Здавалка
Главная | Обратная связь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ



Различают рынки прямой, непосредственной продажитовара потребителю и рынки косвенной, опосредованной продажи. Впервом случае производитель или владелец товара продает его непосредственно потребителю. Во втором, более распространенном случае между производителем и потребителем товара стоит торговый посредник,соединяющий продавца с покупателем и тем самым вы­полняющий отдельные функции продавца. Иногда посредников может быть несколько. Довольно часто производитель товаров, например лекарственных средств массового применения, продает их только оптом, в больших количе­ствах торговым посредникам, которые распределяют их малыми партиями и перепродают в сеть розничной торговли.

Промежуточные торговые звенья между производителями и потребителя­ми неизбежны, так как производителю чаще всего не под силу, неудобно или невыгодно самому складировать, транспортировать, продавать товар, инфор­мировать покупателя, находить его, осуществлять торговое и послепродаж­ное обслуживание. Одновременно и потребитель нередко предпочитает де­легировать полномочия приобретения товара на рынке другому лицу, которое становится посредником. Вместе с тем если промежуточных звеньев между производителями и покупателями товаров и услуг становится слишком мно­го и они образуют целую товаропроизводящую цепь из нескольких посред­ников, через которую вынужден проходить товар, то процесс обращения за­трудняется, затягивается. Кроме того, увеличиваются издержки обращения товаров, услуг, так как каждый посредник стремится «наварить» собствен­ный доход, в итоге это сказывается на конечной цене, по которой приобре­тает товар потребитель.

Если все функции, связанные с продвижением товара, услуги от произво­дителя к конечному потребителю, переданы посредникам, то производители


и потребители вообще не фигурируют на рынке в явном виде. Все рыночные операции выполняют посредники, включая и главные роли продавца и поку­пателя. Ведь если продавец не является владельцем реализуемого им товара, то он поневоле превращается в посредники между хозяином товара и покупа­телем, хотя по сути выполняет не посреднические услуги, а непосредственно существляет торговую деятельность.

Таким образом, рыночный процесс можно представить в виде цепочки про-«водитель—торговые посредники—потребитель.

В зависимости от характера воздействия государства на основных участни­ков рыночного процесса, а также на отношения между ними различают три типа рынков: нерегулируемый государственный, регулируемый (частично ре­гулируемый) и централизованно управляемый.

Нерегулируемый рынок,на котором практически отсутствует государствен­ное вмешательство в рыночный процесс, в чистом виде существовал лишь на ранней стадии возникновения обмена. Это стихийный, саморегулируемый рынок, на котором объемы продаж и цены формируются в результате прямого торга между участниками процесса купли-продажи. В современных условиях нерегулируемый рынок можно наблюдать лишь в известном приближении в виде так называемых толкучек, блошиных рынков, стихийно возникающих локаль­ных рынков в свободных экономических оффшорных зонах, рынков товаров и услуг народной альтернативной медицины. В значительной степени нерегу-лируемы теневые, или «черные», нелегальные рынки.

Противоположностью нерегулируемого рынка является централизованно управляемый рынок,в котором и его участники, и связывающие их рыночные отношения находятся под наблюдением и контролем государства, предписы­вающего образ действий каждому субъекту рыночного процесса. Схематичес­ки этот вид рынка представлен на рис. 27.


рис. 27. Схема функционирования централизованно управляемого государством рынка товаров и услуг.

На таком рынке управление со стороны государственных органов представ­ляет жесткие однонаправленные плановые или административно-распоряди­тельные указания, что производить, кому, когда и как передавать, в каких объемах и по какой цене продавать продукт производства. В этом случае ры­нок превращается в инструмент государственного распределения, в котором за покупателем частично сохранено лишь право принятия решения, когда и сколько покупать. Кроме того, торговые посредники и потребители могут выражать свои пожелания в форме предварительных заявок на производство и поставки продукции. Но так как производство и поставки товаров остаются за


Рис. 28. Схема функционирования регулируемого рынка.

производителем, то в условиях централизованно регулируемого рынка прак­тически действует диктат производителя по отношению к потребителям.

В государствах с экономикой рыночного типа действуют регулируемые рын­ки, схема действия которых изображена на рис. 28.

Рыночное регулирование подразумевает, что государство в лице федераль­ных, региональных, местных органов власти устанавливает самые общие пра­вила поведения участников рынка, чаще всего в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся вида товаров, объемов продаж, цен. Отношения между государством и агентами рыночного процесса приобретают двунаправ­ленный характер, то есть возможно взаимодействие на основе договоров, со­глашений, государственных заказов, контрактов, государственных субсидий, дотаций. Отношения между производителями, торговыми посредниками, по­требителями также носят двусторонний характер, при котором практически исключается диктат одной стороны по отношению к другой. Но так как спрос на товары формируют потребители, им принадлежит решающее слово в воз­действии на рынок.

В условиях рыночной экономики регулирующая роль государства в исполь­зовании антимонопольных мер,ставящих барьеры на пути монополизации рын­ков. С этой целью используются антимонопольное законодательствои контроль над монополиями.

Способ и степень регулирования рынков зависят от формы собственности на основные средства рыночных структур и на рыночный товар и источников финансирования производственно-торговой деятельности участников рынка. Если государство является полным собственником реализуемых на рынке то­варов и услуг, оно вправе использовать механизмы рыночного регулирования, которые сочтет необходимыми исходя из государственных, общественных ин­тересов в их видении уполномоченными органами государственной власти или в форме, закрепленной законами страны, региона. Применительно к государ­ственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, иму­щество которых находится в их хозяйственном ведении и оперативном управ­лении, государство как собственник средств производства вправе регулировать рыночную деятельность, осуществляемую данными организациями, но в пре­делах, установленных законами.

Возможности воздействия государственных органов на рыночную деятельность частных, коллективных, акционерных организаций и на функционирование рын­ков товаров и услуг этих организаций ограничены в гораздо большей степени и охватывают в основном меры ограничительно-запретительного характера, нало­ги, государственные пошлины, взимание других сборов, платежей.


Так как медицинские организации в значительной части относятся к госу­дарственным учреждениям, объектам государственной собственности, бюд-жетно-финансируемым организациям, а также в связи с острыми социальны­ми последствиями рыночных процессов в медицине мера государственного регулирования рынка медицинских товаров и услуг должна быть и остается значительной. Отметим, что даже в тех странах, где преобладает частная меди­цинская практика и большинство компаний фармацевтической промышлен­ности, предприятий, производящих медицинскую технику, принадлежит част­ному капиталу, государство в значительной степени контролирует рынок медицинских товаров и услуг как их заказчик благодаря государственному фи­нансированию, страхованию медицинских услуг, предоставляемых многим категориям граждан.

Ограниченная возможность использования рыночных отношений в здраво­охранении, необходимость усиленного государственного регулирования рын­ка медицинских товаров и услуг вытекает также из отраслевых особенностей здравоохранения как особого сегмента социальной сферы.

Во-первых, оказание медицинских услуг требует (гораздо больше, чем ока­зание каких-либо иных социальных потребительских услуг) личных контактов производителя и потребителя услуг, характеризуется высокой индивидуально­стью и нестандартностью врачебного подхода к пациенту. В этой ситуации типичное для рынка посредничество способно оказать негативное влияние на лечебный процесс.

Во-вторых, по сравнению с другими сегментами социальной сферы, в здра­воохранении намного сильнее проявляется асимметричность информации у про­изводителя и потребителя (больного) относительно потребительских свойств медицинских услуг. Для пациентов не только неосязаемость услуг, но и боль­шая их информационная и научная емкость создают объективные трудности при выборе продукции, производимой различными службами, звеньями и подразделениями медико-социального комплекса. В связи с этим потребитель и производитель услуг и медицинских товаров оказываются в неравном поло­жении, так как подлинный суверенитет пациента на рынке лечебно-профи­лактических и фармацевтических услуг и товаров невозможен из-за его недо­статочной медицинской информированности. В процессе диагностических исследований и терапевтических мероприятий пациенту приходится полагать­ся на советы, профессиональную квалификацию и этико-моральные качества врача.

Коммерциализация здравоохранения усиливает экономическую заинтере­сованность в закреплении гегемонии и монополии производителя медицин­ских услуг.

Широко известно монопольное положение крупных зарубежных фирм, про­изводящих лекарственные препараты, без которых даже врачи становятся бес­помощными, лишаясь возможности иметь современную информацию о но­вейших лекарственных препаратах.

Следовательно, объективно свободный рынок лекарственных средств в ус­ловиях концентрации ресурсов и производственной базы, развиваясь, приво­дит к монополии со всеми вытекающими отсюда негативными социальными


и валеологическими (санитарно-экологическими) последствиями. Для предот­вращения монопольных тенденций в сфере производства и потребления ус­луг здравоохранения требуется активное государственное и общественное вме­шательство.

В-третьих, потребность в медико-санитарной помощи — это витальная по­требность, непосредственно связанная с бесценным благом — здоровьем и са­мой жизнью человека. Высокая социальная приоритетность лечебно-профи­лактической помощи предопределяет особенности формирования предложения и спроса на нее.

Специфика формирования спроса на услуги здравоохранения состоит в том, что их высокая социальная приоритетность сочетается с низкой эластичностьюспроса на эти услуги. Как уже говорилось, императивная насущность потреб­ности в подобных услугах резко ограничивает заменяемость медицинских рас­ходов семейно-потребительского бюджета затратами в целях удовлетворения других потребностей. Крайне ограничены также избирательность и селектив­ность спроса на лечебно-профилактическую помощь.

В силу этих причин рынок фармацевтической продукции характеризуется особым стереотипом потребительского поведения: приобретение лекарств «про запас», а также неоправданно большие размеры их потребления. На традици­онном товарном рынке подобные явления встречаются только в исключитель­ных случаях, при его крайней разбалансированности.

В-четвертых, в здравоохранении весьма неопределенно и нечетко просле­живается связь между затратами труда медицинского персонала и его конеч­ными результатами, т.е. состоянием здоровья людей (заболеваемость, средняя продолжительность жизни, уровень смертности).

Медицинская помощь — общественное благо особого рода. Конечный эффект труда работников здравоохранения отличается ярко выраженным социальным характером. Вместе с тем, как уже упоминалось, его социальная результативность не всегда поддается точной количественной оценке, а сле­довательно, и стоимостному измерению. Особый характер медицинской по­мощи как общественного блага диктует необходимость ограничения и сведе­ния к минимуму права интеллектуальной собственности в здравоохранении: патентование лекарственных препаратов, например, либо не разрешается, либо оплата авторского вознаграждения (гонорара) за патент не допускается.

Медицинские услуги характеризуются крайним разнообразием и боль­шой долей клинической неопределенности, в том числе относительно ожи­даемой результативности. Хотя терапевтическая практика основана на дос­тижениях медицинской науки, специалисты принимают многие решения, руководствуясь накопленным профессиональным опытом, интуитивно ис­пользуя искусство врачевания и учитывая характерологические особеннос­ти пациента, его установку на лечение. Неодинаковая степень клинической определенности (за исключением стоматологической практики) зависит от многообразия вариантов проведения лечебных процедур и выполнения хи­рургических операций.

В-пятых, применение особого механизма хозяйствования в здравоохране­нии диктуется необходимостью сочетания экономической эффективности


и социальной справедливости. Социальная справедливость — это, прежде все­го, всеобщая доступность медицинских услуг. Она обеспечивается функцио­нированием системы здравоохранения, основанной и на принципе бесплат­ного предоставления населению медицинской помощи за счет государства, общества, и на принципе социальной солидарности, предусматривающем, что здоровые платят за больных, молодые — за престарелых, высокообеспеченные слои населения — за малообеспеченные, с использованием инструментов го­сударственного, обязательного медицинского страхования.

Предпочтение, которое отдается либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, во многом определяет модель, тип финансирова­ния и хозяйствования в здравоохранении.

Приводимые соображения свидетельствуют о явном наличии признаков явления, именуемого в экономической теории несостоятельностью рынка.Несостоятельность, то есть невозможность выполнять в полной мере все функции управления, настройки, регулирования экономических процес­сов, рыночных отношений, присуща любому рынку. Возможности рыночного саморегулирования, реализации функций самоуправления посредством «не­видимой руки» рынка, о которой писал еще Адам Смит в своей фундаменталь­ной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», вовсе не безграничны. То, что не способен наладить сам рынок, должны делать госу­дарство, общество посредством регулирования экономических отношений, дей­ствия самого рынка. По отношению к удовлетворению потребностей в меди­цинских товарах и услугах проявляется — и в экономическом, и в социальном отношении — несостоятельность рынка.

Социальная несостоятельность рынкамедицинских товаров и услуг состоит в том, что рыночный механизм спроса, предложения, ценообразования, игно­рируя социальные факторы, ставит в выгодное положение материально обес­печенные слои населения, лишая возможности доступа к жизненно необходи­мым благам низкодоходных, социально незащищенных граждан.

Экономическая несостоятельность рынкамедицинских товаров и услуг обус­ловлена сложностью создания конкурентных рынков этого типа, на которых представлено множество продавцов и покупателей однородного товара, обла­дающих свободным входом и выходом из рынка, полной информацией о пред­ставленных на рынке товарах, формирующих цену продаваемых благ посред­ством торга, уравнивания величин спроса и предложения. Реально эти требования высококонкурентного рынка не могут быть выполнены по отно­шению к медицинским товарам и особенно услугам.

Органично, естественно присущая рынку медицинских товаров и услуг не­состоятельность порождает, как минимум, необходимость государственного регулирования такого рынка посредством следующих мер:

- установление государственной монополии на производство и реализа­
цию отдельных видов продукции, что приводит к циркуляции государствен­
но устанавливаемых цен, оказывающих сдерживающее влияние на рыноч­
ные цены;

- назначение фиксированных или максимально допустимых цен, ограничи­
вающее возможность продавца повышать цену выше определенного уровня;


- налоговое регулирование (включая введение акцизов и пошлин), оказы­
вающее воздействие на цены через издержки и прибыль, связанные с налога­
ми с продаж, на добавленную стоимость, на прибыль;

- антимонопольное регулирование, ограничивающее возможности произ­
водства и продажи товаров предпринимателями-монополистами;

- компенсация убытков, которые несут производители и продавцы меди­
цинских товаров и услуг, реализующие их на рынках по низким ценам, из
средств государственного федерального, региональных и местных бюджетов,
применение механизма государственных дотаций.

Объективная необходимость, неизбежность государственного и обществен­ного регулирования рынка медицинских товаров и услуг не свидетельствует об отсутствии у этого рынка способности к саморегулированию, а лишь под­черкивает ограниченные возможности рыночной саморегуляции, необходи­мость ее дополнения внешним регулированием. Механизмы саморегулирова­ниярынка медицинских товаров и услуг проявляют свое действие через такие рыночные инструменты, как спрос, предложение, ценообразование. Частично действие этих механизмов в процессе рыночного ценообразования, формиро­вания равновесных цен изложено в гл. 3. Рассмотрим теперь, как действуют рыночные механизмы ценового саморегулирования в сочетании с государствен­ным регулированием рыночных цен на медицинские товары и услуги, исполь­зуя аппарат кривых спроса и предложения, о которых также шла речь в гл. 3.

Предположим, что в результате распространения определенного вида забо­леваний увеличилась потребность в лекарственных средствах, используемых для лечения этого вида заболеваний. Рынок лекарственных средств данной группы отреагирует на увеличение потребностей ростом спроса на лекарства, способные излечивать распространившееся заболевание. Для упрощения кар­тины будем считать, что мы имеем дело с одним лекарственным средством, представленным на рынке купли-продажи лекарственных препаратов. До уве­личения спроса данный препарат продавался на рынке по равновесной цене Ц, соответствующей равенству величины спроса и предложения на рассматрива­емый товар, что показано в графической форме на рис. 29, где изображены кривые спроса Д и предложения S на этот товар.

Как видно из рисунка, вначале кривая спроса на лекарство имела вид До, а кривая предложения — So. Пересечение этих кривых имеет место в точке рав­новесия Ео, которой соответствует равновесная рыночная цена Цо. Это сред­няя цена, по которой продавался лекарственный препарат до повышения спроса на него. В результате повышения спроса кривая спроса переместилась вверх из положения Дов положение Д^ Отметим, что имеется в виду платежеспо­собный рыночный спрос, а не просто желание приобрести лекарство. Соот­ветственно, прежде всего, возрастает величина спроса со стороны лиц; спо­собных платить за лекарство более высокую цену, что отражается на виде новой кривой спроса Д[.

Исходя из естественного предположения, что кривая предложения вначале сохраняет вид So (производители лекарства неспособны сразу же резко уве­личить его выпуск и соответственно предложение), приходим к выводу, что в результате общего повышения спроса точка рыночного равновесия спроса и предложения переместится из положения Еов положение EjH равновес­ная рыночная цена на лекарственный препарат увеличится до значения Ц,.


Рис. 29. Схема саморегулирования рынка лекарственных средств.

По этой средней цене и будет продаваться лекарство на рынке до тех пор, пока не увеличится его предложение. Реализуя функцию саморегулирования, рынок автоматически установит цену равновесия Цу. Более сложная и тяже­лая для покупателей ситуация может сложиться, если продавцы не пожелают или не смогут увеличивать объем продаж с начальной величины Qd(j до нового, более высокого значения Qd (используя запасы и возможности быстрого уве­личения выпуска препарата). В этом случае равновесная рыночная цена на препарат способна достичь самого высокого значения Цтах.

В подобной критической ситуации государству следует вмешаться в рыноч­ные процессы саморегулирования и применить регулирующие воздействия. Например, оно может установить предельный уровень цен Цпр на данный пре­парат, субсидировать за государственный счет приобретение лекарства низко­доходным слоям населения, что приведет к выравниванию кривой платеже­способного спроса (см. пунктирную часть кривой), закупить лекарственное средство за рубежом и пустить его в оборот.

В то же время рынок способен самостоятельно, без государственного вме­шательства в течение определенного периода времени решить проблему повы­сившегося спроса. Рост цен на лекарственное средство будет стимулировать его производителей, продавцов увеличивать выпуск препарата или закупать его в других странах. В итоге кривая предложения переместится из положения Sob Sx, а точка равновесия — в положение Е2, вследствие чего равновесная Цена снизится до значения Ц2, которое может оказаться близким к исходной Цене Цо. При этом потребители смогут приобретать количество препарата Qd2, существенно превышающее прежнее количество Qd%, по доступной цене Ц2. Таким образом, конкурентный рынок способен сам отрегулировать спрос, пред-Уложение, цены в соответствии с возникающей ситуацией. / Рассмотренный выше пример саморегулирования рынка лекарственных средств упрощен в том смысле, что он абстрагирован от множества причин и


факторов изменения рыночного спроса и предложения. Так, на общий спрос(положение кривой спроса в координатах «величина спроса»—«цена») на ме­дицинские товары и услуги влияют следующие факторы (детерминанты):

1) уровень заболеваемости;

2) половозрастная структура населения;

3) уровень доходов населения;

4) рекомендации врачей;

5) реклама;

6) психологическая предрасположенность, своеобразная мода, зависящие
от качества предлагаемого товара, его свойств, привычек потребителей.

Общая величина предложениямедицинских товаров и услуг (положение кри­вой предложения в координатах «величина предложения»—«цена товара, услу­ги») зависит от следующих детерминант:

1) стоимость факторов производства медицинских товаров и услуг (труда,
материалов, энергии, основных средств), определяющих величину издержек
производства, себестоимости;

2) наличие факторов производства (медицинского персонала, оборудова­
ния, средств лечения);

3) качество, доступность, удобство предлагаемых услуг и товаров;

4) научно-технический и технико-технологический уровень производства
медицинских товаров и услуг в стране, с чем связаны затраты на производство
и обращение;

5) величина налогового бремени на производство и продажу медицинских
товаров и услуг;

6) наличие конкурентов на рынке;

7) емкость рынка, определяемая количеством товаров и услуг.

Наличие столь значительного количества и высокой степени разнообразия факторов, влияющих на рыночный спрос и предложение медицинских това­ров и услуг, затрудняет возможность четкого предвидения конъюнктуры рын­ка, повышает риск рыночного медицинского предпринимательства.

При всей сложности и проблемности рыночных отношений в здравоохра­нении попытка полностью избежать их представляется нерациональной, об­реченной, тем более в условиях, когда вся экономика начинает функциониро­вать на рыночной основе.

Становление и развитие негосударственного сектора платных медицинских услуг в условиях переходной экономики объективно необходимы в силу глу­бокой дифференциации потребительского спроса различных групп и слоев населения, низкой эффективности сложившихся государственных структур обслуживания и крайне ограниченного бюджетного финансирования процес­са лечебно-диагностической помощи.

Аргументы против развития негосударственного сектора здравоохранения типа «необходимости справедливости» в обеспечении граждан медицинской помощью или рассуждения о том, что соображения экономического порядка неуместны там, где речь идет о здоровье как о высшем благе, носят в основ­ном риторический и рассудительно-эмоциональный характер и часто оказы­ваются несовместимыми с существующими реалиями.

Прежде всего, потенциал здоровья является составной частью невеществен­ного богатства страны и должен рассматриваться как экономическая категория


 

в сфере производства нематериальных благ. Ресурсы для охраны, поддержа­ния и восстановления здоровья населения ограничены и всегда недостаточны, поэтому они должны использоваться с учетом экономической отдачи и целе­сообразности. Такой подход к пониманию здоровья и его воспроизводству предлагает многообразие форм собственности и видов экономических отно­шений в здравоохранении.

Мировой опыт свидетельствует, что высокообеспеченная часть граждан пред­почитает медицинские услуги негосударственного сектора, считая их более квалифицированными, имеющими высокий уровень обслуживания и инфор­мирования, дающими и право выбирать врача и медицинское учреждение. Де­ятельность платного сектора медицины предполагает не замену государствен­ных услуг здравоохранения, а их альтернативу. С этой точки зрения, деятельность негосударственного сектора платных услуг, безусловно, способствует усилению конкуренции в отрасли, повышению качества помощи, созданию рабочих мест и обеспечению дополнительных налоговых поступлений. Например, частные стоматологические клиники и кабинеты могут успешно конкурировать с госу­дарственными как за участие в разработке, так и за реализацию государствен­ных целевых программ по стоматологической помощи.

Вот почему в экономически передовых странах с развитой системой здраво­охранения сектор платной медицины принято рассматривать как неотъемле­мый компонент интегрированного медико-социального комплекса, обладаю­щего разными возможностями удовлетворения спроса в каждый период времени на разных стадиях развития.

Внесение элементов рыночных отношений в сферу преимущественно бес­платного здравоохранения оправданно в силу принципа суверенности потре­бителя медицинских услуг, возможностей его активного воздействия на каче­ство услуг и профессионализм работников учреждений государственной, региональной и муниципальной принадлежности. С одной стороны, даже огра­ниченный сектор платной медицины выполняет немаловажную функцию ва-леологического просвещения и воспитания людей в сфере потребления меди­цинских услуг. Такое просвещение важно, поскольку стимулирует граждан дорожить собственным здоровьем и здоровьем окружающих лиц, больше вни­мания обращать на доступные профилактические виды медицинского обслу­живания, тем самым расширяя возможности для развития общественного здра­воохранения.

С другой стороны, платная медицина выполняет не менее важную функ­цию «эффекта демонстрации», сигнализируя потребителям и производителям медико-фармацевтических услуг о недостатках и «узких» местах в организации государственного сектора здравоохранения. Поэтому частной медицинской прак­тике отводится своеобразная роль новатора, применяющего научно-техноло­гические достижения и передовой опыт в оказании бесплатной медицинской помощи населению.

Эффект конкуренцииплатной медицины сводится к дополнению обществен­ного сектора здравоохранения, компенсации его негативных сторон, а следо­вательно, и к усилению потенциала его интегрированного медико-социально-/го комплекса. Платные медицинские услуги могут предоставляться частными бесприбыльными и коммерческими лечебными учреждениями. В мировой


практике организации управления здравоохранением получила распростране­ние так называемая двухъярусная (двухступенчатая) система медицинского обслуживания, предусматривающая бесплатное обеспечение всех членов об­щества стандартным объемом (набором) и качеством медицинских услуг, плат­ность при этом допускается сверх установленных стандартов, которые могут варьировать в зависимости от возможностей бюджетов.

В России процессы разгосударствления и приватизации объектов здравоох­ранения и соответственно частная медицинская деятельность обладают осо­бенностями. Их изучение должно быть всесторонним и тщательным, чтобы избежать копирования подобных процессов в других странах и не повторять собственных ошибок, допущенных в ходе реформирования экономики.

В отечественном здравоохранении традиционно велика роль государства, и в сложившейся ситуации требуется создание плюралистической модели организации медицинского обслуживания, в которой государственный сек­тор сосуществует и развивается наряду с другими секторами. Вместе с тем государство призвано усиливать меры своего косвенного воздействия на ме­дико-производственную деятельность, обеспечивая надежность социальной защиты и социальную безопасность населения.

Негосударственный, рыночный сектор здравоохранения в России не достиг той степени развития, которая необходима для его устойчивого функциониро­вания. Нужны соответствующая правовая база, институциональные преобра­зования, формирование бюджетной и налоговой политики, предоставляющей значительной части населения возможность пользоваться негосударственным, платным здравоохранением.

Требуется также преобразовывать систему управления государственным здра­воохранением. Назрела проблема раздела собственности, прав и ответствен­ности в деле охраны здоровья граждан между Федерацией, ее субъектами, му­ниципальными образованиями, предпринимателями. Решение этого вопроса особенно актуально для крупных клиник и больниц. Не менее важен вопрос о правах собственности, полномочиях и ответственности негосударственных организаций здравоохранения.

Формирование негосударственного сектора здравоохранения остановилось на стадии коммерциализации отрасли, в большинстве случаев заключающей­ся в торговле услугами, частично оплаченными из бюджета, на базе государ­ственных учреждений и предприятий. Появились отдельные организации, от­носящиеся к коммерческому, рыночному здравоохранению, функционирующие иногда вне правого поля. Необходимо выработать стратегический курс разви­тия рынка медицинских товаров и услуг, его совмещения с российской госу­дарственной системой, определить наиболее эффективные направления его становления и развития рыночных форм медицинской деятельности в их со­четании с нерыночными формами.

Первостепенное значение приобретает правовая защита субъектов частного здравоохранения наравне с правами субъектов государственного и муници­пального здравоохранения в условиях его многоукладности. Целесообразно разработать и реализовать комплексную программу развития негосударствен­ного, рыночного сектора российского здравоохранения.


Вопросы

1. Какую роль играют посредники на рынках медицинских товаров и услуг?

2. Охарактеризуйте нерегулируемые государством, частично регулируемые и цент­
рализованно управляемые рынки.

3. В чем суть антимонопольного регулирования рынков?

4. Каковы основные способы государственного регулирования рыночных процес­
сов в медицине?

5. Какими условиями, обстоятельствами ограничивается возможность и целесооб­
разность использования свободного рынка и рыночных отношений в здравоох­
ранении?

6. В чем проявляется экономическая и социальная несостоятельность рынка меди­
цинских товаров и услуг?

7. Каковы минимально необходимые меры государственного регулирования рынка
медицинских товаров и услуг?

8. Охарактеризуйте способность рынка товаров и услуг медицинского назначения
к регулированию спроса, предложения, ценообразования, используя аппарат кри­
вых спроса и предложения.

9. Каковы основные факторы, определяющие спрос и предложение на рынках ме­
дицинских товаров и услуг?

10. Чем обусловлена необходимость и целесообразность использования рынка и рыночных отношений в здравоохранении?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.