Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЫНКЕ



Экономика — это, с одной стороны, производство и потребление материальных и духовных ценностей, ус­луг, а с другой — непрерывное встречное движение про­даваемых товаров, услуг и уплачиваемых за их приобре­тение денег. Без такого движения не могло бы быть разделения труда, товары не нашли бы своего покупа­теля и потребителя, продавец и покупатель не встрети­лись бы на рынке.

Значительное число участников рыночного обмена и изобилие представленных на нем товаров и услуг, являющихся объектом купли и продажи, порождают сложную картину перехода каждого товара и уплачи­ваемых за него денег из одних рук в другие. Но если мы стремимся познать общие принципы действия рын­ков и складывающиеся на них экономические отноше­ния участников товарно-денежных процессов, достаточно изучить природу и сущность обращения в целом, не прибегая к микроэкономическим исследованиям, а ограничиваясь общей макроэкономической картиной рынка.

Ясно, что на рынке представлены два главных дей­ствующих лица: продавец и покупатель товаров, между которыми и складываются отношения купли и прода­жи. Продающую сторону представляют производители товаров, производители услуг, обладатели ресурсов, материальных и духовных ценностей, торговые посред­ники. Покупающая сторона представлена потребителя­ми товаров, потребителями услуг, торговыми посред­никами. В качестве продавцов и покупателей могут выступать:

1) государство(государственные структуры), продаю­щее на рынке природные ресурсы, государственное имущество, государственные услуги, государственные


 

ценные бумаги, деньги, валюту и приобретающее трудовые ресурсы для гос­службы, продукцию государственных заказов, товары, услуги, деньги, валюту, ценные бумаги;

2) организации, предприятия, предприниматели,продающие на рынке сред­
ства производства, потребительские товары, услуги, имущество, деньги, валю­
ту, ценные бумаги и приобретающие природные ресурсы, трудовые ресурсы,
средства производства, деньги, валюту, ценные бумаги;

3) население, граждане, домашние хозяйства,продающие труд, личное иму­
щество, услуги, деньги, валюту, ценные бумаги и приобретающие потреби­
тельские товары и услуги, имущество, деньги, валюту, ценные бумаги.

В итоге образуются рыночные связи, товарные и денежные потоки, про­стейшая схема которых представлена на рис. 26.

Все участники процессов купли-продажи, рыночных отношений используют деньги в качестве средства оплаты покупок и получают их в виде платежей за проданный товар. Разница состоит лишь в мере использования наличных и безналичных денежных средств, а также чеков и во времени осуществления денежных расчетов за покупку. Не исключается использование древней формы взаимных расчетов в виде натурального обмена товаров (бартерные сделки).

Обыденное понятие «рынок», под которым принято понимать место встреч продавцов и покупателей, массовой купли-продажи товаров, лишь частично отражает то содержание, которое вкладывается в слово «рынок» экономичес­кой наукой и хозяйственной практикой. Рынокв широком представлении объе­диняет в себе несколько понятий.

Рис. 26. Схема товарных потоков на рынках.

Во-первых, рынок — это любое место торговлитоварами и услугами. В совет­ской экономике рынок как место купли-продажи в бытовом представлении


ассоциировался, прежде всего, с колхозными, продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, базарами, ярмарка­ми. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рын­ками. Отсюда искаженное представление о рынке даже в простейшем пони­мании этого слова. Ведь если рынок есть место купли-продажи, какая разница, где происходит торговля, в магазине или на площади?

Во-вторых, рынок есть вся совокупность процессовторговли, актов купли-продажи. В подобном представлении рынок характеризуется такими призна­ками, как вид продаваемых товаров, объем продаж (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (высокий, низкий). Здесь уже рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения про­давца и покупателя.

В-третьих, рынок представляет систему экономических-отношениймежду его участниками, возникающих в процессе купли-продажи, то есть товарно-де­нежных отношений.

И наконец, в-четвертых, в самой универсальной трактовке, понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением тер­мина «рыночная экономика».Так, стало общепринятым говорить и писать о вхож­дении России в рынок, о переходе к рынку.

В пределах настоящей главы под словом «рынок» будем понимать преиму­щественно процессы обмена товаров (услуг) на деньги и денег на товары (услу­ги), а также сферу обращения, в которой имеют место такие процессы.

Сущность и роль современного рынка медицинских товаров и услуг отра­жаются в функциях, выполняемых таким рынком.

Основными функциями рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения являются:

- воспроизводственная,обеспечивающая непрерывность процесса производ­
ства и воссоздания, расширения всего многообразия медицинских услуг, ле­
карственных средств, специального оборудования и других товаров медицин­
ского назначения, их доступности, качества и развития. Поставляя и сбывая
на рынке свою продукцию потребителям медицинских товаров и услуг, пред­
приниматель приобретает на вырученные средства необходимые ему произ­
водственные ресурсы и за счет этого продолжает оказывать услуги и произво­
дить товары не только в прежних объемах, но и увеличивать их посредством
инвестиций, создавать новые рабочие места во внебюджетном секторе здраво­
охранения, уменьшая число бюджетополучателей;

- регулирующая, обеспечивающая сохранение управляемости в медико-про­
изводственном комплексе при возникновении в нем негосударственного, част­
ного сектора. Реагируя на происходящие изменения в производстве и потребле­
нии медико-фармацевтической продукции, рынок помогает приспосабливать
производство к структуре потребностей населения страны в целом и ее регио­
нов в медико-фармацевтической помощи, устанавливать и поддерживать пря­
мые и обратные связи между производителями и потребителями медицин­
ских услуг, работ, товаров, налаживать взаимовыгодное сотрудничество врачей
с производителями медицинских средств, препаратов, способствуя тем са­
мым укреплению и развитию единого здравоохранения на основе производ­
ственно-торговых связей;


 

- ценообразующая,заключающаяся в том, что, объединяя и сопоставляя спрос
и предложение товаров и услуг, рынок уравновешивает их и одновременно
формирует рыночную цену как результат торга между продавцами и покупате­
лями. Ценообразующая функция сочетается и объединяется с регулирующей;

- стимулирующая,выполняющая роль эффективного инструмента сниже­
ния удельных производственных затрат, содействующая экономии обществен­
ного труда и повышению продуктивной занятости работников медико-произ­
водственного комплекса. Реализация этой функции непосредственно зависит
от состояния конкуренции в отрасли и уровня рыночных цен, в которых учи­
тываются необходимые затраты труда врачей, фармацевтов и других специа­
листов, потребительские качества услуг и товаров, предложение и спрос на
них. Рыночный механизм, благодаря конкуренции и возможности выбора,
заставляет организации МПК повышать производительность и эффективность
труда, улучшать качество, совершенствовать лечебно-диагностические и дру­
гие производственно-технологические и организационно-технологические
процессы. Даже самый строгий административный контроль не способен устра­
нить с рынка услуги и товары низкого качества так эффективно, как это дела­
ет конкурентный рынок;

- санирующая,проявляющаяся в том, что рыночные отношения укрепля­
ют «здоровье» экономического организма медико-фармацевтических струк­
тур, излечивают их от разного рода «болезней», вынуждая предпринимателей
совершенствовать технологию производства, снижать издержки, заниматься
информационно-рекламной деятельностью, экономно расходовать матери­
альные, финансовые, трудовые и временные ресурсы, заниматься санитар-
но-просветительской работой, повышать эффективность медицинского об­
служивания населения, рынок очищает здравоохранение от профессионально
слабых и экономически неэффективных организаций и субъектов, создавая
в то же время дополнительные возможности для более продуктивных и пер­
спективных;

- конкурентная,выражающаяся в профессиональном и социально-эконо­
мическом рыночном соперничестве организаций МПК за достижение высо­
ких результатов в диагностике, лечении и реабилитации больных, в сервисном
обслуживании пациентов, в производстве лекарственных средств и других то­
варов медицинского назначения, а также в их стремлении к наиболее полному
удовлетворению потребностей здравоохранения в услугах и товарах повышен­
ного спроса.

Следует иметь в виду, что успешная реализация перечисленных функций рынка медицинских услуг и товаров имеет место лишь в условиях развитых, законодательно подкрепленных, цивилизованных рыночных отношений, гар­монично сочетающихся с надежным государственным регулированием коммер­ческой медицинской деятельности и подкрепляемых высокой культурой субъек­тов этой деятельности. В противном случае рыночные механизмы вступают в противоречие с государственными, конкуренция вытесняется монополией.

Практически все участники медицинской, медико-производственной деятель­ности в той или иной степени вовлечены в рыночные отношения, представле-/ны на рынке товаров и услуг. Коммерческие организации, предприниматели


непосредственно связаны с рынком, продавая на нем результаты своей дея­тельности и приобретая необходимые ресурсы. Но и государственные по фор­ме собственности медицинские организации и даже государственные учреж­дения не избавлены от участия в рынке медицинских товаров и услуг, так же как и медицинские страховые организации. Если государственный заказ ме­дицинским организациям или заказ на предоставление медицинских страхо­вых услуг предоставляется на конкурентной основе, с применением торгов, то издесь налицо рыночные отношения. Индивидуальные потребители меди­цинских товаров и услуг напрямую участвуют в рыночных отношениях, изби­рая производителя, продавца и оплачивая приобретаемые блага. Но и потре­бители товаров и услуг, оплачиваемых из бюджетных средств, внебюджетных, страховых фондов, косвенно участвуют в рынке медицинского продукта, бу­дучи его потребителем.

Вопросы

1. Что такое сфера обращения? Какую роль она играет в экономике?

2. Каким образом участвуют в товарно-денежных отношениях государство, орга­
низации, население?

3. Как строятся рыночные связи в экономике? (

4. Что вкладывается в понятие «рынок»?

5. Назовите и охарактеризуйте основные функции рынка медицинских товаров
и услуг.

6. Каким образом вовлечены в рыночные отношения производители и потребите­
ли, продавцы и покупатели медицинских товаров и услуг?

ВИДЫ РЫНКОВ

Под единым понятием «рынок» часто понимается совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга. Рынки можно разделить на группы по определенным признакам, таким как степень монополизиро­ванное™ (формы конкуренции), мера государственного регулирования, мас­штабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, ле­гальность, виды реализуемых товаров и услуг. К числу наиболее важных из перечисленных признаков следует отнести формы конкуренции и виды ры­ночного продукта.

С понятием «рынок» тесно связаны понятия «монополия» и «конкурен­ция». Рыночная монополия— это преобладание одного или группы объединив­шихся между собой продавцов определенного товара, доминирующих на рын­ке, диктующих цены, устанавливающих или ограничивающих объемы продаж, довлеющих над покупателями. В принципе, возможна и монополия покупате­ля, именуемая монопсонией, но она встречается реже. Монополия — враг кон­куренции. Рыночная конкуренцияесть состязание, противоборство разных про­давцов одного и того же товара в стремлении привлечь побольше покупателей, продать большее количество товара, обойти и потеснить других продавцов.


В зависимости от уровня (глубины) конкуренции, имеющей место между лицами, предлагающими продукт к продаже на данном рынке, различают сле­дующие виды рынков:

1) высококонкурентный, немонополизированный;

2) рынок монополистической конкуренции;

3) олигополистический рынок;

4) дуополистический рынок;

5) полностью монополизированный рынок (чистая монополия).
Рассмотрим более детально перечисленные виды рынков, определив их при­
знаки, роль, функции, место в рыночной экономике.

Высококонкурентным(совершенным, идеальным) называют рынок, на ко­тором нет условий для монополии одного или группы продавцов и, наоборот, созданы условия для конкуренции между ними. На высококонкурентном рынке продавцы и покупатели совершают акты купли-продажи в условиях так назы­ваемой совершенной конкуренции,удовлетворяющей следующим условиям:

а) количество как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни дин из них не способен существенно повлиять на рыночные процессы, прежде

его на цены;

6) всеми продавцами предлагаются для продажи однотипные товары и услуги,
хожие по свойствам;

в) все продавцы и покупатели обладают одинаковой информацией о поло-
ении дел на рынке (ценах, товарах, спросе, предложении), ни один не знает

>олыпе, чем остальные;

г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его.

При соблюдении указанных условий все участники рынка занимают равно­правное положение и могут свободно конкурировать. В силу большого коли­чества продавцов и вытекающей отсюда ограниченности масштабов продаж каждого из них ни один не способен влиять на рыночный процесс, диктовать свои условия. Продавец и стоящий за ним производитель товара могут улуч­шить свои позиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции или повышения ее качества, что равносильно прода­же другого товара.

Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможнос­тью снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой еди­ницы товара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и по­лучаемую общую прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы однородного товара не снизят свои цены до того же уровня. Таким образом, благодаря свободной конкуренции на идеальном рынкедостигается одновре­менный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), при­обретающего товары по более низким ценам. В условиях высококонкурентного (идеального) рынка объективно происходит перераспределение общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающего. В этом принципиаль­ное достоинство такого рынка.

Однако высококонкурентный рынок обладает и слабыми сторонами. Прин-ДЩп неограниченного количества продавцов единообразного товара в известной / Мере адекватен незначительности капитала каждого из участников рынка. Сле­довательно, рынок с соверщеннои конкуренцией препятствует концентрации


капитала, без которой не удается создавать крупные производства, осуществ­лять научно-техническое развитие, реализовывать масштабные проекты. Кро­ме того, практически невозможно одновременно соблюсти все критерии сво­бодного рынка, например обеспечить абсолютную однородность одноименных товаров, выпускаемых разными производителями.

Идеальный рынок есть теоретическая абстракция. На практике возможно лишь определенное приближение к нему. В определенной степени чертами высококонкурентных способны обладать рынки широко распространенных, общеупотребимых лекарственных средств, относительно простых, типовых медицинских услуг, курортных услуг неуникального характера.

Любой реальный рынок практически в той или иной степени монополизи­рован, в то же время рынки существенно отличаются друг от друга уровнем монополизации.На рынке монополистической конкуренциис дифференциацией продуктав значительной степени соблюдается принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами. Если товары способны к взаимозаменяемо­сти, рыночная конкуренция возникает и в условиях ограниченного количе­ства продавцов (производителей) и как бы переходит в конкуренцию между товарами.

В наиболее общем виде монополистическая конкуренция,занимающая про­межуточное место между идеальной конкуренцией и чистой монополией, пред­ставляет рыночную структуру, в которой относительно большое число продав­цов (несколько десятков) предлагает для продажи схожую, но не идентичную продукцию. Такая рыночная ситуация довольно близка к идеальной конку­ренции, так как один или несколько продавцов не способны установить конт­роль над рынком, подчинить его своей воле и интересам, то есть монополиза­ция рынка практически не представляется возможной, за исключением случаев прямого диктата со стороны одного из участников рынка или полного сговора между ними.

В условиях монополистической конкуренции каждый из продавцов пред­ставленных на рынке товаров, услуг может чувствовать себя относительно не­зависимо, не опасаясь реакции со стороны других. Если на рынке действуют, скажем, 20 продавцов и один из них снизил цены, увеличив тем самым объем своих продаж (составляющих 5% общего объема) на 40%, то общий объем продаж изменится всего на 2%, что не может оказать существенного влияния на общую конъюнктуру рынка.

При монополистической конкуренции с дифференциацией продукта рыча­гом конкуренции становятся не только цены, но и качество товара и другие факторы, способные привлечь потребителя, скажем реклама. Соответственно разными считаются товары, отличающиеся как по виду и назначению,- так и качеством, рекламированием, организацией торговли, способами привлече­ния к ним покупателей.

Для современной рыночной экономики наиболее типичен олигополистичес-кийрынок (от греческого oligos — немногие и poleo — продаю), который обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный признак олигополии — немногочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продав-


цов. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, обычно число продавцов колеблется в пределах от трех до десяти. Олигополистический ры­нок занимает среднее положение между монополистической конкуренцией и чистой монополией. На нем могут быть представлены как однородные, так и дифференцированные продукты.

На рынке, где господствует несколько монопольных продавцов, каждый из его участников занимает несомое положение, так как на его долю приходится значительная часть продаж. Это, с одной стороны, дает возможность одной из организаций влиять и на рынок в целом, и на других его участников. Но с другой стороны, так как основная часть продаж приходится на остальные организации, то любой из олигополистов находится под существенным воз­действием поведения остальных и вынужден учитывать эту зависимость. По­этому на олигополистическом рынке ценовой или иной диктат одной из орга­низаций практически исключен или, во всяком случае, во многом ограничен. Это делает подобный рынок привлекательным для производителей.

Олигополистические рынки в медицине достаточно типичны для городс­ких агломераций в России, где более или менее аналогичные диагностичес­кие, лечебно-профилактические, страховые медицинские, рекреационные услуги способны оказывать несколько конкурирующих организаций, распо­ложенных в пределах до досягаемости потребителей, клиентов. То же отно­сится к продаже медицинских препаратов, средств лечения, ряда предметов медицинской техники, продаваемых несколькими организациями, предпри­нимателями в пределах одного не слишком крупного региона. С развитием продажи по заказам, с доставкой, через интернет-магазины олигополисти-ческая и монополистическая конкуренция возможны в пределах крупных, весьма протяженных регионов.

Частный случай олигополии — рыночная дуополия,при которой количе­ство продавцов (производителей), представленных на рынке, сокращается до двух. Выделение этой категории в особый тип обусловлено тем, что в данном случае каждому участнику-продавцу принадлежит весьма значительная часть рынка, поэтому он приобретает уже не частичный, а полуограниченный кон­троль над рынком (продажами, ценами), что приближает дуополию к чистой монополии. Если одна из двух сторон, организаций, компаний, представлен­ных на рынке, в силу определенных связей, зависимостей обладает влиянием на другую сторону (именуемую в этом случае аффилированной компанией), то вероятность перерождения формальной дуополии в реальную монополию весьма высока.

Абсолютная, или чистая, монополияпредставляет рынок, целиком монопо­лизированный одним продавцом. Это антипод идеальной рыночной конку­ренции, высококонкурентного рынка.

Монополизированный рынок характеризуется следующими признаками:

а) товар на рынке продает единственный продавец;

б) товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей;

в) продавец торгует только своим товаром.

Такой рынок по аналогии с идеальным конкурентным рынком представляет абстракцию и в жизни практически не встречается, но может рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополизированные рынки.


Ближе всего к подобным рынкам стоят государственные и крупнейшие част­ные или смешанные корпорации, поставляющие газ, электричество, воду пред­приятиям и населению, кабельное телевидение, службы телефонизации, почта и телеграф, производители отдельных видов продаваемого оружия, авиаком­пании, обслуживающие трассы в пункты, доступные только авиации, прева­лирующей над другими видами железнодорожный транспорт.

В здравоохранении монопольный рынок возникает в условиях, когда уни­кальные хирургические или иные медицинские услуги способна оказывать только одна организация в регионе или когда определенные виды лекарствен­ных препаратов, методы и средства лечения, медицинская техника изготовля­ются и продаются единственной организацией либо организациями, управля­емыми единым ведомством.

Такого рода неизбежно возникающие и существующие монополии называ­ют естественными.Монополия на продажу отдельных видов и услуг может быть маломасштабной и временной, как, скажем, продажа билетов на спортив­ные зрелища. Но часто встречается государственная монополия на производ­ство и продажу алкогольных напитков, табачных изделий, наркотических ле­карств. Иногда монополия обусловлена изолированностью рынка. Не исключена и монополизация рынка духовного, интеллектуального продукта его автором, обладающим авторским правом,имеющим патент, лицензию.Это тоже естественная монополия.

Наряду с естественными, существуют и множатся искусственные монополии,создаваемые и используемые умелыми дельцами, не желающими участвовать в конкуренции, иметь конкурентов и устраняющие их всеми доступными сред­ствами вплоть до физического уничтожения. Хотя против нечестной, недо­бросовестной конкуренции и монополизации рынков направлено антимоно­польноезаконодательство, существующее в большинстве стран, рыночный монополизм повсеместно проявляется в скрытой и даже явной форме.

На первый взгляд кажется, что при абсолютной монополии монополист обладает полной властью над ценами и объемом продаж. В действительности это не так. Во-первых, объем продаж определяется спросом, который не зави­сит от производителя или продавца. Во-вторых, монополисту может оказаться выгодным самому снизить устанавливаемые им цены с целью увеличить объем продаж. Вместе с тем власть монополиста над рынком своих товаров весьма велика, особенно если это предметы первой необходимости.

Поэтому государство препятствует возникновению и существованию абсо­лютно монополизированных рынков, за исключением естественной монопо­лии, обусловленной природой реализуемого на рынке продукта или особыми правами его собственника. В то же время при наличии лоббирования государ­ственных структур, высокопоставленных чиновников государственного аппа­рата, в условиях подкупа, коррупции, преобладания личных интересов над общественными государственные барьеры, поставленные перед монополиста­ми, легко ими преодолеваются.

В зависимости от масштабности рынков их классифицируют по следующим видам:

- мировые рынки,в которых участвуют производители и продавцы разных стран;


 

- страновые рынки,представленные товарами и услугами, продаваемыми
в данной стране;

- региональные рынки,расположенные на территории региона или обслу­
живающие жителей региона;

- локальные рынки,представленные определенной группой товаров и услуг
или расположенные в узкой зоне, обслуживающие ограниченный контингент
потребителей.

Одним из показателей масштабности рынка товаров и услуг служит объем продаж на данном рынке, измеряемый денежной выручкой от продажи за опре­деленный период времени, чаще всего за один год.

По критерию легальностиможно выделить следующие виды рынков:

- рынки узаконенной, открытой продажи — полностью легализованные
рынки;

- рынки, на которых осуществляется продажа не запрещенных законом
товаров и услуг в скрытой форме, без документального оформления и уста­
новленной отчетности, уплаты налогов. Такие рынки называют полулегальны­
ми, полупрозрачными, теневыми;

- рынки противозаконной продажи запрещенных товаров и услуг, пред­
ставляющие криминальные теневые рынки,например рынок наркотиков.

Строгое разделение рынков по признаку легальности экономической нау­кой еще не разработано.

Широко распространено разделение рынков на виды в зависимости от при­роды, характера, назначения товаров, продаваемых на рынке. Применительно к рынкам медицинских товарови услугпредставляется целесообразным выде­лить следующие разновидности рынков:

- лечебно-профилактических и диагностических услуг (хирургических, те­
рапевтических, стоматологических и др.);

- санитарно-эпидемиологических услуг;

- санаторно-лечебных услуг;

- услуг лечебной физкультуры;

- услуг скорой медицинской помощи;

- услуг по медицинскому обслуживанию на дому;

- консультационных медицинских услуг;

- лекарственных препаратов;

- средств лечения и защиты от болезней;

- медицинского оборудования, аппаратуры, технических средств;

- научных и проектных разработок в области медицины.

Наряду с этой основной структурой рынка товаров и услуг медицинского назначения, должна существовать инфраструктуратакого рынка в виде:

- рынка труда медицинских работников;

- рынка услуг медицинского образования;

- рынка медицинской литературы.

По мере развития медицины, медицинской промышленности, углубления Рыночных отношений в здравоохранении круг рынков, связанных с укрепле­нием здоровья людей, будет расширяться.


Вопросы

1. По каким признакам выделяются разные виды рынков?

2. Что означает рыночная монополия и рыночная конкуренция?

3. Как делятся рынки в зависимости от уровня конкуренции?

4. Охарактеризуйте признаки высококонкурентного рынка, рынка монополисти­
ческой конкуренции, олигополистического и монополистического рынков. На­
зовите примеры этих рынков в медицине.

5. Что такое естественная монополия и где она встречается в медицине?

6. В чем состоит вред монополизма на рынках и как борется с ним государство?
В чем проявляется недобросовестная конкуренция?

7. Как различаются рынки в зависимости от их масштаба?

8. Охарактеризуйте легальные и нелегальные, теневые рынки медицинских това­
ров и услуг.

9. Назовите основные виды рынков медицинских товаров и услуг в зависимости от
реализуемого продукта.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.