ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЫНКЕ
Экономика — это, с одной стороны, производство и потребление материальных и духовных ценностей, услуг, а с другой — непрерывное встречное движение продаваемых товаров, услуг и уплачиваемых за их приобретение денег. Без такого движения не могло бы быть разделения труда, товары не нашли бы своего покупателя и потребителя, продавец и покупатель не встретились бы на рынке. Значительное число участников рыночного обмена и изобилие представленных на нем товаров и услуг, являющихся объектом купли и продажи, порождают сложную картину перехода каждого товара и уплачиваемых за него денег из одних рук в другие. Но если мы стремимся познать общие принципы действия рынков и складывающиеся на них экономические отношения участников товарно-денежных процессов, достаточно изучить природу и сущность обращения в целом, не прибегая к микроэкономическим исследованиям, а ограничиваясь общей макроэкономической картиной рынка. Ясно, что на рынке представлены два главных действующих лица: продавец и покупатель товаров, между которыми и складываются отношения купли и продажи. Продающую сторону представляют производители товаров, производители услуг, обладатели ресурсов, материальных и духовных ценностей, торговые посредники. Покупающая сторона представлена потребителями товаров, потребителями услуг, торговыми посредниками. В качестве продавцов и покупателей могут выступать: 1) государство(государственные структуры), продающее на рынке природные ресурсы, государственное имущество, государственные услуги, государственные
ценные бумаги, деньги, валюту и приобретающее трудовые ресурсы для госслужбы, продукцию государственных заказов, товары, услуги, деньги, валюту, ценные бумаги; 2) организации, предприятия, предприниматели,продающие на рынке сред 3) население, граждане, домашние хозяйства,продающие труд, личное иму В итоге образуются рыночные связи, товарные и денежные потоки, простейшая схема которых представлена на рис. 26. Все участники процессов купли-продажи, рыночных отношений используют деньги в качестве средства оплаты покупок и получают их в виде платежей за проданный товар. Разница состоит лишь в мере использования наличных и безналичных денежных средств, а также чеков и во времени осуществления денежных расчетов за покупку. Не исключается использование древней формы взаимных расчетов в виде натурального обмена товаров (бартерные сделки). Обыденное понятие «рынок», под которым принято понимать место встреч продавцов и покупателей, массовой купли-продажи товаров, лишь частично отражает то содержание, которое вкладывается в слово «рынок» экономической наукой и хозяйственной практикой. Рынокв широком представлении объединяет в себе несколько понятий.
Во-первых, рынок — это любое место торговлитоварами и услугами. В советской экономике рынок как место купли-продажи в бытовом представлении ассоциировался, прежде всего, с колхозными, продовольственными рынками, рынками сельскохозяйственной и кустарной продукции, базарами, ярмарками. Магазины розничной и оптовой торговли не принято было называть рынками. Отсюда искаженное представление о рынке даже в простейшем понимании этого слова. Ведь если рынок есть место купли-продажи, какая разница, где происходит торговля, в магазине или на площади? Во-вторых, рынок есть вся совокупность процессовторговли, актов купли-продажи. В подобном представлении рынок характеризуется такими признаками, как вид продаваемых товаров, объем продаж (емкость рынка), способ торговли, уровень цен (высокий, низкий). Здесь уже рынок понимается как торговля в широком смысле слова, как рыночный процесс соединения продавца и покупателя. В-третьих, рынок представляет систему экономических-отношениймежду его участниками, возникающих в процессе купли-продажи, то есть товарно-денежных отношений. И наконец, в-четвертых, в самой универсальной трактовке, понятие «рынок» ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика».Так, стало общепринятым говорить и писать о вхождении России в рынок, о переходе к рынку. В пределах настоящей главы под словом «рынок» будем понимать преимущественно процессы обмена товаров (услуг) на деньги и денег на товары (услуги), а также сферу обращения, в которой имеют место такие процессы. Сущность и роль современного рынка медицинских товаров и услуг отражаются в функциях, выполняемых таким рынком. Основными функциями рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения являются: - воспроизводственная,обеспечивающая непрерывность процесса производ - регулирующая, обеспечивающая сохранение управляемости в медико-про
- ценообразующая,заключающаяся в том, что, объединяя и сопоставляя спрос - стимулирующая,выполняющая роль эффективного инструмента сниже - санирующая,проявляющаяся в том, что рыночные отношения укрепля - конкурентная,выражающаяся в профессиональном и социально-эконо Следует иметь в виду, что успешная реализация перечисленных функций рынка медицинских услуг и товаров имеет место лишь в условиях развитых, законодательно подкрепленных, цивилизованных рыночных отношений, гармонично сочетающихся с надежным государственным регулированием коммерческой медицинской деятельности и подкрепляемых высокой культурой субъектов этой деятельности. В противном случае рыночные механизмы вступают в противоречие с государственными, конкуренция вытесняется монополией. Практически все участники медицинской, медико-производственной деятельности в той или иной степени вовлечены в рыночные отношения, представле-/ны на рынке товаров и услуг. Коммерческие организации, предприниматели непосредственно связаны с рынком, продавая на нем результаты своей деятельности и приобретая необходимые ресурсы. Но и государственные по форме собственности медицинские организации и даже государственные учреждения не избавлены от участия в рынке медицинских товаров и услуг, так же как и медицинские страховые организации. Если государственный заказ медицинским организациям или заказ на предоставление медицинских страховых услуг предоставляется на конкурентной основе, с применением торгов, то издесь налицо рыночные отношения. Индивидуальные потребители медицинских товаров и услуг напрямую участвуют в рыночных отношениях, избирая производителя, продавца и оплачивая приобретаемые блага. Но и потребители товаров и услуг, оплачиваемых из бюджетных средств, внебюджетных, страховых фондов, косвенно участвуют в рынке медицинского продукта, будучи его потребителем. Вопросы 1. Что такое сфера обращения? Какую роль она играет в экономике? 2. Каким образом участвуют в товарно-денежных отношениях государство, орга 3. Как строятся рыночные связи в экономике? ( 4. Что вкладывается в понятие «рынок»? 5. Назовите и охарактеризуйте основные функции рынка медицинских товаров 6. Каким образом вовлечены в рыночные отношения производители и потребите ВИДЫ РЫНКОВ Под единым понятием «рынок» часто понимается совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга. Рынки можно разделить на группы по определенным признакам, таким как степень монополизированное™ (формы конкуренции), мера государственного регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг. К числу наиболее важных из перечисленных признаков следует отнести формы конкуренции и виды рыночного продукта. С понятием «рынок» тесно связаны понятия «монополия» и «конкуренция». Рыночная монополия— это преобладание одного или группы объединившихся между собой продавцов определенного товара, доминирующих на рынке, диктующих цены, устанавливающих или ограничивающих объемы продаж, довлеющих над покупателями. В принципе, возможна и монополия покупателя, именуемая монопсонией, но она встречается реже. Монополия — враг конкуренции. Рыночная конкуренцияесть состязание, противоборство разных продавцов одного и того же товара в стремлении привлечь побольше покупателей, продать большее количество товара, обойти и потеснить других продавцов. В зависимости от уровня (глубины) конкуренции, имеющей место между лицами, предлагающими продукт к продаже на данном рынке, различают следующие виды рынков: 1) высококонкурентный, немонополизированный; 2) рынок монополистической конкуренции; 3) олигополистический рынок; 4) дуополистический рынок; 5) полностью монополизированный рынок (чистая монополия). Высококонкурентным(совершенным, идеальным) называют рынок, на котором нет условий для монополии одного или группы продавцов и, наоборот, созданы условия для конкуренции между ними. На высококонкурентном рынке продавцы и покупатели совершают акты купли-продажи в условиях так называемой совершенной конкуренции,удовлетворяющей следующим условиям: а) количество как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни дин из них не способен существенно повлиять на рыночные процессы, прежде его на цены; 6) всеми продавцами предлагаются для продажи однотипные товары и услуги, в) все продавцы и покупатели обладают одинаковой информацией о поло- >олыпе, чем остальные; г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его. При соблюдении указанных условий все участники рынка занимают равноправное положение и могут свободно конкурировать. В силу большого количества продавцов и вытекающей отсюда ограниченности масштабов продаж каждого из них ни один не способен влиять на рыночный процесс, диктовать свои условия. Продавец и стоящий за ним производитель товара могут улучшить свои позиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции или повышения ее качества, что равносильно продаже другого товара. Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностью снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицы товара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемую общую прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы однородного товара не снизят свои цены до того же уровня. Таким образом, благодаря свободной конкуренции на идеальном рынкедостигается одновременный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобретающего товары по более низким ценам. В условиях высококонкурентного (идеального) рынка объективно происходит перераспределение общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающего. В этом принципиальное достоинство такого рынка. Однако высококонкурентный рынок обладает и слабыми сторонами. Прин-ДЩп неограниченного количества продавцов единообразного товара в известной / Мере адекватен незначительности капитала каждого из участников рынка. Следовательно, рынок с соверщеннои конкуренцией препятствует концентрации капитала, без которой не удается создавать крупные производства, осуществлять научно-техническое развитие, реализовывать масштабные проекты. Кроме того, практически невозможно одновременно соблюсти все критерии свободного рынка, например обеспечить абсолютную однородность одноименных товаров, выпускаемых разными производителями. Идеальный рынок есть теоретическая абстракция. На практике возможно лишь определенное приближение к нему. В определенной степени чертами высококонкурентных способны обладать рынки широко распространенных, общеупотребимых лекарственных средств, относительно простых, типовых медицинских услуг, курортных услуг неуникального характера. Любой реальный рынок практически в той или иной степени монополизирован, в то же время рынки существенно отличаются друг от друга уровнем монополизации.На рынке монополистической конкуренциис дифференциацией продуктав значительной степени соблюдается принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами. Если товары способны к взаимозаменяемости, рыночная конкуренция возникает и в условиях ограниченного количества продавцов (производителей) и как бы переходит в конкуренцию между товарами. В наиболее общем виде монополистическая конкуренция,занимающая промежуточное место между идеальной конкуренцией и чистой монополией, представляет рыночную структуру, в которой относительно большое число продавцов (несколько десятков) предлагает для продажи схожую, но не идентичную продукцию. Такая рыночная ситуация довольно близка к идеальной конкуренции, так как один или несколько продавцов не способны установить контроль над рынком, подчинить его своей воле и интересам, то есть монополизация рынка практически не представляется возможной, за исключением случаев прямого диктата со стороны одного из участников рынка или полного сговора между ними. В условиях монополистической конкуренции каждый из продавцов представленных на рынке товаров, услуг может чувствовать себя относительно независимо, не опасаясь реакции со стороны других. Если на рынке действуют, скажем, 20 продавцов и один из них снизил цены, увеличив тем самым объем своих продаж (составляющих 5% общего объема) на 40%, то общий объем продаж изменится всего на 2%, что не может оказать существенного влияния на общую конъюнктуру рынка. При монополистической конкуренции с дифференциацией продукта рычагом конкуренции становятся не только цены, но и качество товара и другие факторы, способные привлечь потребителя, скажем реклама. Соответственно разными считаются товары, отличающиеся как по виду и назначению,- так и качеством, рекламированием, организацией торговли, способами привлечения к ним покупателей. Для современной рыночной экономики наиболее типичен олигополистичес-кийрынок (от греческого oligos — немногие и poleo — продаю), который обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный признак олигополии — немногочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продав- цов. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, обычно число продавцов колеблется в пределах от трех до десяти. Олигополистический рынок занимает среднее положение между монополистической конкуренцией и чистой монополией. На нем могут быть представлены как однородные, так и дифференцированные продукты. На рынке, где господствует несколько монопольных продавцов, каждый из его участников занимает несомое положение, так как на его долю приходится значительная часть продаж. Это, с одной стороны, дает возможность одной из организаций влиять и на рынок в целом, и на других его участников. Но с другой стороны, так как основная часть продаж приходится на остальные организации, то любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных и вынужден учитывать эту зависимость. Поэтому на олигополистическом рынке ценовой или иной диктат одной из организаций практически исключен или, во всяком случае, во многом ограничен. Это делает подобный рынок привлекательным для производителей. Олигополистические рынки в медицине достаточно типичны для городских агломераций в России, где более или менее аналогичные диагностические, лечебно-профилактические, страховые медицинские, рекреационные услуги способны оказывать несколько конкурирующих организаций, расположенных в пределах до досягаемости потребителей, клиентов. То же относится к продаже медицинских препаратов, средств лечения, ряда предметов медицинской техники, продаваемых несколькими организациями, предпринимателями в пределах одного не слишком крупного региона. С развитием продажи по заказам, с доставкой, через интернет-магазины олигополисти-ческая и монополистическая конкуренция возможны в пределах крупных, весьма протяженных регионов. Частный случай олигополии — рыночная дуополия,при которой количество продавцов (производителей), представленных на рынке, сокращается до двух. Выделение этой категории в особый тип обусловлено тем, что в данном случае каждому участнику-продавцу принадлежит весьма значительная часть рынка, поэтому он приобретает уже не частичный, а полуограниченный контроль над рынком (продажами, ценами), что приближает дуополию к чистой монополии. Если одна из двух сторон, организаций, компаний, представленных на рынке, в силу определенных связей, зависимостей обладает влиянием на другую сторону (именуемую в этом случае аффилированной компанией), то вероятность перерождения формальной дуополии в реальную монополию весьма высока. Абсолютная, или чистая, монополияпредставляет рынок, целиком монополизированный одним продавцом. Это антипод идеальной рыночной конкуренции, высококонкурентного рынка. Монополизированный рынок характеризуется следующими признаками: а) товар на рынке продает единственный продавец; б) товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей; в) продавец торгует только своим товаром. Такой рынок по аналогии с идеальным конкурентным рынком представляет абстракцию и в жизни практически не встречается, но может рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополизированные рынки. Ближе всего к подобным рынкам стоят государственные и крупнейшие частные или смешанные корпорации, поставляющие газ, электричество, воду предприятиям и населению, кабельное телевидение, службы телефонизации, почта и телеграф, производители отдельных видов продаваемого оружия, авиакомпании, обслуживающие трассы в пункты, доступные только авиации, превалирующей над другими видами железнодорожный транспорт. В здравоохранении монопольный рынок возникает в условиях, когда уникальные хирургические или иные медицинские услуги способна оказывать только одна организация в регионе или когда определенные виды лекарственных препаратов, методы и средства лечения, медицинская техника изготовляются и продаются единственной организацией либо организациями, управляемыми единым ведомством. Такого рода неизбежно возникающие и существующие монополии называют естественными.Монополия на продажу отдельных видов и услуг может быть маломасштабной и временной, как, скажем, продажа билетов на спортивные зрелища. Но часто встречается государственная монополия на производство и продажу алкогольных напитков, табачных изделий, наркотических лекарств. Иногда монополия обусловлена изолированностью рынка. Не исключена и монополизация рынка духовного, интеллектуального продукта его автором, обладающим авторским правом,имеющим патент, лицензию.Это тоже естественная монополия. Наряду с естественными, существуют и множатся искусственные монополии,создаваемые и используемые умелыми дельцами, не желающими участвовать в конкуренции, иметь конкурентов и устраняющие их всеми доступными средствами вплоть до физического уничтожения. Хотя против нечестной, недобросовестной конкуренции и монополизации рынков направлено антимонопольноезаконодательство, существующее в большинстве стран, рыночный монополизм повсеместно проявляется в скрытой и даже явной форме. На первый взгляд кажется, что при абсолютной монополии монополист обладает полной властью над ценами и объемом продаж. В действительности это не так. Во-первых, объем продаж определяется спросом, который не зависит от производителя или продавца. Во-вторых, монополисту может оказаться выгодным самому снизить устанавливаемые им цены с целью увеличить объем продаж. Вместе с тем власть монополиста над рынком своих товаров весьма велика, особенно если это предметы первой необходимости. Поэтому государство препятствует возникновению и существованию абсолютно монополизированных рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого на рынке продукта или особыми правами его собственника. В то же время при наличии лоббирования государственных структур, высокопоставленных чиновников государственного аппарата, в условиях подкупа, коррупции, преобладания личных интересов над общественными государственные барьеры, поставленные перед монополистами, легко ими преодолеваются. В зависимости от масштабности рынков их классифицируют по следующим видам: - мировые рынки,в которых участвуют производители и продавцы разных стран;
- страновые рынки,представленные товарами и услугами, продаваемыми - региональные рынки,расположенные на территории региона или обслу - локальные рынки,представленные определенной группой товаров и услуг Одним из показателей масштабности рынка товаров и услуг служит объем продаж на данном рынке, измеряемый денежной выручкой от продажи за определенный период времени, чаще всего за один год. По критерию легальностиможно выделить следующие виды рынков: - рынки узаконенной, открытой продажи — полностью легализованные - рынки, на которых осуществляется продажа не запрещенных законом - рынки противозаконной продажи запрещенных товаров и услуг, пред Строгое разделение рынков по признаку легальности экономической наукой еще не разработано. Широко распространено разделение рынков на виды в зависимости от природы, характера, назначения товаров, продаваемых на рынке. Применительно к рынкам медицинских товарови услугпредставляется целесообразным выделить следующие разновидности рынков: - лечебно-профилактических и диагностических услуг (хирургических, те - санитарно-эпидемиологических услуг; - санаторно-лечебных услуг; - услуг лечебной физкультуры; - услуг скорой медицинской помощи; - услуг по медицинскому обслуживанию на дому; - консультационных медицинских услуг; - лекарственных препаратов; - средств лечения и защиты от болезней; - медицинского оборудования, аппаратуры, технических средств; - научных и проектных разработок в области медицины. Наряду с этой основной структурой рынка товаров и услуг медицинского назначения, должна существовать инфраструктуратакого рынка в виде: - рынка труда медицинских работников; - рынка услуг медицинского образования; - рынка медицинской литературы. По мере развития медицины, медицинской промышленности, углубления Рыночных отношений в здравоохранении круг рынков, связанных с укреплением здоровья людей, будет расширяться. Вопросы 1. По каким признакам выделяются разные виды рынков? 2. Что означает рыночная монополия и рыночная конкуренция? 3. Как делятся рынки в зависимости от уровня конкуренции? 4. Охарактеризуйте признаки высококонкурентного рынка, рынка монополисти 5. Что такое естественная монополия и где она встречается в медицине? 6. В чем состоит вред монополизма на рынках и как борется с ним государство? 7. Как различаются рынки в зависимости от их масштаба? 8. Охарактеризуйте легальные и нелегальные, теневые рынки медицинских това 9. Назовите основные виды рынков медицинских товаров и услуг в зависимости от ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|