меньше внимания, чем работе по формированию правильного дыхания и звукопроизношения. В упражнениях следует закреплять чистоту, силу, модуляцию, средний регистр, грудное центральное звучание, но с учетом детских голосовых особенностей, и подачу ровной струи воздуха вперед к нижней губе. Если звук «идет» правильно, то губы и кончик языка ощущают легкую вибрацию. Во время произнесения сочетаний звуков и слов следят за нижнереберным (диафрагмальным) дыханием и направленным выдохом через рот, предельно активизируют мягкое небо и постоянно слушают себя. Эта работа трудоемкая, чрезвычайно индивидуальная, требующая контроля со стороны наставника, применения компьютера, качественного магнитофона и различных приемов самослушания. Работа над речевым дыханием и звукопроизношением — это и есть начало работы над голосом. При этом следует иметь в виду, что в ходе восстановительного обучения нужно отрабатывать не голос как таковой, а процесс фонации в условиях речеобразования, поскольку чистота, выразительность и устойчивость голоса во время речи зависят от многих факторов, включая аэродинамическое обеспечение голосо- и звукообразования [Кузьмин Ю.И., Лопотко Е.С., 1984]. Здесь имеется в виду поддержание необходимого перепада подскладочного давления, оптимальное открывание рта и четкая дикция, создание необходимого воздушного давления в полости рта и т. д.

Правильной голосоподаче содействует так называемое «основное положение». Оно складывается из нескольких поочередно выполняемых действий: снятия напряжения в области плеч, шеи, затылочных мышц (представить свою голову и шею «цветком на стебельке»), слегка отведенных уголков рта в стороны и вперед, с расслабленными нижней челюстью и спинкой языка, хорошо поднятым мягким небом («позевок»), а также легкого расширения нижних отделов грудной клетки. Под наслоением привычек не спеша отыскивается индивиду­альный, естественный голос, возникающий свободно и легко. Для достижения этой цели издается звучание, имитирующее «вой ветра»: ввв ввв ввв, с переходом от короткого звучания к более длительному, затем — к подключению передних закрытых гласных И, Е, так как при ринофонии голос глухой и с добавочными шумами.

При раздражении околоносовых пазух и зон, других лицевых 1мышц значительно повышается тонус голосовых складок и функций внугригортанных мышц. Поэтому упражнения в произнесении Л сочетаний и слов сопровождаются сначала поглаживанием, затем ,г постукиванием подушечками пальцев обеих кистей:

1) лобных пазух — от середины лба к вискам с произнесением И И И; от середины лба ушным раковинам с произнесением И И И;

2) верхнечелюстных пазух — от спинки носа к ушным раковинам с произнесением ли ли ли, ви ви ви;от середины верхней губы —к мочкам ушей с произнесением ви ви ви;от углов рта к скуловым дугам с произнесением иви иви иви;

5) под нижней губой — к скуловым дугам с произнесением зи зи зи. Далее основные этапы работы над голосом включают следующие задания.

1 .Настройка голоса и укрепление устойчивости фонации с преодолением зажатости челюстей и напряжений мышц шеи, гортани и плечевого пояса.

2. Отработка голоса и дыхания с фокусированием звука на губах.

3. Формирование мягкой атаки голоса.

4. Развитие широкого диапазона голоса.

5. Обеспечение помехоустойчивости, яркости и полетности голоса.

6. Тренировка навыка усиления и ослабления голоса.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.