БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ
Во времена советской экономики финансирование учреждений, организаций здравоохранения, которые в то время практически сплошь были государственными, осуществлялось из средств государственного и местных бюджетов. По мере становления рыночных отношений в России бюджетные ресурсы, как показано выше, стали только одним из источников финансирования, наряду с ресурсами обязательного и добровольного медицинского страхования, доходами за счет оказания платных услуг, поступлениями из благотворительных фондов. Вместе с тем бюджетные расходы на содержание учреждений здравоохранения все еще составляют значительную часть общего объема ассигнований на медицинские нужды. Так, расходы на здравоохранение из средств консолидированного бюджета (суммарного федерального и региональных бюджетов субъектов Федерации) составляли в конце девяностых годов более половины общего объема расходов. Приходится, к сожалению, отмечать, что средства, выделяемые в составе государственного бюджета на нужды здравоохранения, крайне невелики и в абсолютном, и в относительном выражении. На здравоохранение страны выделяется примерно 7—8% федерального бюджета (основная часть бюджетных ассигнований на здравоохранение поступает из территориальных бюджетов). В целом на нужды здравоохранения в России по состоянию на 2001—2002 гг. затрачивалось примерно 4,3% валового внутреннего продукта страны (в США здравоохранение поглощает более 10% валового внутреннего продукта страны, который к тому же во много раз выше валового внутреннего продукта России). В странах Западной Европы общие расходы на здравоохранение изменяются в пределах от 6% до 10% ВВПв год. В связи с напряженным состоянием российского государственного бюджета и на федеральном и на региональном уровнях, обусловленным, прежде всего, проблемами внешнего долга, рассчитывать на значительное увеличение бюджетных ассигнований на нужды здравоохранения в ближайшие годы трудно. Острая недостаточность бюджетных средств, выделяемых на охрану здоровья, накладывает существенный отпечаток на бюджетирование здравоохранения, т.е. на процедуру расчета объема бюджетного финансирования и принятия решений об утверждении бюджетных расходов по этой статье. В централизованно управляемой советской экономике господствовал в основном нормативно-затратный поход в бюджетировании здравоохранения. Основная идея этого подхода, который частично сохранился до наших дней, состоит в том, что проектная величина бюджета определяется исходя из суммы затрат медицинских учреждений, устанавливаемых в соответствии с нормативами затрат, которые обычно принимаются на минимально допустимом Уровне. Если величина определенных таким образом затрат превышает бюджетные возможности, определяемые в соответствии с доходами бюджета и их Долей, выделяемой на расходы по охране здоровья, то производится пропорциональное усечение расчетных затрат до допустимого уровня. При подобном подходе определяемые (планируемые) на нормативной основе годовые затраты медицинских учреждений на очередной (будущий) год рассчитываются путем составления смет (калькуляций) расходовсо сведением их воедино по трехуровневой схеме. Вначале составляются сметы затрат на уровне медицинских учреждений: поликлиник, стационаров, исследовательских, управленческих и других организаций. Затем составляются сводные проектные сметы расходов на здравоохранение в масштабе территории, образующие часть проекта территориального (местного) бюджета. Далее рассчитываются расходы на уровне субъекта Федерации: республики, области, края, округа, сводимые в общую потребность в масштабе страны. В основу построения индивидуальных смет расходов медицинского (лечебно-профилактического) учреждения закладываются статистические и нормативные показатели, характеризующие объем деятельности подразделений учреждения, в виде оперативно-сетевых показателей среднегодового количества больничных коек, койко-дней, числа должностей медицинского и административно-хозяйственного персонала, количества поликлинических посещений и выездов врачей на дом, а также других аналогичных показателей. При определении подобным образом запроса на бюджетные ассигнования в наступающем году обычно разделяются планируемые расходы на скорую медицинскую, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь. В качестве базовых показателей планирования амбулаторно-поликлинической помощи принимаются средние, приходящиеся на одного жителя в год, число врачебных посещений в поликлинике, количество консультаций и помощи на дому. Базовым показателем сметы расходов на оказание стационарной помощи служит количество койко-мест, определяемое с учетом занятости больничных коек в течение года. Исходя из базовых показателей определяются величина фонда заработной платы медицинских работников и административно-хозяйственного персонала с учетом начислений на заработную плату (социальных налогов, отчисляемых во внебюджетные фонды), составляющая основную часть расходов медицинских учреждений. В сметы входят также определяемые по нормативам следующие виды расходов: 1) административно-хозяйственные и командировочные расходы; 2) расходы на медикаменты, перевязочные средства и другие материалы; 3) расходы на питание больных в стационарах; 4) расходы на приобретение оборудования и мягкого инвентаря; 5) затраты на капитальный ремонт зданий; 6) расходы на дооборудование новых коек; 7) оплата коммунальных услуг, электроэнергии; 8) затраты на текущий ремонт и содержание помещений. Естественно, что сметы затрат могут быть составлены весьма ориентировочно, так как невозможно предвидеть все виды расходов и изменение цен, оплаты труда. Тем не менее это не играет существенной роли, так как бюджетные возможности, обусловленные величиной доходов бюджета и расходов по другим бюджетным статьям, обычно ниже запроса на финансовые ресурсы из бюджета, определяемого на основе смет. Представленные выше в самом общем виде процедуры определения необходимых для функционирования здравоохранения финансовых ресурсов на основе сметных калькуляций дают возможность оценить суммарную годовую потребность отрасли в денежных средствах. Определяемую таким образом потребность правомерно назвать заявочной,так как по своей сути она устанавливается посредством суммирования заявок медицинских учреждений, организаций, построенных в соответствии со сложившимися в прошлом уровнями затрат и нормативами расхода в расчете на одного пациента, на койко-день, на посещение врача. Так как заявочная потребность удовлетворяется с использованием не только бюджетных ассигнований, но и из других источников, включая страховые фонды, доходы на коммерческой основе, благотворительные взносы, то собственно бюджетные ассигнования федерального и регионального уровней определяются в соответствии со следующей зависимостью: БА=ЗП-ОМС-ДМС-КД-БВ-ДИ, (3.1) где БА — суммарные ассигнования на здравоохранение из средств федерального и региональных бюджетов; ЗП — общая годовая заявочная потребность на ресурсы для финансирования бюджетных медицинских учреждений и организаций; ОМС — годовой объем финансирования бюджетных организаций за счет средств обязательного медицинского страхования; ДМС — годовой объем финансирования бюджетных организаций за счет средств добровольного медицинского страхования; КД — годовые доходы бюджетных медицинских организаций, получаемые за счет непосредственно оплачиваемых услуг; БВ — годовой объем благотворительных взносов в бюджетные медицинские организации и учреждения; ДИ — объем годового финансирования бюджетных медицинских организаций и учреждений из дополнительных источников. Исчисленная по формуле (3.1) величина суммарных бюджетных ассигнований, установленная на основе заявочных потребностей, сравнивается с реальной возможностью выделения требуемых средств из бюджетов федерального и территориального уровней, определяемой уровнем планируемых доходов бюджета и их доли, выделяемой на нужды здравоохранения. Естественно, что приходится выполнять условие БА < а Д, (3-2) где Д — суммарные планируемые доходы бюджета; а — доля доходов бюджета, выделяемая на расходы отрасли здравоохранения. Если условие (3.2) не выполняется, то приходится урезать заявочную потребность на финансовые ресурсы, либо увеличивать долю доходов бюджета, расходуемых на здравоохранение, либо изыскивать дополнительные источники финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей отрасли. Условие (3.2) должно выполняться как в целом, для консолидируемого бюджета, объединяющего федеральный и территориальные бюджеты, так и для каждого из бюджетов, составляющих общий, в отдельности. Иначе говоря, необходимо соблюдать условие, согласно которому общие бюджетные ассигнования складываются из трех составляющих: (3.3) БА = БАф + БАр + БАМ, гДе БА — общие бюджетные ассигнования на здравоохранение (в стране, регионе, в пределах определенной территории); БАф — бюджетные ассигнования из федерального бюджета; БАр — бюджетные ассигнования из бюджетов субъектов Федерации; БАМ — бюджетные ассигнования из муниципальных (местных) бюджетов. Следует также иметь в виду, что финансирование научных медицинских исследований предусмотрено по статье бюджетных расходов на науку. Представленная схема формирования финансовых ресурсов бюджета, направляемых в здравоохранение, построена по принципу суммирования сметных затрат «снизу вверх», т.е. сведения затрат (заявочных потребностей) отдельных медицинских организаций, учреждений в расходы территории, региона, страны. При таком подходе бюджетные ассигнования на здравоохранение определяются как сводные по территории, региону, стране. Возможен и иной способ бюджетирования расходов на здравоохранение, при использовании которого вначале определяется общая, суммарная величина бюджетных ассигнований в масштабах страны или региона—субъекта Федерации, которая затем распределяется по территориям, городам, медицинским учреждениям с учетом их потребностей в ресурсах. Проиллюстрируйте порядок формирования бюджетных расходов на здравоохранение по схеме «сверху вниз», от общей величины к отдельным составляющим. Суммарная величина бюджетных ассигнований на нужды здравоохранения в масштабе страны (или региона—субъекта Федерации) определяется по формуле БА = а х Н х N, (3.4) где БА — годовые бюджетные ассигнования на здравоохранение; а — доля общих расходов на нужды здравоохранения, которую принимает на себя бюджет; Н — население страны (региона); N — средний норматив годовых затрат на охрану здоровья в расчете на одного человека. Например, если принять, что величина а = 0,5, Н = 147 млн чел. (население России), N= 3000 рублей в год, то БА = 0,5 х 147 х 106 х 3000 = 220 млрд руб., что составляет около 4% валового внутреннего продукта России в 2000 г. и примерно 12% консолидированного годового бюджета (суммы федерального и территориальных бюджетов) за тот же год. Законодательные органы страны и ее регионов, утверждающие государственный федеральный и региональные бюджеты на очередной год, могут признать приводимые расчетные величины недостаточными, избыточными или достаточными в зависимости от ожидаемых доходов бюджета и настоятельности проблем здравоохранения, решение которых зависит от объема бюджетного финансирования. После того как расходы федерального и региональных бюджетов по статье «здравоохранение» в первом приближении определены, производится их распределение по городам, территориям с учетом населения, медицинских организаций и их персонала, потребностей в развитии медицинских учреждений-Первичное примерное распределение бюджетных расходов производится пропорционально количеству жителей на данной территории, но одновременно учитываются и другие факторы, такие как состав населения, уровень заболеваемости, наличие медицинских учреждений и их оснащенность, необходимость повышения заработной платы персонала, расходы на строительство новых объектов здравоохранения. Одновременно устанавливается, в какой степени бюджетные расходы на здравоохранение обеспечиваются из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Таковы в приближенном представлении схемы формирования бюджетных финансовых ресурсов, направляемых на нужды здравоохранения, которые постоянно изменяются, совершенствуются с учетом общего финансового состояния страны. Довольно часто наблюдается сочетание схем бюджетирования по принципу «снизу вверх» (суммирование заявочных потребностей на бюджетные ассигнования) и «сверху вниз» (распределение установленного на верхнем уровне управления общего объема бюджетных ассигнований). Развитие рыночных отношений в сфере здравоохранения приводит к трансформации процедур формирования бюджета здравоохранения. Укажем также, что выделение и распределение бюджетных финансовых ресурсов на здравоохранение увязывается с федеральными и региональными целевыми программами обеспечения населения медицинской помощью, развития медицины и здравоохранения. Финансирование таких программ может осуществляться по специально предусмотренным статьям бюджетных расходов. Вопросы 1. Каково общее состояние и каковы проблемы бюджетного финансирования здра 2. Каким образом определяются затраты на здравоохранение, финансируемые из 3. Какие виды расходов входят в смету затрат медицинских организаций, учрежде 4. Каким образом определяются запросы (заявки) на бюджетные ассигнования? 5. Как определяются величины расходов на здравоохранение, включаемые в бюд ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|