Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность, роль и функции цен



При возникновении необходимости что-либо купить или продать прихо­дится сталкиваться с таким фундаментальным экономическим понятием, как цена. С ценами связано представление о дорогих и дешевых товарах и услугах, доступных и недоступных. Цена— это форма выражения ценности благ, про­являющаяся в процессе их обмена. Но такого простейшего представления о це­нах недостаточно для проникновения в исключительно тонкие и сложные во­просы формирования и изменения цен на большое многообразие товаров и услуг. В экономике страны действуют одновременно великое множество цен, величина которых в течение короткого периода меняется, известны многие разновидности цен, зависящие от характера, объема, времени продаж. Наряду с ценами на товары, существует цена труда в виде заработной платы, тарифы на услуги, валютный курс, цены на интеллектуальный продукт, информацию, банковская процентная ставка, цена организации, земли, имущества, аренд­ная плата и ряд других цен. Фактически любой платеж связан с ценой, на основании которой устанавливается величина этого платежа.


Цены представляют собой гибкий и в то же время мощный рычаг управле­ния экономикой, но и сами цены поддаются управлению. В централизован­ной экономике цены используются как внешний инструмент воздействия на производство, обмен, потребление со стороны правительства. В рыночной экономике цены, порождаемые рынком, спросом и предложением товаров, способствуют саморегулированию экономических процессов и формируются в результате такой саморегуляции.

Изучая цены, приходится концентрировать внимание не только на их вели­чине и области применения, но и на том, как устанавливаются цены и каким образом изменяются. Способы, правила формирования цен называют ценооб­разованием.

Главным фактором цены является труд. Понятно, что ценаесть денежное выражение стоимости товара. Но уже в этом простейшем высказывании скры­ваются, по сути, два определения. С одной стороны, цена — это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товарную единицу, т.е. цена покупателя,точнее, цена в видении покупателя. С другой стороны, цена есть количество денег, за которое продавец согласен продать ту же единицу товара, т.е. цена продавца,точнее, цена в видении продавца.

Купля-продажа товара происходит только в том случае, если цена покупа­теля совпадает с ценой продавца, что часто связано с необходимостью торга между ними. С этой точки зрения, цена товара есть результат согласования цены продавцаи цены покупателя.

Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая в процессе обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена использовались цены как товарные пропорции. Такая цена, представленная количеством единиц другого товара, обмениваемых на единицу данного, еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.

С появлением товарных, а затем металлических и бумажных денег стало возможным выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. При переходе к денежной оплате и продавец и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.

Денежная цена расставляет, казалось бы, все по своим местам. Но возника­ет новая, на это раз, видимо, вечная проблема: «Сколько же денежных единиц того или иного вида следует платить за единицу того или иного товара?»; Короче говоря, пришлось задуматься о способе определения цены. И само понятие цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов ее установления, называемых механизмом ценообразования.

Оценах начали говорить и писать не столько с позиций их сути и назначе­ния, сколько с точки зрения способов определения. Появляются разные виды цен в зависимости от того, как они формируются. На вопрос, что же есть цена как экономическая категория, экономисты стали отвечать: «Цена определяет­ся тем, как она возникает». '

В экономической науке и практике сформировались два основных подхода к установлению цен: рыночный и затратный (производственный). Эти подхо­ды отличаются, прежде всего, факторами, воздействующими на формирование цены. В условиях рыночного способа ценообразованияопределяющий фактор —


конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. Рыночный способ соответ­ствует формированию цен на свободном рынке купли-продажи, где цена уста­навливается самим рынком, процессом торга между продавцами и покупате­лями. При затратном подходев основу установления цены товара кладутся денежные затраты, связанные с производством и продажей товара. Затратный подход позволяет рассчитать, вычислить цену еще до продажи товара.

Применительно к рыночному ценообразованию приемлемо следующее опре­деление: «Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена». В такой формулировке выделяются два основных акцен­та. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценнос­тью,которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке, цена товара проявляется как экономическая сущность только в ус­ловиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, купли-продажи о цене говорить не приходится, цены способен установить только

рынок.

Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному, затратному подходу. Для такого подхода типична следующая формулировка: «Цена есть денежное выражение стоимости товара». В данном определении центр тяжести перенесен на, казалось бы, простое, но в действительности сложное понятие «стоимость».Обратим внимание на тот важный факт, что используемое в экономической теории понятие «стоимость» отличается по смыслу от обыденного восприятия стоимости как денежной цены покупки. Иначе определение цены звучало бы как «Цена есть денежное выражение цены», т.е. стало бы тавтологией. В теории стоимость понимается гораздо шире, как ценность вещи, зависящая от ее качества, свойств, затрат на ее создание. В по­литической экономии принято различать потребительную стоимость,отражаю­щую ценность, полезность товара для потребителя, и меновую стоимостьв виде количества денег, на которое обменивается товар при его продаже.

Согласно трудовой теории стоимости,берущей корни в трудах А. Смита и Д. Рикардо (английского экономиста, представителя классической школы по­литэкономии) и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затрата­ми труда на производство товара, т.е. имеет трудовую природу. Чтобы обойти многочисленные трудности количественного измерения стоимости в ее трудо­вом восприятии, Маркс вынужден был ввести понятие «общественно необхо­димые затраты труда»как количественное выражение стоимости, но и при этом трудовая стоимостьпродолжала оставаться теоретической категорией.

Практически связь между стоимостью и ценой сторонники трудовой тео­рии воплотили посредством применения затратного принципа. Согласно это­му принципу величина цены определяется посредством суммирования всех Факторов, затраченных на производство единицы товара, в их денежном вы­ражении, измерении. Суммарные денежные затраты именуют совокупными издержками производстваили себестоимостью.Прибавление к издержкам опре­деленной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.

Подобный способ определения цены ограничен вследствие его применимо­сти только к продуктам труда. На основании такого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся резуль­татами человеческого труда, скажем земли, природных богатств. В рамках


производственного подхода считается, что земля, природные богатства не обла­дают трудовой, меновой стоимостью, а следовательно, и ценой. В этом отно­шении рыночный подход более универсален и конструктивен. Но и в услови­ях рыночного подхода цена продавца отражает затраты на производство и продажу товара, а цена покупателя — его представление о ценности товара.

Цены имеют множество назначений, выполняют ряд функций, характери­зующих их роль в экономике. Первичной функцией цены следует считать из-мерительную.Посредством цены реализуется измерительная функция денег. Благодаря цене удается измерить количество денег, которое покупатель дол­жен уплатить, а продавец получить за товар. На основе цены рабочей силы труда измеряется, например, заработная плата. По цене товара устанавливает­ся денежная стоимость покупки.

К измерительной функции цены близка соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем воз­можность различать более и менее дорогие товары. Если цена отражает каче­ство, то благодаря ей удается различать лучшие и худшие товары, редкие и распространенные блага.

Благодаря измерительной функции цена выполняет функцию учета.

Наряду с учетом, цена как измеритель может представлять один из важных инструментов анализа,прогнозирования, планирования, в которых использу­ются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулированияэкономических процессов производства, обмена, потребления товаров и услуг. В рыночной экономике цены представ­ляют собой основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий реакцию потребителя (покупателя) с денежным запросом про­изводителя или продавца.

При государственном воздействии на цены они могут выполнять распреде­лительную функцию,что в полной мере используется в централизованно управ­ляемой экономике, а частично и в рыночной. Повышая цены, скажем посред­ством введения налогов или снижения их путем доплат (дотаций), государство может тем самым перераспределять доходы и прибыль регионов, отраслей, организаций, социальных групп, семей, людей.

Цена выполняет очень важную социальную функцию.С ценами и их измене­нием связаны структура и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах хозяйства стра­ны, цены выполняют внешнеэкономические функции,выступая в роли инструмен­та торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Как в нерыночной, так и в рыночной экономике цены выполняют стимули­
рующую функцию,
влияя на заинтересованность производителей в повышении
объемов производства и качества продукции во имя увеличения суммы, выру­
ченной от продаж. '

В рыночной экономике цены играют в основном роль рыночных регуля­торов. «Насилие» над ценами ни к чему хорошему не приводит. Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса,


Предложения и денежного обращения. Нарушение экономических законов, установление в административном порядке желаемых низких цен побуждает экономику реагировать на подобные действия дефицитом, инфляцией, спеку­ляцией, социальной несправедливостью, а в особо острых случаях установле­ние государственных цен порождает распределение товаров между покупате­лями, а то и вовсе талонно-карточную систему продажи товаров.

Тем не менее и в условиях рыночной экономики не удается избежать регу­лирующего воздействия государства на цены, приходится использовать цено­вой механизм, включающий элементы государственного вмешательства в про­цесс ценообразования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.