Здавалка
Главная | Обратная связь

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И БАЛАНС ОРГАНИЗАЦИИ



Бухгалтерию называют языком финансовой деятельности организации, уч­реждения. Состояние и движение финансовых ресурсов организации находит свое отражение в бухгалтерских документах, составление которых является основным предметом бухгалтерского учета. Ведь слово «бухгалтер» в переводе с немецкого означает «держатель книг», так что ведение бухгалтерских книг и документов есть главное содержание бухгалтерской деятельности.

Бухгалтерский учет— это процесс получения, обработки и документальной записи всех финансовых операций, проводимых фирмой. В ходе своих эконо­мических действий организация продает и покупает товары, тратит и получает деньги по самым разнообразным каналам, в чем можно убедиться, рассматри­вая источники финансирования. Если не вести строгий учет денежных дохо­дов и расходов, не фиксировать, когда и на что затрачены денежные средства, откуда и за что получены, то наступит финансовый хаос и организации не удастся свести концы с концами. Поэтому ведение бухгалтерской документа­ции, регистрация финансовых операций и сведение их в систему посредством бухгалтерского учета составляют неотъемлемую часть деятельности организа­ции, в том числе и медицинской.

Бухгалтерское дело настолько важное и нужное, что вести бухгалтерский учет обязаны все без исключения организации, как государственные, так и негосударственные, коммерческие, предпринимательские. Так что бухгалтер­ский учет составляет неотъемлемую часть деятельности (управления деятель­ностью) поликлиник, больниц, аптек, других медицинских организаций и уч­реждений, являющихся юридическими лицами либо ведущими индивидуальную предпринимательскую деятельность. Не будь этого зеркала, отражающего дви­жение, накопление, расходование денежных средств, государство не могло бы контролировать и собирать налоги, предотвращать противозаконные финан­совые сделки и операции, привлекать к ответственности лиц, виновных в фи­нансовых правонарушениях. Без услуг бухгалтера не может работать ни одна организация. Бухгалтер — второе лицо после руководителя фирмы.

Содержание бухгалтерской работы чрезвычайно разнообразно. Кроме учет­ных функций, являющихся определяющими в бухгалтерском деле, бухгалте­рия оказывает содействие дирекции в управлении финансамии всей организа­цией в целом.

Сложность экономической деятельности находит свое отражение в огромном количестве показателей, цифр, которые ее характеризуют и находят отражение в бухгалтерской документации. В связи с этим руководство организации вы-нУЖдено прибегать к услугам бухгалтера, который, собирая и систематизируя Данные бухгалтерских книг, отчетов, анализируя их, доводит до сведения Руководителей легко воспринимаемую, понимаемую, концентрированную


126 <- У1 IPAB/ltHMt И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ♦ I лава 3

информацию о денежном состоянии и финансовых проблемах предприятия, учреждения.

В задачу бухгалтерии входит проведение финансового анализадеятельности организации, на основе которого определяются исходные данные для состав­ления планов и вырабатываются рекомендации о целесообразных путях даль­нейшей деятельности. Одновременно выявляются «болевые точки» в денеж­ном «организме» и способы лечения финансовых болезней. Иногда анализ финансовой деятельности организации и выработку рекомендаций о путях ее улучшения осуществляют специальные службы, называемые аудиторскими.

Бухгалтерия вплотную занимается подсчетом издержек, расчетом затрат, отслеживанием величины прибыли и рентабельности (отношения прибыли ксебестоимости). Бухгалтерские работники постоянно следят за бюджетом орга­низации, соответствием доходов и расходов, возможным дефицитом, выраба­тывают пути его устранения. Наконец, бухгалтер должен разбираться в нало­гах и подсказывать руководителям, каким образом уменьшить налоговое бремя. Вдобавок бухгалтерия занята начислением и выплатой заработной платы ра­ботникам организации.

При всем разнообразии видов бухгалтерских работ и документов все они опираются на один фундамент и скреплены единым стержнем. Такой основой бухгалтерской деятельности организации является ее бухгалтерский баланс.Все определяющие, наиболее важные данные, показатели финансовой деятельнос­ти организации заносятся в ее главную книгу, которая именуется бухгалтерским балансом. Итоговый баланс, в котором сведены данные о финансах организа­ции за определенное время, составляется периодически, чаще всего за месяц, квартал и год. Представленный в виде балансового отчета, такой документ яв­ляет собой концентрат сведений о финансовом состоянии организации, ее иму­ществе, доходах, расходах, долгах, о том, как они изменялись во времени. Ба­лансовый отчет можно назвать финансовым паспортом организации.

Само слово «баланс» означает равенство, равновесие. Как известно со вре­мен Ломоносова, в мире действуют законы сохранения вещества и энергии, выражаемые в простой форме: «где сколько убудет, столько и прибудет». В экономике закон равенства прихода и расхода тоже действует, но выража­ется в денежных единицах.

Когда хозяйствующий субъект что-то покупает, то от него уходят деньги, но взамен он получает эквивалентное количество товаров. Когда же осуществля­ется продажа, то от продавца уходят товары, но к нему приходит адекватное количество денег. При натуральном обмене, бартере уходит один товар, а при­ходит другой. При обмене денег на деньги, в финансовом бизнесе взамен од­них денег приходят другие. Выплачивающий работникам заработную плату обменивает свои деньги на продукт труда. Хотя приход и расход могут быть разделены во времени, в целом соблюдается баланс, происходит их уравнове­шивание, что выражается в таблицах бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс составляют любые организации, вне зависимости от рода их деятель­ности, в том числе и организации здравоохранения, оказывающие услуги И получающие взамен денежные средства из государственного бюджета, страхо­вых фондов, непосредственных потребителей услуг.

Главная логическая формула баланса выглядит следующим образом: при­ход^ расход + остаток. Смысл формулы достаточно очевиден. В условиях


наличия прихода и расхода средств разность между приходом и расходом пред­ставляет остаток средств, откуда и следует приводимая формула. Примени­тельно к финансовым ресурсам организации формула удобна тем, что все три входящие в нее величины измеряются в денежном выражении, в одних и тех лее денежных единицах, что позволяет вычитать и складывать их.

Бухгалтерские балансы составляются для учета движения не только денеж­ных средств организации, но и всех других ее ценностей, в том числе матери­ально-вещественных и информационных (нематериальных). Исходная формула бухгалтерского баланса всех ценностей организации, ее имущества и обязательств имеет следующий вид: «активы минус пассивы образуют собственный капи­тал». Под активамипонимается вся совокупность поступлений, доходов фирмы, превращенных в ее основные и оборотные средства, материальные и денежные запасы. Это активные, принадлежащие организации средства, ее вложения в дело. Под пассивамипонимаются обязательства фирмы, т.е. подлежащие возме­щению привлеченные ею из внутренних и внешних финансовых источников средства. По своей сути пассивы — это задолженность фирмы, то, что необхо­димо компенсировать, возвратить в соответствии с принятыми обязательства­ми. Активы характеризуют направления использования денежных средств, тог­да как пассивы — откуда и каким образом заимствованы средства. А собственный капитал— это денежные средства, внесенные владельцами организации, кото­рые вместе с пассивами идут на образование активов.

Активы и пассивы фирмы сводятся в общую балансовую таблицу, имею­щую следующий примерный вид:

Активы Сумма 1. Оборотные средства .... 2. Основные средства .... 3. Запасы .....

Пассивы Сумма

1. Краткосрочные обязательства ....

2. Долгосрочные обязательства ....

3. Прочие обязательства

Данная балансовая таблица схематична в том смысле, что в реальном ба­лансе организации представлены конкретные и более детальные виды активов и пассивов. Каждую строчку в балансовой таблице именуют статьей баланса.В реальном балансе организации представлено множество статей и в колонке «активы», и в колонке «пассивы», которые соответствуют истинной картине Поступлений денежных средств и денежных обязательств.

Кроме того, в действительном балан­се активы сопоставляются с суммой пассивов и собственного капитала орга­низации в виде средств, внесенных вла­дельцами фирмы. В итоге должен иметь место баланс, т.е. уравновешивание ак­тивов и пассивов, как это изображено

Рис. 14. Уравновешивание активов и пасси­вов в балансе организации.


Наличие баланса, составленного на начало отчетного периода (конец пре-дыдущего периода) и на конец периода, позволяет следить за изменением ак­тивов, пассивов и собственного капитала фирмы, что дает возможность су­дить, как изменяется финансовое состояние организации.

Каждая статья баланса служит самостоятельным объектом бухгалтерского учета, и на нее заводится специальный бухгалтерский документ, именуемый счетом.Счета, составленные по статьям актива, называются активными, а по счетам пассива — пассивными. В целях унификации бухгалтерского дела сче-там на каждый вид активов и пассивов присваиваются стандартные номера. Это дает возможность разным фирмам вести однотипные счета, что позволяет бухгалтеру или работнику финансовых органов быстро разобраться в бухгал­терском отчете любой организации. В связи с переходом к рыночной эконо­мике в России вводится универсальная, принятая в большинстве стран мира система бухгалтерских счетов организаций, используемая и в организациях здравоохранения.

Любая хозяйственная, финансовая операция, проводимая организацией, должна находить отражение в бухгалтерском счете, соответствующем виду проводимой операции.

Предположим, что организацией получены материалы всего на сумму 1,5 млн руб., из которой на сумму 1 млн руб. израсходованы за отчетный пери­од, а на 0,5 млн руб. остались. Тогда в активном счете делается запись: «Де­бет — 1,5 млн руб., кредит — 1 млн руб., сальдо — (1,5 - 1) = 0,5 млн руб.». Де­бет обозначает движение средств в организацию, а кредит — из организации, тогда как сальдо есть разность между дебетом и кредитом в активном счете и между кредитом и дебетом — в пассивном счете.

В бухгалтерской практике широко распространено правило двойной записипри составлении счетов. Согласно этому правилу любая денежная сумма, про­ходящая по счетам организации, заносится в обязательном порядке в два сче­та: в один — по дебету, а в другой — по кредиту. С точки зрения экономичес­кой логики это подчеркивает, что расход в одном месте есть приход в другом и наоборот. А с позиций бухгалтерского учета это удобно, чтобы видеть, отку-1 да ушли деньги и куда пришли. Двойная бухгалтерская запись подобна тем, которые делают в командировочных удостоверениях, где есть графы: «При­был», «Убыл». В каждом месте фиксируется дата прибытия в данное место и дата убытия из него в другое место.

Двойная бухгалтерская запись позволяет обеспечить соответствие прихода и расхода средств, которое называют корреспондированиемсчетов. Кроме того, можно проверить правильность бухгалтерских записей путем сверки суммы средств по дебетам и кредитам всех счетов. Эти суммы должны быть равны в силу условия соблюдения баланса.

Вопросы

1. Объясните назначение бухгалтерского дела и бухгалтерского учета, попытайтесь
обосновать связь бухгалтерской деятельности с предпринимательством.

2. В чем состоит основное содержание бухгалтерской работы?


 

3. Что такое балансовый отчет, каково его содержание?

4. Назовите основные статьи актива и пассива баланса.

5. В чем состоит правило двойной записи при составлении счетов?

6. Каково значение типично бухгалтерских терминов «дебет», «кредит», «сальдо»?
Что такое корреспондирование счетов?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.