Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды цен, используемых в здравоохранении



Существует значительное разнообразие видов цен, различающихся рядом признаков и областью применения.

Оптовые ценыприменяются при продаже товаров и услуг крупными парти­ями в торгово-сбыточных операциях между организациями, а также при реа­лизации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других торговых организа­циях, продающих товары оптом, в значительном количестве. Чаще всего не­обходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции, товаров, услуг, локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус, распространяется на множество поку­пателей. В здравоохранении оптовые цены используются при закупке товаров медицинскими организациями крупными партиями, а также при достаточно массовой реализации лечебными и фармацевтическими организациями ле­карственных средств и платных услуг, предоставляемых крупным коллекти­вам, группам клиентов.

Розничные ценыиспользуются при продаже товаров, работ, услуг в так называемой розничной торговой сети, т.е. в условиях продажи индивидуаль­ным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам реализуют товары населению (конечному потребите­лю) и в меньшей мере — организациям, предпринимателям. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой ком­пенсируются дополнительные расходы, связанные с индивидуальной прода­жей и создается прибыль организаций и учреждений, осуществляющих роз­ничную торговлю.

В здравоохранении продажа товаров по розничным ценам наиболее типич­на при реализации лекарственных препаратов и разнообразных средств лече­ния гражданам, населению. В розницу продаются платные стоматологические Услуги. По мере распространения оказываемых населению платных медицин­ских услуг самого широкого профиля, сопровождаемого выделением отдель­ных видов процедур как объекта оплаты, все более входят в обиход розничные Цены на медицинские услуги, именуемые тарифами.

В российской экономической практике понятие «тариф»получило широкое распространение в значении «цена услуги», применительно к коммунальным


148-о- УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ■> i лава о

услугам, а затем и к медицинским. Характерно, что в зарубежной практике под тарифами (tariff) обычно понимают ставки таможенных сборов. Тарифны-ми ставками, как упоминалось выше, именуются также установленные уровни оплаты труда разных категорий медицинских работников, которые по смыслу являются ценой труда. Во многих случаях тарифы ассоциируются с прейску­рантными ценами или расценками.

В экономике российского здравоохранения в связи с переходом к системе оплаты услуг медицинских организаций из средств ОМС под тарифами стали понимать тарифына медицинские услуги,предоставляемые в системе обяза­тельного медицинского страхования. Согласно определению, приводимому Федеральным фондом ОМС, «тариф — это регулируемая цена, определяющая состав и уровень компенсации расходов на медицинские услуги для реализа­ции федеральной и территориальных программ ОМС».

Требования к формированию тарифов изложены в методических докумен­тах Федерального фонда ОМС.

Характер тарифа определяется выбранным способом оплаты страховой ме­дицинской организацией (фондом) медицинской помощи, осуществляемой лечебно-профилактическим учреждением. Применяются следующие виды та­рифов на услуги медицинской помощи:

- тариф на подушевой норматив;

- тариф на полную стоимость поликлинического посещения;

- тариф на медицинскую услугу;

- тариф на законченный случай поликлинического обслуживания;

- тариф на полную стоимость койко-дня;

- тариф на стоимость койко-дня в профильном отделении;

- тариф на локальную медицинскую услугу;

- тариф на законченный случай стационарного обслуживания.

Принято считать, что тарифы должны быть едиными для однотипных ле­чебно-профилактических учреждений, регулируемыми и контролируемыми заинтересованными инстанциями.

Тарифы устанавливаются на медицинскую помощь, включенную в Терри­ториальную программу обязательного медицинского страхования и финанси­руемую из фонда обязательного медицинского страхования. Они разрабатыва­ются, утверждаются и используются в соответствии с выбранным способом оплаты. Под объектом установления тарифапонимается медицинская услуг? в широком значении слова, например пролеченный больной в стационаре, консультации и др.

Правила расчета тарифов предусматривают исключение из состава тарифа статей и групп расходов, финансируемых из других источников, например из бюджетов разных уровней, а также финансирование из фонда обязательного медицинского страхования по целевым программам и мероприятиям.

В состав тарифа включаются шсходы медицинского учреждения на выполне­ние Территориальной программы обязательного медицинского страхования, обес­печивающие возмещение текущих затрат и финансирование деятельности лечеб­но-профилактического учреждения без выделения себестоимости и прибыли.

Тариф как форма доходов от некоммерческой деятельности, поступающих на текущий счет «Суммы по поручениям» медицинских учреждений, включает


статьи расходов целевого назначения, предусмотренные бюджетным планом счетов бухгалтерского учета.

Подготовка, рассмотрение, согласование и утверждение тарифов предус­матривает участие сторон, представляющих интересы субъектов обязательно­го медицинского страхования. Тарифы являются контролируемыми ценами, подлежащими государственному регулированию через тарифное соглашение, заключенное членами комиссии по согласованию тарифов.

Своеобразным видом цен являются также ставки— установленные на опре­деленный период времени цены на особые виды товаров. Наиболее распро­странены ставки заработной платы,выплачиваемые работникам за их труд в определенной должности, и процентные ставкив виде процента, выплачива­емого банком вкладчикам или взимаемого за предоставление кредита. К став­кам относят и установленную величину арендной платы,которую должны вы­плачивать арендаторы земли, зданий, помещений, имущества ежемесячно (ежегодно) за предоставленные им во временное пользование объекты. Нало­говые ставки, которые с определенной степенью условности можно отнести к ценам, устанавливаемым государством для налогоплательщиков, представля­ют налоговый платеж в расчете на единицу налогооблагаемой суммы. Ставки по своей сути близки к тарифам.

Заметим, что даже штрафыможно считать ценой проступка, а пени,выплачи­ваемые при несвоевременном внесении платы, — ценой просрочки платежа.

С точки зрения анализа возможностей воздействия на цены со стороны государственных органов и участников рыночных отношений принципиаль­ной важностью обладает разделение цен на виды по признаку субъекта, спо­соба и глубины их регулирования. По таким признакам цены делятся на раз­ные группы.

Жестко фиксированные, твердые ценыназначаются органами ценообразова­ния или другими государственными органами. Изменение величины такой цены производителем или продавцом преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение и называются государственными. В медицине государственные цены могут уста­навливаться для отдельных видов наиболее значимых и необходимых для насе­ления лекарственных средств и лечебно-профилактических услуг.

В советской экономике было принято устанавливать государственные ценыНа платные медицинские услуги в виде прейскурантов. Эти цены обычно вклю­чают типичные фактические затраты на медицинские работы с учетом трудо-&ьгх и материальных норм и нормативов, а также прибыль в размере отрасле­вого или территориального коэффициента (процента к себестоимости услуги). Разработка и утверждение государственных цен на платные услуги осуще­ствляется по единым жестким правилам. Требования к методикам расчета цен На платные услуги сходны по всем территориям России. Эти методики пред­полагают формирование государственных цен на основе бюджетных норм и Нормативов (отраслевых или учрежденческих) практически по всем статьям затрат и использование вышестоящим финансовым органом или органом уп­равления здравоохранением процента к себестоимости в качестве прибыли (по разным территориям этот коэффициент колеблется от 15 до 30%).


В связи с тем что эти прейскурантные цены все еще используются в учрежде­ниях здравоохранения, существует проблема достоверности и соответствия этих цен затратам медицинских учреждений при оказании медицинской помощи.

Традиционно прейскуранты содержат классификатор и итоговую цену на каждую из них. Одним из сложных вопросов является возможность и целесо­образность использования унифицированных (единых) цен на аналогичные услуги для разных исполнителей на определенной территории. Если расчет цен проводить по схеме «снизу», то можно предположить, что фактические цены разных исполнителей на аналогичные или даже одинаковые работы бу­дут разными.

Применение единой методики ценообразования не гарантирует получения близких по величине цен на одинаковые медицинские услуги, выполняемые в различных медицинских учреждениях. Это может быть связано с тем, что одинаковые по наименованию работы могут иметь разное содержание (разные методики выполнения работ). Даже в случаях, когда сами методики (техноло­гии) выполнения работ одинаковы, не исключены различия в составе исполь­зуемых в ходе лечебно-диагностического процесса ресурсов (рабочей силы, материалов, оборудования, инвентаря) вследствие их допустимой в опреде­ленных пределах взаимозаменяемости.

Для проведения взаиморасчетов между медицинскими учреждениями или структурными подразделениями внутри одного учреждения разрабатывались бюджетные оценкиобъемов оказанной медицинской помощи в стоимостном выражении, которые использовались также для определения размеров бюд­жетного финансирования учреждений здравоохранения.

Состав и уровень бюджетных оценок зависят не от реальных издержек при оказании медицинской помощи, а от бюджетной классификации расходов медицинских учреждений и сложившейся системы государственного финан­сирования их деятельности. Состав бюджетной оценки не распадается на се­бестоимость и прибыль.

Методы расчета таких «цен» для бюджетных медицинских организаций раз­рабатывались по принципу «от общего к частному». Смета расходов таких учреждений рассматривалась как совокупная цена годовых (квартальных) ра­бот учреждения в целом. Необходимость выделения из общеучрежденческой деятельности конкретных работ и программ потребовала детализации расхо­дов на их проведение. Формирование «цен» сводилось к оформлению расхо­дов путем «разукрупнения» сметы расходов учреждения для каждого профиль­ного подразделения.

Регулируемыми называют цены, величина которых ограничивается государ­ственными органами посредством установления верхнего предела величины на определенные группы товаров. Регулирование цен по величине может так­же проводиться путем установления государственными органами предельного уровня прибыльности (рентабельности). Это означает, что отношение прибы­ли к себестоимости (издержкам) или к цене не должно превосходить заданно­го уровня, скажем 50%.

Регулирование государственными органами цен осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в рыночной экономике и чаще всего рас­пространяет сферу своего действия на товары и услуги, имеющие жизненное


значение для государства и общества. Приходится наблюдать «регулирование» цен и со стороны монополистов и недобросовестных конкурентов.

Рыночные ценысвободны от непосредственного ценового вмешательства государственных органов. Такие цены формируются под воздействием конъ­юнктуры, складывающихся на рынках спроса и предложения на товары. Те­оретически в идеале рыночные цены должны устанавливаться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на рыночные цены ряда привходящих факто­ров не только экономической, но и психологической природы. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называют либерализацией цен.

На монопольном рынке, представленном одним продавцом товара или груп­пой продавцов, вступивших в монопольный сговор,складываются диктуемые продавцом монопольные цены,устанавливаемые на уровне, обеспечивающем ему наибольшую прибыль.

Наряду с охарактеризованными выше основными видами цен, в экономи­ческой практике применяется ряд других цен, выделяемых по самым разнооб­разным признакам.

В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследо­вательских целях, наряду с текущими,действующими, фактическими, исполь­зуются сопоставимые,или, как их иногда называют, неизменные цены.Исполь­зование таких цен необходимо в связи естественным изменением цен, а также в силу часто наблюдаемого снижения покупательной способности денег, рос­та цен на товары и услуги (не обусловленного повышением их качества), име­нуемого инфляцией. Всвязи с подобными процессами определяют сопостави­мые, неизменные цены, используя индекс цен,т.е. коэффициент пересчета, отражающий их изменение. Взамен индекса цен и сопоставимых цен стал чаще использоваться показатель уровня инфляции.

В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производ­ства вновь осваиваемых товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов исполь­зуются проектные цены. Вболее широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными.Как уже упоминалось, ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскуран­тов, т.е. указателей цен. Такие цены называются прейскурантными.

Входе осуществления планово-управленческих работ используются прогноз­ныеи плановые цены,величина которых прогнозируется или планируется. Планировать цены очень трудно даже в условиях централизованной экономики. И в советской экономике цены были плановыми только на бумаге. В действи­тельности же они устанавливались и регулировались не планами, а государ­ственными органами ценообразования. В экономике рыночного типа также Широко используются прогнозные цены, на их основе планируется деятель­ность фирм, разрабатываются проекты и программы, составляются государ­ственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами.

Договорные цены— цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрак­том между продавцами и покупателями. В современной практике делового


сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, где ого­варивается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолют­ная величина цены, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или ниж­ний уровень (не выше и не ниже) либо их соотношение с государственными рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость измене­ния закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возник­новения особых, форс-мажорных (непреодолимых) обстоятельств, принятия новых законов.

Довольно часто вид цены определяется типом рынка, на котором она скла­дывается. Выделяются биржевые, аукционные, комиссионные, конкурсные цены.Различный уровень цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен.Они представляют собой либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведаю­щих международной торговлей, либо средние значения на одни и те же това­ры, установившиеся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляют­ся обычно в свободно конвертируемых валютах. В России по мере становления рыночных отношений цены приобретают тенденцию приближаться к миро­вым. Особую категорию цен представляют цены неофициального, так называ­емого черного, теневого рынка. Чаще всего это цены на запрещенные в от­крытой продаже товары.

3.8.3. Механизм ценообразования

Суть затратного способа установления ценсостоит в том, что величина цены товара, услуги ставится в зависимость от издержек производстваи обращения,

представляющих расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара или единичной услуги, цена которых подлежит определению.

Затратный ценовой механизм представляет способ установления цены на конкретный производимый и продаваемый товар или услугу. Поэтому такой механизм применяется в основном организациями, производящими товар, оказывающими услугу. Тем самым затратный способ наиболее примени­мый при определении цены с позиций производителя и продавца товара, услуги.

Затратный механизм ценообразования строится с учетом того обстоятель­ства, что производитель и продавец, реализуя товар, услугу по определенной цене, должны не только возмещать издержки, затраты, но и получать допол­нительный доход в виде прибыли. Общая формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет вид

Ц = С* ПР ± Д,

где Ц — цена единицы товара, единичной услуги; С — издержки производства и обращения единицы товара, услуги (расходы на затрачиваемые факторы производства), себестоимость товара, услуги; ПР — прибыль, получаемая про­изводителями (продавцами) в результате производства и продажи товара; Д — надбавки к цене (со знаком плюс) или скидки с цены (со знаком минус).


Прибыльпредставляет собой дополнительную (сверх себестоимости товара) плату, которую вынужден вносить покупатель, чтобы иметь возможность приобрести единицу товара или услуги. Это своеобразный налог на покупате­ля, клиента со стороны производителя и продавца, выступающих в одном или в разных лицах. Такой «налог» стимулирует производителя и позволяет ему вкладывать средства в развитие производства и торговли.

Одна из слабых сторон затратного ценообразования заключается в том, что надежных методов разделения собственно затрат (издержек) и прибыли не существует. При желании и умении практически всегда можно доказать, что какую-то часть прибыли, если не всю, следует отнести к издержкам. Отсюда и существование так называемых бесприбыльных корпораций, относящих лю­бые свои расходы на издержки производства и обращения.

Если государство не заинтересовано в расширении продажи и потребления определенных товаров и услуг, а сами товары (услуги) не являются социально значимыми (предметами первой необходимости) и представляют собой скорее предметы роскоши или удовлетворяют вредные потребности, на их продажу вводятся специальные налоги в виде налога с продаж, акцизного налога, кото­рые приводят к возникновению надбавок к цене. Таким же образом влияет на цену налог на добавленную стоимость. Включая эти налоги в величину цены, производители (продавцы) товаров и услуг фактически переносят их на поку­пателя, клиента.

Если же оказывается, что затратная цена на товары первой необходимости становится недоступной для многих потребителей, государственные органы обеспечивают скидки с цены посредством денежных дотаций (добавок) из го­сударственного или местного бюджетов, выплачивающихся производителям. В этом случае товар продается потребителю по цене, которая ниже затратной. Но производители и продавцы не несут при этом потерь, так как недостаю­щую часть цены товара, услуги им оплачивает государство из своего бюджета.

В экономике рыночного типа применение затратного способа ценообразо­вания ограничивается формированием цены предложения. Это проявляется в том, что продавец на рынке предлагает свой товар по цене не ниже величины совокупных издержек производства и обращения плюс некоторая прибыль. Но там, где действуют законы рынка, продавцы вынуждены одновременно реагировать на спрос со стороны покупателя, а не только на свои затраты. В итоге затратный метод в подобных условиях оказывается недостаточным для определения цены, которая складывается на рынке. Затратный подход не ре­шает в полной мере проблему ценообразования на товары и услуги еще и потому, что для определения суммарных производственных затрат надо знать Цены факторов, израсходованных на производство и продажу товара, услуги. Но все же цены факторов установить легче, чем цену товара. К тому же при определении цен факторов вновь можно применить тот же затратный подход. Отметим, что учет стоимости факторов производства в цене товара связывает Цену с качеством этих факторов, а тем самым и с качеством товара.

Итак, производитель или продавец товара, чтобы определить его цену за­тратным способом, должны прежде всего знать себестоимость. Она определя­ется в виде суммы всех видов затрат, издержек на производство и продажу единицы товара, услуги.


-ЗДРАВООХРАНЕНИЯ -о- Глава 3

Известны разные способы расчета себестоимости услуг в здравоохранении. Так, при расчете тарифов на медицинские услуги расходы на их оказание могут быть разделены на определяемые разным образом две части:

1) условно-переменные расходы;

2) условно-постоянные расходы.

К условно-переменным расходам при расчете тарифов на медицинские услуги относят основные расходы медицинского учреждения, величина которых за­висит от объемов работ. В эту группу расходов включают: основную заработ­ную плату врачебного и среднего медицинского персонала, начисления на заработную плату, расходы на медицинские материалы, расходы на питание больных в больницах, стоимость электроэнергии.

К условно-постоянным расходам при расчете тарифов на услуги относят дополнительную заработную плату врачебного и среднего медицинского пер­сонала, основную и дополнительную заработную плату младшего медицин­ского, административно-управленческого и хозяйственного персонала с на­числениями, хозяйственные и канцелярские расходы, приобретение мягкого инвентаря, приобретение твердого инвентаря и оборудования, постоянные хозяйственные расходы, расходы на спецпитание медицинских работников, командировочные и другие расходы.

Такое разделение расходов позволяет условно-переменную часть включить в состав тарифов на медицинскую помощь и возмещать или авансировать в сум­мах, зависящих от выполненных объемов работ.

В таком случае условно-постоянные расходы, незначительно реагирующие на изменение объемов работ, можно возмещать или авансировать, не включая в тарифы, а финансируя из средств обязательного медицинского страхования календарным способом.

Наиболее распространено определение себестоимости медицинских услуг калькуляционным способом,посредством суммирования отдельных видов за­трат на производство и реализацию услуг. В число затрат включают:

1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), в том
числе

продукты питания;

медикаменты и перевязочные средства;

хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности;

топливо, горючее и смазочные материалы;

запасные части к машинам и оборудованию;

материалы для учебных, научных и других целей.

2. Затраты на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, в том числе
медицинские инструменты и приспособления, хозяйственный инвентарь и

принадлежности; мягкий инвентарь.

3. Оплату основного и вспомогательного персонала с начислениями.

4. Затраты на проведение текущего ремонта основных производственных
средств. '

5. Амортизационные отчисления на восстановление основных средств.
Кроме указанных основных видов затрат, в себестоимость включают:
затраты на организацию и проведение мероприятий культурно-просвети­
тельского характера среди учащихся, детей, больных, инвалидов;


Финансы в здравоохранении О- 155

затраты на подготовку и переподготовку кадров;

затраты на патронирование детей, инвалидов;

затраты на направление больных на лечение в другие местности;

затраты медицинских учреждений, связанные с лицензированием и серти­фикацией;

оплату труда студентов вузов и учащихся средних специальных заведений, проходящих практику в учреждениях здравоохранения;

выплаты пособий, предусмотренных законодательством;

выплаты вознаграждений за выслугу лет;

затраты на рекламу, участие в выставках в пределах норм, утвержденных в установленном порядке;

вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, оказа­ние специальных услуг;

плату за аренду основных средств производства;

оплату коммунальных услуг;

представительские расходы в пределах, установленных законодательством;

оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;

затраты на оплату процентов по полученным кредитам.

К себестоимости не относят затраты, которые должны обеспечиваться сред­ствами из других источников медицинского учреждения.

Выбор затрат для включения в себестоимость зависит от характера форми­руемой цены (от полного включения всех затрат при свободных рыночных ценах до включения затрат на оплату труда, начисления на оплату труда, за­трат на медикаменты и питание при формировании тарифов ОМС).

Соответственно методы определения калькуляционных затрат можно раз­делить на два вида:

- нормативный метод,при котором затраты вносятся в калькуляцию по нор­мативам, определяемым медицинскими технологиями. Размер их определяет­ся необходимостью выполнения технологий в строгом соответствии с суще­ствующими требованиями. Нормативный метод калькуляции применяется при формировании договорных и прейскурантных цен;

I- ограничительный методпредусматривает внесение затрат исходя из расче­та финансовых ресурсов и объема деятельности. При применении данного метода, используемого для калькуляции тарифов, в себестоимость включают­ся не все затраты и часто не в полном объеме.

3 8.4 Рыночное ценообразование

По мере расширения количества медицинских услуг, предоставляемых на Платной основе коммерческими организациями, лицами, осуществляющими Предпринимательскую деятельность, ценообразование на медицинские това-РЫ и услуги приобретает характер рыночного.

Купля и продажа товаров по ценам, приемлемым и для продавцов, и для Покупателей, имеют место только на основе соглашения между ними, в ре­зультате торга. Подобный торг проявляется на свободном рынке в виде взаи­модействия спроса и предложения, формирующего рыночную цену.


Опишем теоретический механизм рыночного ценообразования, исходя из предположения, что рассматривается рынок, в условиях которого действует закон спроса и предложения. Такие условия имеют место на свободном конку, рентном рынке,где продавцы и покупатели обладают возможностью торго­ваться друг с другом по поводу цены, а покупка осуществляется только при достижении взаимного согласия.

Интерпретация этого процесса возможна в графической форме, с помощью кривых спроса и предложения.

Кривая спроса на товары, услуги характеризует зависимость между величи­ной спроса на них со стороны покупателей и ценой, испрашиваемой продав­цом. Согласно закону спроса величина спроса на товар, услугу уменьшается с увеличением цены при прочих равных условиях, таких как качество, потре­бительские вкусы, наличие товаров и услуг-заменителей.

Типичная кривая спросана медицинские товары и услуги изображена на рис. 17.

При небольших уровнях цен, не превышающих предельного значения Ц, находящихся в области социально доступных цен для подавляющего боль­шинства потребителей (количество которых превышает Qd), величина спроса слабо зависит от цены. Потребители, пациенты готовы приобретать лекарства, услуги по таким ценам, даже если они повышаются до определенного предела, равного Ц,!. Но если цена превосходит предельное значение Ц,, величина спроса начинает резко уменьшаться. Количество приобретающих товары и услуги по таким ценам снижается по мере роста цены вплоть до достижения ценой вто­рого предельного значения Ц2. Цены, превосходящие это значение, доступны лишь для узкого круга потребителей, количество которых не превышает вели­чины Q^. В силу высокого уровня покупательной способности этих пациен­тов величина их спроса на дорогие медицинские препараты, товары и услуги слабо уменьшается и при росте цены выше значения Ц2.

Естественно, что кривые спроса на разные виды медицинских товаров и услуг на различных рынках способны существенно различаться.

Типичная кривая предложения S товаров и услуг, характеризующая зависи­мость между величиной Qs их рыночного предложения к продаже со стороны производителей (продавцов) и ценой Ц, предлагаемой покупателями, изобра­жена на рис. 18.

Рис. 17. Зависимость величины спроса от цены.

Величина опроса


Рис. 18. Зависимость величины предложения от цены.

Согласно закону предложения величина предложения товаров, услуг на рынке возрастает с увеличением цены при прочих равных условиях (таких, как из­держки производства, качество товаров и услуг и др.).

Существует, очевидно, минимальное значение цены предложения Ць рав­ное себестоимости товара, услуги, ниже которого продавец не станет опус­кать цену, так как продажа будет приносить ему только убыток. Если поку­патели предъявят спрос по цене, заметно превышающей значение Ц15 то продавцы будут предлагать к продаже тем больше товаров (услуг), чем выше цена Ц. Однако существует предельное значение величины предложения Qs, соответствующее наибольшим возможностям производства и продажи дан­ного вида товаров (услуг). Если даже покупатели будут согласны покупать товар (услуги) по цене, превышающей значение Ц2, продавцы не смогут за короткое время увеличить объем продаж по причине отсутствия у них испра­шиваемого количества товара или возможности производства желаемого ко­личества услуг.

Чтобы понять, как действует механизм рыночного ценообразования, изоб­разим на одном графике кривые спроса и предложения на определенный то­вар (услугу), имея в виду рыночный спрос и рыночное предложение, т.е. спрос и предложение всех участников рынка на данный товар (рис. 19). Покажем, что на рынке автоматически установится равновесная цена Цр,при которой величина спроса Qd равна величине предложения Qs (Qdo= Qs)> т-е- СПРОС и предложение уравновешиваются.

Действительно, если покупатели пожелают приобрести товар по цене Цi, которая ниже равновесной цены Цр, величина спроса Qd окажется большей, чем величина предложения QSx, возникнет дефицит товара, измеряемый раз­ностью Qd - Qs, и цена вследствие этого будет возрастать до тех пор, пока Предложение не уравняется со спросом. Если же продавцы пожелают прода­вать товар по цене Ц2, которая выше равновесной, то величина предложения Qs2 окажется выше величины спроса Qdi, образуется избыток товара, равный Qs - Qd и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока величи­ны спроса и предложения не уравновесятся.


Рис. 19. Кривые спроса и предложения на товар, услугу.

Таким образом, на конкурентном рынке, в условиях, когда величина спро­са на товар и предложения товара зависят только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена,соответствующая точке пересечения кривых спро­са и предложения.

Однако кроме цены, на рынке действуют и неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение в целом, приводящие к смещению кривых спроса и предложения, и, в свою очередь, изменению равновесных цен. Вначале рас­смотрим случай, когда кривая предложения фиксирована, т.е. предложение остается неизменным, тогда как кривая спроса перемещается под воздействи­ем неценовых факторов (рис. 20).

Как видно из рисунка, по мере увеличения спроса на товар, соответствующе­го перемещению кривой из положения Ду в положение Д2 и далее в положение Д3, точка равновесия смещается из положения 1 в положение 2 и затем в поло­жение 3, и равновесная цена Цр соответственно возрастает от значения Цр до значений ЦРг и ЦРз. При снижении спроса имеет место обратная картина. '

О Цр1 Цр2 Цр3 Рис. 20. Изменение равновесной цены под воздействием спроса.

Величина спроса (Q^) k и предложения (Qs)


Как изменяется равновесная рыночная цена в случае, когда спрос фикси­рован, а предложение изменяется под воздействием неценовых факторов, можно видеть из графиков, приведенных на рис. 21.

По мере увеличения предложения товара, что отражается в графической форме перемещением кривой предложения из состояния Sx в состояние S2 и далее в S3, точка равновесия перемещается из положения 1 в положение 2 и положение 3. Соответственно происходит снижение равновесной цены с уров­ня Ц Д° Уровня Цр2 и ЦРз. Так что с ростом предложения товара при фикси­рованном спросе (заданной кривой спроса) свободная рыночная цена на то­вар уменьшается. При уменьшении предложения наблюдается обратная картина.

Ситуация несколько усложняется в условиях, когда одновременно изме­няются спрос и предложение, наблюдается смещение и кривой спроса, и кривой предложения. Достаточно очевидно, и в этом легко убедиться графи­чески, что при увеличении спроса и снижении предложения наблюдается интенсивный рост рыночных цен товара, тогда как при снижении спроса и увеличении предложения товара рыночные цены заведомо падают. При од­новременном увеличении или снижении спроса и предложения результат нельзя предсказать однозначно, он зависит от того, какой из двух разнонап-равлено действующих факторов переборет, окажет более сильное воздействие на равновесную цену.


О ЦрЗ ЦР2 ЦР1 Рис. 21. Изменение равновесной цены под воздействием предложения.

Как следует из изложенного, на конкурентном рынке цены не назначаются, а как бы возникают сами под воздействием спроса и предложения. Поэтому их называют свободными рыночными ценами.Тем не менее слово «свободные» не следует понимать и воспринимать буквально. Ведь кривые спроса и пред­ложения несут на себе отпечаток интересов продавцов и покупателей. Вряд ли найдется продавец, желающий сбывать товар по цене ниже издержек произ­водства и обращения. Вряд ли покупатель предъявит спрос на товар низкого качества. А это означает, что на кривую предложения тем самым наложено определенное ограничение, которое так или иначе скажется на величине равно-


весной рыночной цены. Так что рыночная цена свободна от внешнего диктата но не свободна от законов рынка, от психологических установок его участни­ков. Вдобавок надо иметь в виду, что свободные рыночные цены устанавлива­ются только на идеальном конкурентном рынке.Вследствие отмеченных выще с помощью графика трудностей построения кривых спроса и предложения уста­новить значение рыночной цены подобным образом чрезвычайно трудно.

Поэтому рыночные цены на медицинские товары и услуги устанавливаются не путем построения кривых спроса и предложения, которые к тому же не отражают в полной мере истинного положения вещей, так как рынок указан­ных товаров и услуг не обладает признаками свободного конкурентного рын­ка. Кривые спроса и предложения помогают понять, как формируются ры­ночные цены на товары и услуги, но не являются прикладным инструментом их формирования. В большинстве случаев продавцы и приобретатели меди­цинских товаров и услуг имеют крайне скудное представление о кривых спро­са и предложения, но способны договориться о цене посредством торга,кото­рый и является реальным инструментом рыночного ценообразования.

В процессе торга покупатель формирует свое представление о цене исходя из ценности, полезности товара (услуги), цен на аналогичные товары у других продавцов, наличия у него денежных средств для покупки, остроте потребно­сти в товаре. Продавец товара (услуги) учитывает прежде всего, во что обо­шелся товар ему самому, какую прибыль он сможет получить от продажи, есть ли достаточный спрос на товар, по какой цене продают аналогичный товар конкуренты. Далее покупатель сопоставляет свою цену с ценой, предлагаемой продавцом, а продавец сопоставляет свою цену с ценой, которую согласен заплатить покупатель. При взаимном согласии складывается рыночная цена, которую в теории называют равновесной.

На формирование рыночных цен оказывает существенное влияние психо­логический фактор, сложившийся менталитет рыночного поведения россиян. Слишком многие из приобретателей медицинских товаров, платных медицин­ских услуг унаследовали с советских времен дурное правило, согласно которо­му цена, обозначенная продавцом, и есть рыночная цена. Между тем рыноч­ная цена по своей природе не есть ни цена продавца, ни цена покупателя, а представляет продукт их взаимосогласия, достигаемого в процессе торга.

3.8.5. Цена денег. Валютный курс

На первый взгляд представляется, что понятие «цена денег» лишено смыс­ла*. Можно говорить о ценности денег, точнее денежных знаков, но она обо­значена и на бумажных знаках, и на монетах. Ясно, что цена любого товара определяется посредством денег, они для того и служат измерителем ценнос­ти, стоимости товаров. Но чтобы деньги сами имели цену?!

Ивсе же цена денег— это реальное экономическое понятие, имеющее прак­тическое значение, да к тому же немалое. Деньги могут и становятся объектом купли-продажи, в связи с чем и приобретают цену. Зачем же покупать деньги за деньги? Достаточно очевидно, что приходится покупать иностранную


валюту за национальную, а иностранцам, приезжающим в другую страну, — приобретать ее национальную валюту за иностранную. Такую процедуру на­зывают обменом валюты, но подобный обмен и есть не что иное, как продажа, осуществляемая по определенным ценам.

Вместе с тем продажа денег наблюдается не только в ее валютной форме. Можно покупать и продавать деньги за такие же деньги с той лишь разницей, что нынешние деньги продаются в обмен на будущие и наоборот. Такого рода продажа имеет место, когда деньги предоставляются в долг, в кредит под опре­деленный ссудный процент.Этот процент и есть, собственно, цена денег, точ­нее цена предоставления денег в кредит, взимаемая кредитором (продавцом) с заемщика (покупателя).

Цена кредитных денег выражается обычно в виде процентной ставки,пред­ставляющей выраженную в процентах долю заемных средств, которые заем­щик должен платить кредитору за пользование кредитом в течение фиксиро­ванного периода времени. Чаще всего устанавливается годовая процентная ставка. Если, например, вы получили кредит величиной в 100 тыс. руб. сроком на несколько лет при годовой ставке, равной 15%, то вам придется ежегодно уплачивать кредитору за пользование его деньгами 15 тыс. руб., а в конце сро­ка вернуть, естественно, весь долг.

Каким же образом кредиторы, в роли которых чаще всего выступают банки, устанавливают цены на деньги, предоставляемые в кредит, т.е. процентную ставку? Затратный метод ценообразования в его прямой форме применить нелегко. Предоставляя деньги в долг, кредитор теряет возможность использо­вать их иным образом. Так что цена кредита с позиций кредитора есть цена его упущенной возможности использовать деньги другим способом или пре­доставить их другому заемщику. Но практически установить подобную аль­тернативную стоимость кредитования сложно.

Если кредитор знает, по какой цене он сам способен приобрести деньги, предоставляемые им затем взаймы, а также оценить издержки, связанные с осуществлением им кредитных операций, обслуживанием заемщика, то он может прибавить к ним доход, который он желает получить, да еще неизбеж­ные налоги, уплачиваемые государству. В итоге определятся общие затраты и прибыль кредитора. Полученная сумма, разделенная на величину предостав­ленного кредита, переведенная в проценты, и будет процентной ставкой, уста­новленной затратным способом, т.е. ценой предложения денег. А уж заемщи­ку судить, устраивает ли его такая цена.

При наличии рынка, т.е. возможности заемщиков получать кредиты в раз-ньгх банках, механизм установления процентной ставки более близок к ры­ночному и процентная ставка становится ценой, устанавливаемой на основе соглашения между кредитором и заемщиком. Но обычно определяющая роль в Установлении процентных ставок принадлежит банкам-кредиторам, так как заемщики находятся в зависимом от них положении. Значительную роль в фор­мировании процентных ставок кредитования играет Центральный банк стра-

, устанавливающий собственные ставки, по которым он кредитует коммер­ческие банки. На эти ставки ориентируется большинство кредиторов.


Кредитная процентная ставка зависит от суммы кредита и срока кредитова­ния. Так, банк-кредитор может устанавливать более высокие ставки за кредит на короткий срок, так как такие кредиты менее выгодны кредитору.

При наличии в стране инфляции, т.е. снижения покупательной способнос­ти, а тем самым и ценности денег вследствие роста цен, процентная ставка кредита увеличивается на уровень инфляции, выраженной в процентах. Это и понятно. Ведь если вы, скажем, дали в долг на один год 1000 руб., а в течение этого года цены выросли на 10%, то ценность возвращенных вам тех же денег составляет уже не 1000, а 900 руб. того периода, когда был предоставлен кре­дит. Заемщик должен возместить вам потери, вернув через год не 1000, а 1100 руб. Вот эти инфляционные проценты и добавляют к безынфляцион­ной процентной ставке. Если же уровень инфляции снижается, кредитная ставка процента снижается на соответствующую величину.

Наряду с кредитным, широко известен депозитный процент,называемый в обиходе процентом по вкладам.Банки, привлекая средства вкладчиков денег, становятся их заемщиками, а сами вкладчики играют роль кредиторов банка. Поэтому банк выплачивает вкладчику некоторую сумму денег в виде депозит­ного процента за пользование вкладом в течение срока его хранения. Сумма выплаты за определенный срок, обычно за год, исчисленная в процентах к ве­личине вклада, носит название ставки депозитного процента,так как вклад — это депозит.

Ставка депозитного процента, представляющая цену использования вкла­да банком, по величине ниже ставки кредитного процента, получаемого бан­ком от заемщиков, которым банк дает взаймы деньги, предоставленные вклад­чиками. Разница этих процентных ставок, именуемая маржой,и образует основной доход банка от кредитных операций. Так что если известна цена кредитных денег, то цена депозитных устанавливается посредством вычита­ния из них маржи. И наоборот, при известной цене привлечения денег вклад­чиков цену кредита можно установить, прибавляя к ней маржу и учитывая налоги.

Ставка депозитного процента практически назначается банками и не явля­ется предметом рыночного торга. Другое дело — вкладчик может избрать банк с высокой ставкой депозитного процента. Но надо иметь в виду, что чем выше цена, уплачиваемая банком за размещение в нем вклада, тем обычно выше и риск вкладчикане вернуть своевременно или вообще свой вклад, не получить причитающиеся по нему проценты.

В условиях инфляции ставка депозитного процента корректируется на ве­личину процентного уровня роста цен путем прибавления процента инфля­ции к безынфляционной ставке. Так что с ростом уровня инфляции ставка растет, а со снижением — уменьшается.

Ставка депозитного процента зависит от суммы вклада и срока хранения вкла­да. Чем выше сумма вклада и чем бойыие срок его хранения в банке, тем более высока ставка депозитного процента/ по которой банк привлекает вклады.

В современной мировой практике безынфляционная ставка депозитного процента находится в пределах от 2 до 6%, а кредитного процента — от 7 до 12%. Но могут применяться и льготные ставки по отдельным видам вкладов И


Кредитов и для определения категорий вкладчиков. Более высокий уровень процентных ставок в России обусловлен инфляцией и острой потребностью в деньгах государства, банков, организаций, населения.

Любопытно и печально, что существует еще и процентная ставка в виде цены «обналичивания» безналичных денег, осуществляемого на российском теневом банковском рынке.

Одну из самых распространенных форм цены денег представляет валют­ный курс, в соответствии с которым производится обмен валют. Валютный курс— это цена денежной единицы страны, выраженная в денежных едини­цах других стран. Установление валютного курса на биржах называют коти­рованием валют,а величину курса, определенную подобным образом, — ко­тировкой.Следует твердо знать, что курс валюты может существовать только по отношению к другой валюте, иначе валютный курс лишен смысла. На­пример, курс доллара в рублях — это количество рублей, в обмен на которое продается один доллар, а курс рубля в долларах есть количество долларов, в обмен на которое продается один рубль, т.е. обратная величина. В любой стране наиболее распространены курсы ведущих валют мира, выраженные в денежных единицах данной страны. Для россиян первоочередной интерес представляют выраженные в рублях курсы доллара и общеевропейской де­нежной единицы — евро.

Знание валютного курса национальной денежной единицы важно для стра­ны и ее экономики по ряду причин. Иностранная валюта, приобретаемая в со­ответствии с ее валютным курсом по отношению к национальной, нужна всем, кто обладает национальной валютой, но нуждается в иностранной в целях закупки товаров за рубежом, поездки в другую страну, оплаты сотрудников, работающих за рубежом, накопления денежных средств в иностранной валю­те. Чем выше валютный курс национальной валюты по отношению к ино­странной, тем больше иностранной валюты смогут приобрести эти лица, так что они заинтересованы в повышении курса.

Вместе с тем для экспортеров, продающих в другие страны товары, приоб­ретаемые за национальную валюту, выгоден низкий курс национальной валю­ты по отношению к валюте стран, куда они сбывают товары. Чем ниже этот курс, тем большее количество национальной валюты экспортеры смогут при­обрести, меняя выручку от экспорта в иностранной валюте на национальные Деньги, и тем больше закупить товаров для последующего экспорта. Так, паде­ние jcypca рубля по отношению, скажем, к доллару, известное под названием Девальвации, выгодно для экспортеров нефти, газа, электроэнергии из Рос­сии. В какой-то степени выгадывает на этом и государство, увеличивая сбор Налогов с экспортеров и заставляя их продавать часть вырученной от экспорта Иностранной валюты Центральному банку, что увеличивает валютные резервы страны. Но для импортеров девальвация рубля — бедствие, ибо на ту же сумму в Рублях они приобретают меньшее количество товаров за рубежом, оплачива­емых в иностранной валюте.

В целом снижение валютного курса национальной денежной единицы по отношению к ведущим валютам мира — неблагоприятное для страны эконо­мическое явление, свидетельствующее о неустойчивости, слабости ее валюты.


К тому же надо иметь в виду, что цены на внутренних рынках страны остро реагируют на курс национальной валюты по отношению к иностранным. Многие товары приобретаются за рубежом, импортируются в Россию, поэто­му в результате девальвации рубля по отношению к валютам стран, в которых производится закупка товаров, их цена в рублях, естественно, повышается, что способствует развитию инфляции.

Формирование валютного курса происходит в основном на оптовых рынках купли-продажи валюты, на валютных биржах и находится поэтому под силь­ным влиянием рыночного спроса на валюту и ее предложения. Но величины спроса на валюту и ее предложения, в особенности в России, сами находятся под воздействием ряда факторов. Рассмотрим их вкратце.

Валютный курс как цена иностранной валюты в национальных денежных единицах есть цена на один из рыночных товаров и естественным образом связана с ценами на другие товары, продающиеся на внутреннем рынке стра­ны. Это дает возможность оценивать валютный курс исходя из паритета поку­пательной способности.Если, например, литр бензина стоит в России 10 руб., а в США — 0,5 доллара, то товарный валютный курс, установленный по бен­зину, составляет 10 : 0,5 = 20 руб. за доллар. Если же в основу паритета поку­пательной способности положить батон белого хлеба, который стоит в России 6 руб., а в США — 1 доллар, то товарный валютный курс составит 6 рублей за доллар.

Курс доллара к рублю в России, установленный на базе паритета покупа­тельной способности, был в целом заметно ниже биржевого курса. Это объяс­няется тем, что доллары в России приобретаются предпринимателями, насе­лением в качестве сокровища, богатства с целью создания надежных денежных накоплений, вывозимых за рубеж или хранимых в стране. Это приводит к по­вышенному спросу на доллары при ограниченном их предложении, что и служит причиной роста валютного курса доллара как его рыночной цены в рублях.

На валютный курс национальной валюты способен оказывать влияние Цент­ральный банк страны, продавая или покупая иностранную валюту из своих валютных резервов. Усиленную продажу иностранной валюты Центральным банком называют валютной интервенцией.С помощью такой интервенции Цент­ральный банк увеличивает предложение иностранной валюты и сбивает ее курс по отношению к национальной, увеличивая, например, количество дол­ларов, предлагаемых на валютном рынке и изымая из обращения рубли, воз­буждающие спрос на доллары.

Обратное влияние оказывает избыточная рублевая эмиссия, наводнение страны рублевой денежной массой. Значительная часть этой массы поступает на валютный рынок, увеличивая спрос на иностранную валюту при неизмен­ном предложении. В итоге происходит падение валютного курса рубля.

Центральный банк, пытаясь сдержать рост курса иностранной валюты по отношению к национальной, может устанавливать предельное значение ва­лютного курса или его верхний и нижний пределы, — образуется так называ­емый валютный коридор. Но подобные меры обычно действенны только в те­чение сравнительно короткого времени.


Вопросы

1. Что представляет собой цена на товар, услугу? Что отражает значение цены?
Какие функции выполняют цены?

2. В чем состоит процесс ценообразования? Назовите основные подходы к цено­
образованию.

3. Определите понятия «розничная цена», «оптовая цена», «тариф», «ставка». Что
понимают под тарифами на медицинские услуги?

4. Чем отличаются «твердые» и регулируемые цены? Кто и как регулирует цены на
медицинские товары и услуги?

5. Какие цены называют прейскурантными?

6. Что вкладывается в понятие «рыночная цена»?

7. Охарактеризуйте затратный способ ценообразования на медицинские товары и
услуги. По какой формуле определяется цена методом учета затрат?

8. Как осуществляется калькуляция затрат? Каковы основные виды затрат на ме­
дицинские товары и услуги?

9. Охарактеризуйте природу рыночного ценообразования используя кривые спро­
са и предложения.

 

10. Как реально формируются цены на товары и услуги на рынках?

11. Что такое цена денег? Как формируется банковский кредитный и депозитный
процент? Каким образом цены связаны с инфляцией?

12. От чего зависит валютный курс рубля и как он изменяется?








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.