Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ФУНКЦИИ



Как показано в предыдущих главах, поддержание и улучшение состояния здоровья населения обеспечиваются не только системой здравоохранения, медициной, но и всем социальным обликом жизни людей, их жизнедеятель­ности. Поэтому производство, оказание услуг здравоохранения, создание и применение фармацевтических средств, осуществляемые в медико-производ­ственном комплексе, — это лишь часть гораздо более обширного поля дея­тельности. Такое поле охватывает потребление услуг здравоохранения вне пря­мого контакта с медицинским персоналом, общественные последствия потребления медицинских услуг, действие социальных факторов, оказываю­щих влияние на здоровье.

Собственно медико-производственную деятельность вместе с кругом обще­ственных процессов, объектов, явлений, от которых существенным образом зависит здоровье людей, будем называть медико-социальным комплексом.Это своего рода метасистема, включающая в качестве составной части, ядра, сис­тему здравоохранения. Говоря об управлении системой здравоохранения стра­ны, региона, о рационализации ее функционирования, необходимо иметь в ви-ДУ, что многие проблемы этой системы могут быть решены только в рамках всего медико-социального комплекса.

Соответственно, наряду с понятием медико-производственного комплекса, будем рассматривать более широкое понятие медико-социального комплекса (МСК). В связи со всеобщей мировой тенденцией перехода к социально ори­ентированной экономике, в которой производство самым тесным образом увя­зывается с удовлетворением общественных запросов, потребностей населения страны и ее регионов, рассмотрение здравоохранения как части социального комплекса приобретает особую значимость.

Сводя роль организации здравоохранения только к упорядочению исключи­тельно экономических отношений, пренебрегая техническими, природно-кли­матическими, наследственными, социально-психологическими, историческими Факторами, мы рискуем сильно ограничить возможности системы здравоохра­нения. При таком ограниченном узкими рамками подходе сократится число степеней свободы в принятии организационно-управленческих решений и менее


действенным станет влияние на другие, внеэкономические направления меди­цинской деятельности, еще более увеличится разрыв между теорией организации и жизнью, практикой хозяйствования.

Поэтому в основе организации здравоохранения должны лежать достиже­ния, полученные во всех областях научного знания и способствующие пони­манию особенностей организации МПК в масштабах социума, учитывающие высокую сложность, многоуровневость экономики социальной сферы в целом и здравоохранения — в частности. Только при соблюдении этого условия мо­жет быть осуществлено комплексное воздействие управления на все адекват­ное объективной реальности многомерное медико-социальное пространство. В пределах такого пространства становится возможным эффективное функ­ционирование субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения, независимо от их организационно-правовой формы, на основе предписаний, правил, диктуемых содержанием медико-правовых норм, регу­лирующих отношения по поводу здоровья людей и лечебно-оздоровительной деятельности. И тогда решение актуальных проблем организации здравоохра­нения будет сводиться не к поиску готовых рецептов на все «клинические случаи», а к выбору парадигм, прикладное значение каждой из которых опре­деляется уровнем систематизации соответствующего научного знания, орга­низаторской грамотностью руководителей органов здравоохранения и менед­жеров медико-фармацевтических структур.

В условиях реформирования организаций, служб, звеньев медико-социаль­ной системы актуализируются проблемы разработки теоретико-методологи­ческих основ, всестороннего учета факторов и тенденций социально ориенти­рованного развития здравоохранения. Становление рынка медицинских товаров и услуг приводит к определенной трансформации целей и задач, видоизменя­ет содержание, порождает особенности функционирования взаимосвязанных, взаимодействующих медико-производственного и потребительского комплек­са, образующих единый медико-социальный комплекс. Данный комплекс слу­жит основой реализации социальной политики государства в области охраны здоровья людей.

Если экономические методы реализации политики в области здравоохра­нения включают цены, тарифы, налоги, экономические льготы, то админис­тративно-распорядительные методы носят разрешительный и запретитель­ный характер, например установление и выдача лицензий на медицинскую деятельность. Организационно-распорядительные меры предусматривают ре­гулирование различных сторон деятельности служб, звеньев и подразделений медико-социального комплекса (МСК) национальной экономики на основе действующего «пакета» законодательных и нормативных актов. Например, го­сударство устанавливает правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм медицинского обслуживания населе­ния, законодательство ограничивает или запрещает деятельность, влекущую нежелательные социальные последствия. Морально-этические установки ос­нованы на сути и восприятии таких нравственно-этических понятий и ре­гуляторов, норм деонтологии, как врачебная этика и врачебный долг («бла­го больного — высший закон»). Фундаментальная морально-нравственная


установка на охрану здоровья человека дает ему право получать медицинскую помощь. В то же время медицинская этика опирается на принципы обще­ственной морали.

Политика государства в области охраны здоровья, направляющая деятельность медико-социального комплекса строится на следующих основных принципах:

- доступности в получении медицинской помощи;

- гарантии со стороны государства в получении общедоступной медицин­
ской помощи.

Реализация этих принципов осуществляется соответствующими органами исполнительной власти всех уровней управления на основе разработки и вы­полнения целевых медико-социальных программ и подпрограмм, мероприя­тия которых охватывают отраслевой и региональный аспекты решаемой про­блемы. К числу таких программ федерального уровня относятся:

1. «Дети России»;

2. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации;

3. «Развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения ле­
карственными средствами и медицинской техникой»;

4. Сахарный диабет;

5. Вакцинопрофилактика;

6. «Анти-ВИЧ/СПИД»;

7. Онкология;

9. Профилактика артериальных гипертоний и др.

В функционировании медико-социального комплекса существенная роль принадлежит правовым основам медицинской деятельности, ее юридической стороне.

В новых социально-экономических условиях, возникших в связи с распро­странением рыночных методов хозяйствования, подлинная правовая государ­ственность немыслима без наличия развитого и разветвленного законодатель­ства о здравоохранении, исключающего существование в этой сфере крупных «белых пятен» в правовом поле.

В общегосударственном масштабе принципиальные положения организа­ции медико-социальной помощи фиксируются в Конституции РФ и соответ­ствующих федеральных законах, на основании и во исполнение которых при­нимаются детально проработанные нормативно-правовые акты — Указы Президента и Постановления Правительства РФ, всевозможные ведомствен­ные приказы, положения, инструкции. Отдельные вопросы организации здра­воохранения решаются в пределах их компетенции субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Устанавливая необходимые ограничительные рамки, институт медицинского права организует отношения по поводу оказания медицинской помощи как между пациентом и врачом, так и между врачом, обществом и государством. В каждом отдельном случае «ширина» этих рамок (пределы поведенческих огра­ничений) зависит от конкретных особенностей медико-социальной среды, национальных традиций и ожидания россиян. Необходимо соблюдать еди­ные для всех субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения общие принципы организации медицинской деятельности, вклю­чая правовое регулирование, корпоративное самоуправление и хозяйственную


самостоятельность, целевое дотирование лечебно-профилактических и фар­мацевтических организаций. Конкурсная поддержка медицинских организа­ций государством посредством системы грантов, направление средств, посту­пающих в лечебно-профилактические организации в качестве платы за оказанные ими медицинские услуги, на лечение конкретных пациентов, дол­жны определяться законодательным образом.

Развитие указанных направлений законодательства и их подкрепление тре­бованиями неукоснительного соблюдения законов в организационно-управ­ленческой деятельности, применение конкретных форм и методов организа­ции в здравоохранении процессов в соответствии с духом и принципами законов, сущностью и целями здравоохранения служит предпосылкой повы­шения уровня медико-социальной организации, устойчивости ее функциони­рования в рыночных условиях хозяйствования.

В условиях рыночной трансформации экономики медико-социальная по­литика государства приобретает ряд особенностей. Во-первых, в силу неиз­бежного принципа историчности, наследования старых форм и методов хо­зяйствования, политика управления экономикой несет следы советской системы, которые либо укоренились, либо должны быть сохранены в силу их достоинств. Во-вторых, наблюдается ориентация медико-социального комп­лекса на заимствование форм здравоохранения, используемых в зарубежных странах, в особенности в развитых. В-третьих, на медико-социальную полити­ку накладывает существенный отпечаток недостаточность бюджетных ассиг­нований и внебюджетных средств. Наконец, в-четвертых, медико-социальный комплекс функционирует под сильным влиянием формирующейся в России рыночной среды, коммерциализации медицины, социально-психологическо­го климата, сложившегося в результате экономических реформ.

Вопросы

1. Что представляет собой медико-социальная среда?

2. Каково соотношение между медико-производственным и медико-социальным
комплексом?

3. Какие принципы лежат в основе медико-социальной политики государства?

4. Какова правовая основа медико-социальной деятельности?

5. Назовите особенности российской медико-социальной политики, обусловлен­
ные рыночной трансформацией экономической системы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.