ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Различают рынки прямой, непосредственной продажитовара потребителю и рынки косвенной, опосредованной продажи. Впервом случае производитель или владелец товара продает его непосредственно потребителю. Во втором, более распространенном случае между производителем и потребителем товара стоит торговый посредник,соединяющий продавца с покупателем и тем самым выполняющий отдельные функции продавца. Иногда посредников может быть несколько. Довольно часто производитель товаров, например лекарственных средств массового применения, продает их только оптом, в больших количествах торговым посредникам, которые распределяют их малыми партиями и перепродают в сеть розничной торговли. Промежуточные торговые звенья между производителями и потребителями неизбежны, так как производителю чаще всего не под силу, неудобно или невыгодно самому складировать, транспортировать, продавать товар, информировать покупателя, находить его, осуществлять торговое и послепродажное обслуживание. Одновременно и потребитель нередко предпочитает делегировать полномочия приобретения товара на рынке другому лицу, которое становится посредником. Вместе с тем если промежуточных звеньев между производителями и покупателями товаров и услуг становится слишком много и они образуют целую товаропроизводящую цепь из нескольких посредников, через которую вынужден проходить товар, то процесс обращения затрудняется, затягивается. Кроме того, увеличиваются издержки обращения товаров, услуг, так как каждый посредник стремится «наварить» собственный доход, в итоге это сказывается на конечной цене, по которой приобретает товар потребитель. Если все функции, связанные с продвижением товара, услуги от производителя к конечному потребителю, переданы посредникам, то производители и потребители вообще не фигурируют на рынке в явном виде. Все рыночные операции выполняют посредники, включая и главные роли продавца и покупателя. Ведь если продавец не является владельцем реализуемого им товара, то он поневоле превращается в посредники между хозяином товара и покупателем, хотя по сути выполняет не посреднические услуги, а непосредственно существляет торговую деятельность. Таким образом, рыночный процесс можно представить в виде цепочки про-«водитель—торговые посредники—потребитель. В зависимости от характера воздействия государства на основных участников рыночного процесса, а также на отношения между ними различают три типа рынков: нерегулируемый государственный, регулируемый (частично регулируемый) и централизованно управляемый. Нерегулируемый рынок,на котором практически отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс, в чистом виде существовал лишь на ранней стадии возникновения обмена. Это стихийный, саморегулируемый рынок, на котором объемы продаж и цены формируются в результате прямого торга между участниками процесса купли-продажи. В современных условиях нерегулируемый рынок можно наблюдать лишь в известном приближении в виде так называемых толкучек, блошиных рынков, стихийно возникающих локальных рынков в свободных экономических оффшорных зонах, рынков товаров и услуг народной альтернативной медицины. В значительной степени нерегу-лируемы теневые, или «черные», нелегальные рынки. Противоположностью нерегулируемого рынка является централизованно управляемый рынок,в котором и его участники, и связывающие их рыночные отношения находятся под наблюдением и контролем государства, предписывающего образ действий каждому субъекту рыночного процесса. Схематически этот вид рынка представлен на рис. 27.
На таком рынке управление со стороны государственных органов представляет жесткие однонаправленные плановые или административно-распорядительные указания, что производить, кому, когда и как передавать, в каких объемах и по какой цене продавать продукт производства. В этом случае рынок превращается в инструмент государственного распределения, в котором за покупателем частично сохранено лишь право принятия решения, когда и сколько покупать. Кроме того, торговые посредники и потребители могут выражать свои пожелания в форме предварительных заявок на производство и поставки продукции. Но так как производство и поставки товаров остаются за
Рис. 28. Схема функционирования регулируемого рынка. производителем, то в условиях централизованно регулируемого рынка практически действует диктат производителя по отношению к потребителям. В государствах с экономикой рыночного типа действуют регулируемые рынки, схема действия которых изображена на рис. 28. Рыночное регулирование подразумевает, что государство в лице федеральных, региональных, местных органов власти устанавливает самые общие правила поведения участников рынка, чаще всего в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся вида товаров, объемов продаж, цен. Отношения между государством и агентами рыночного процесса приобретают двунаправленный характер, то есть возможно взаимодействие на основе договоров, соглашений, государственных заказов, контрактов, государственных субсидий, дотаций. Отношения между производителями, торговыми посредниками, потребителями также носят двусторонний характер, при котором практически исключается диктат одной стороны по отношению к другой. Но так как спрос на товары формируют потребители, им принадлежит решающее слово в воздействии на рынок. В условиях рыночной экономики регулирующая роль государства в использовании антимонопольных мер,ставящих барьеры на пути монополизации рынков. С этой целью используются антимонопольное законодательствои контроль над монополиями. Способ и степень регулирования рынков зависят от формы собственности на основные средства рыночных структур и на рыночный товар и источников финансирования производственно-торговой деятельности участников рынка. Если государство является полным собственником реализуемых на рынке товаров и услуг, оно вправе использовать механизмы рыночного регулирования, которые сочтет необходимыми исходя из государственных, общественных интересов в их видении уполномоченными органами государственной власти или в форме, закрепленной законами страны, региона. Применительно к государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, имущество которых находится в их хозяйственном ведении и оперативном управлении, государство как собственник средств производства вправе регулировать рыночную деятельность, осуществляемую данными организациями, но в пределах, установленных законами. Возможности воздействия государственных органов на рыночную деятельность частных, коллективных, акционерных организаций и на функционирование рынков товаров и услуг этих организаций ограничены в гораздо большей степени и охватывают в основном меры ограничительно-запретительного характера, налоги, государственные пошлины, взимание других сборов, платежей. Так как медицинские организации в значительной части относятся к государственным учреждениям, объектам государственной собственности, бюд-жетно-финансируемым организациям, а также в связи с острыми социальными последствиями рыночных процессов в медицине мера государственного регулирования рынка медицинских товаров и услуг должна быть и остается значительной. Отметим, что даже в тех странах, где преобладает частная медицинская практика и большинство компаний фармацевтической промышленности, предприятий, производящих медицинскую технику, принадлежит частному капиталу, государство в значительной степени контролирует рынок медицинских товаров и услуг как их заказчик благодаря государственному финансированию, страхованию медицинских услуг, предоставляемых многим категориям граждан. Ограниченная возможность использования рыночных отношений в здравоохранении, необходимость усиленного государственного регулирования рынка медицинских товаров и услуг вытекает также из отраслевых особенностей здравоохранения как особого сегмента социальной сферы. Во-первых, оказание медицинских услуг требует (гораздо больше, чем оказание каких-либо иных социальных потребительских услуг) личных контактов производителя и потребителя услуг, характеризуется высокой индивидуальностью и нестандартностью врачебного подхода к пациенту. В этой ситуации типичное для рынка посредничество способно оказать негативное влияние на лечебный процесс. Во-вторых, по сравнению с другими сегментами социальной сферы, в здравоохранении намного сильнее проявляется асимметричность информации у производителя и потребителя (больного) относительно потребительских свойств медицинских услуг. Для пациентов не только неосязаемость услуг, но и большая их информационная и научная емкость создают объективные трудности при выборе продукции, производимой различными службами, звеньями и подразделениями медико-социального комплекса. В связи с этим потребитель и производитель услуг и медицинских товаров оказываются в неравном положении, так как подлинный суверенитет пациента на рынке лечебно-профилактических и фармацевтических услуг и товаров невозможен из-за его недостаточной медицинской информированности. В процессе диагностических исследований и терапевтических мероприятий пациенту приходится полагаться на советы, профессиональную квалификацию и этико-моральные качества врача. Коммерциализация здравоохранения усиливает экономическую заинтересованность в закреплении гегемонии и монополии производителя медицинских услуг. Широко известно монопольное положение крупных зарубежных фирм, производящих лекарственные препараты, без которых даже врачи становятся беспомощными, лишаясь возможности иметь современную информацию о новейших лекарственных препаратах. Следовательно, объективно свободный рынок лекарственных средств в условиях концентрации ресурсов и производственной базы, развиваясь, приводит к монополии со всеми вытекающими отсюда негативными социальными и валеологическими (санитарно-экологическими) последствиями. Для предотвращения монопольных тенденций в сфере производства и потребления услуг здравоохранения требуется активное государственное и общественное вмешательство. В-третьих, потребность в медико-санитарной помощи — это витальная потребность, непосредственно связанная с бесценным благом — здоровьем и самой жизнью человека. Высокая социальная приоритетность лечебно-профилактической помощи предопределяет особенности формирования предложения и спроса на нее. Специфика формирования спроса на услуги здравоохранения состоит в том, что их высокая социальная приоритетность сочетается с низкой эластичностьюспроса на эти услуги. Как уже говорилось, императивная насущность потребности в подобных услугах резко ограничивает заменяемость медицинских расходов семейно-потребительского бюджета затратами в целях удовлетворения других потребностей. Крайне ограничены также избирательность и селективность спроса на лечебно-профилактическую помощь. В силу этих причин рынок фармацевтической продукции характеризуется особым стереотипом потребительского поведения: приобретение лекарств «про запас», а также неоправданно большие размеры их потребления. На традиционном товарном рынке подобные явления встречаются только в исключительных случаях, при его крайней разбалансированности. В-четвертых, в здравоохранении весьма неопределенно и нечетко прослеживается связь между затратами труда медицинского персонала и его конечными результатами, т.е. состоянием здоровья людей (заболеваемость, средняя продолжительность жизни, уровень смертности). Медицинская помощь — общественное благо особого рода. Конечный эффект труда работников здравоохранения отличается ярко выраженным социальным характером. Вместе с тем, как уже упоминалось, его социальная результативность не всегда поддается точной количественной оценке, а следовательно, и стоимостному измерению. Особый характер медицинской помощи как общественного блага диктует необходимость ограничения и сведения к минимуму права интеллектуальной собственности в здравоохранении: патентование лекарственных препаратов, например, либо не разрешается, либо оплата авторского вознаграждения (гонорара) за патент не допускается. Медицинские услуги характеризуются крайним разнообразием и большой долей клинической неопределенности, в том числе относительно ожидаемой результативности. Хотя терапевтическая практика основана на достижениях медицинской науки, специалисты принимают многие решения, руководствуясь накопленным профессиональным опытом, интуитивно используя искусство врачевания и учитывая характерологические особенности пациента, его установку на лечение. Неодинаковая степень клинической определенности (за исключением стоматологической практики) зависит от многообразия вариантов проведения лечебных процедур и выполнения хирургических операций. В-пятых, применение особого механизма хозяйствования в здравоохранении диктуется необходимостью сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Социальная справедливость — это, прежде всего, всеобщая доступность медицинских услуг. Она обеспечивается функционированием системы здравоохранения, основанной и на принципе бесплатного предоставления населению медицинской помощи за счет государства, общества, и на принципе социальной солидарности, предусматривающем, что здоровые платят за больных, молодые — за престарелых, высокообеспеченные слои населения — за малообеспеченные, с использованием инструментов государственного, обязательного медицинского страхования. Предпочтение, которое отдается либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, во многом определяет модель, тип финансирования и хозяйствования в здравоохранении. Приводимые соображения свидетельствуют о явном наличии признаков явления, именуемого в экономической теории несостоятельностью рынка.Несостоятельность, то есть невозможность выполнять в полной мере все функции управления, настройки, регулирования экономических процессов, рыночных отношений, присуща любому рынку. Возможности рыночного саморегулирования, реализации функций самоуправления посредством «невидимой руки» рынка, о которой писал еще Адам Смит в своей фундаментальной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», вовсе не безграничны. То, что не способен наладить сам рынок, должны делать государство, общество посредством регулирования экономических отношений, действия самого рынка. По отношению к удовлетворению потребностей в медицинских товарах и услугах проявляется — и в экономическом, и в социальном отношении — несостоятельность рынка. Социальная несостоятельность рынкамедицинских товаров и услуг состоит в том, что рыночный механизм спроса, предложения, ценообразования, игнорируя социальные факторы, ставит в выгодное положение материально обеспеченные слои населения, лишая возможности доступа к жизненно необходимым благам низкодоходных, социально незащищенных граждан. Экономическая несостоятельность рынкамедицинских товаров и услуг обусловлена сложностью создания конкурентных рынков этого типа, на которых представлено множество продавцов и покупателей однородного товара, обладающих свободным входом и выходом из рынка, полной информацией о представленных на рынке товарах, формирующих цену продаваемых благ посредством торга, уравнивания величин спроса и предложения. Реально эти требования высококонкурентного рынка не могут быть выполнены по отношению к медицинским товарам и особенно услугам. Органично, естественно присущая рынку медицинских товаров и услуг несостоятельность порождает, как минимум, необходимость государственного регулирования такого рынка посредством следующих мер: - установление государственной монополии на производство и реализа - назначение фиксированных или максимально допустимых цен, ограничи - налоговое регулирование (включая введение акцизов и пошлин), оказы - антимонопольное регулирование, ограничивающее возможности произ - компенсация убытков, которые несут производители и продавцы меди Объективная необходимость, неизбежность государственного и общественного регулирования рынка медицинских товаров и услуг не свидетельствует об отсутствии у этого рынка способности к саморегулированию, а лишь подчеркивает ограниченные возможности рыночной саморегуляции, необходимость ее дополнения внешним регулированием. Механизмы саморегулированиярынка медицинских товаров и услуг проявляют свое действие через такие рыночные инструменты, как спрос, предложение, ценообразование. Частично действие этих механизмов в процессе рыночного ценообразования, формирования равновесных цен изложено в гл. 3. Рассмотрим теперь, как действуют рыночные механизмы ценового саморегулирования в сочетании с государственным регулированием рыночных цен на медицинские товары и услуги, используя аппарат кривых спроса и предложения, о которых также шла речь в гл. 3. Предположим, что в результате распространения определенного вида заболеваний увеличилась потребность в лекарственных средствах, используемых для лечения этого вида заболеваний. Рынок лекарственных средств данной группы отреагирует на увеличение потребностей ростом спроса на лекарства, способные излечивать распространившееся заболевание. Для упрощения картины будем считать, что мы имеем дело с одним лекарственным средством, представленным на рынке купли-продажи лекарственных препаратов. До увеличения спроса данный препарат продавался на рынке по равновесной цене Ц, соответствующей равенству величины спроса и предложения на рассматриваемый товар, что показано в графической форме на рис. 29, где изображены кривые спроса Д и предложения S на этот товар. Как видно из рисунка, вначале кривая спроса на лекарство имела вид До, а кривая предложения — So. Пересечение этих кривых имеет место в точке равновесия Ео, которой соответствует равновесная рыночная цена Цо. Это средняя цена, по которой продавался лекарственный препарат до повышения спроса на него. В результате повышения спроса кривая спроса переместилась вверх из положения Дов положение Д^ Отметим, что имеется в виду платежеспособный рыночный спрос, а не просто желание приобрести лекарство. Соответственно, прежде всего, возрастает величина спроса со стороны лиц; способных платить за лекарство более высокую цену, что отражается на виде новой кривой спроса Д[. Исходя из естественного предположения, что кривая предложения вначале сохраняет вид So (производители лекарства неспособны сразу же резко увеличить его выпуск и соответственно предложение), приходим к выводу, что в результате общего повышения спроса точка рыночного равновесия спроса и предложения переместится из положения Еов положение EjH равновесная рыночная цена на лекарственный препарат увеличится до значения Ц,. Рис. 29. Схема саморегулирования рынка лекарственных средств. По этой средней цене и будет продаваться лекарство на рынке до тех пор, пока не увеличится его предложение. Реализуя функцию саморегулирования, рынок автоматически установит цену равновесия Цу. Более сложная и тяжелая для покупателей ситуация может сложиться, если продавцы не пожелают или не смогут увеличивать объем продаж с начальной величины Qd(j до нового, более высокого значения Qd (используя запасы и возможности быстрого увеличения выпуска препарата). В этом случае равновесная рыночная цена на препарат способна достичь самого высокого значения Цтах. В подобной критической ситуации государству следует вмешаться в рыночные процессы саморегулирования и применить регулирующие воздействия. Например, оно может установить предельный уровень цен Цпр на данный препарат, субсидировать за государственный счет приобретение лекарства низкодоходным слоям населения, что приведет к выравниванию кривой платежеспособного спроса (см. пунктирную часть кривой), закупить лекарственное средство за рубежом и пустить его в оборот. В то же время рынок способен самостоятельно, без государственного вмешательства в течение определенного периода времени решить проблему повысившегося спроса. Рост цен на лекарственное средство будет стимулировать его производителей, продавцов увеличивать выпуск препарата или закупать его в других странах. В итоге кривая предложения переместится из положения Sob Sx, а точка равновесия — в положение Е2, вследствие чего равновесная Цена снизится до значения Ц2, которое может оказаться близким к исходной Цене Цо. При этом потребители смогут приобретать количество препарата Qd2, существенно превышающее прежнее количество Qd%, по доступной цене Ц2. Таким образом, конкурентный рынок способен сам отрегулировать спрос, пред-Уложение, цены в соответствии с возникающей ситуацией. / Рассмотренный выше пример саморегулирования рынка лекарственных средств упрощен в том смысле, что он абстрагирован от множества причин и факторов изменения рыночного спроса и предложения. Так, на общий спрос(положение кривой спроса в координатах «величина спроса»—«цена») на медицинские товары и услуги влияют следующие факторы (детерминанты): 1) уровень заболеваемости; 2) половозрастная структура населения; 3) уровень доходов населения; 4) рекомендации врачей; 5) реклама; 6) психологическая предрасположенность, своеобразная мода, зависящие Общая величина предложениямедицинских товаров и услуг (положение кривой предложения в координатах «величина предложения»—«цена товара, услуги») зависит от следующих детерминант: 1) стоимость факторов производства медицинских товаров и услуг (труда, 2) наличие факторов производства (медицинского персонала, оборудова 3) качество, доступность, удобство предлагаемых услуг и товаров; 4) научно-технический и технико-технологический уровень производства 5) величина налогового бремени на производство и продажу медицинских 6) наличие конкурентов на рынке; 7) емкость рынка, определяемая количеством товаров и услуг. Наличие столь значительного количества и высокой степени разнообразия факторов, влияющих на рыночный спрос и предложение медицинских товаров и услуг, затрудняет возможность четкого предвидения конъюнктуры рынка, повышает риск рыночного медицинского предпринимательства. При всей сложности и проблемности рыночных отношений в здравоохранении попытка полностью избежать их представляется нерациональной, обреченной, тем более в условиях, когда вся экономика начинает функционировать на рыночной основе. Становление и развитие негосударственного сектора платных медицинских услуг в условиях переходной экономики объективно необходимы в силу глубокой дифференциации потребительского спроса различных групп и слоев населения, низкой эффективности сложившихся государственных структур обслуживания и крайне ограниченного бюджетного финансирования процесса лечебно-диагностической помощи. Аргументы против развития негосударственного сектора здравоохранения типа «необходимости справедливости» в обеспечении граждан медицинской помощью или рассуждения о том, что соображения экономического порядка неуместны там, где речь идет о здоровье как о высшем благе, носят в основном риторический и рассудительно-эмоциональный характер и часто оказываются несовместимыми с существующими реалиями. Прежде всего, потенциал здоровья является составной частью невещественного богатства страны и должен рассматриваться как экономическая категория
в сфере производства нематериальных благ. Ресурсы для охраны, поддержания и восстановления здоровья населения ограничены и всегда недостаточны, поэтому они должны использоваться с учетом экономической отдачи и целесообразности. Такой подход к пониманию здоровья и его воспроизводству предлагает многообразие форм собственности и видов экономических отношений в здравоохранении. Мировой опыт свидетельствует, что высокообеспеченная часть граждан предпочитает медицинские услуги негосударственного сектора, считая их более квалифицированными, имеющими высокий уровень обслуживания и информирования, дающими и право выбирать врача и медицинское учреждение. Деятельность платного сектора медицины предполагает не замену государственных услуг здравоохранения, а их альтернативу. С этой точки зрения, деятельность негосударственного сектора платных услуг, безусловно, способствует усилению конкуренции в отрасли, повышению качества помощи, созданию рабочих мест и обеспечению дополнительных налоговых поступлений. Например, частные стоматологические клиники и кабинеты могут успешно конкурировать с государственными как за участие в разработке, так и за реализацию государственных целевых программ по стоматологической помощи. Вот почему в экономически передовых странах с развитой системой здравоохранения сектор платной медицины принято рассматривать как неотъемлемый компонент интегрированного медико-социального комплекса, обладающего разными возможностями удовлетворения спроса в каждый период времени на разных стадиях развития. Внесение элементов рыночных отношений в сферу преимущественно бесплатного здравоохранения оправданно в силу принципа суверенности потребителя медицинских услуг, возможностей его активного воздействия на качество услуг и профессионализм работников учреждений государственной, региональной и муниципальной принадлежности. С одной стороны, даже ограниченный сектор платной медицины выполняет немаловажную функцию ва-леологического просвещения и воспитания людей в сфере потребления медицинских услуг. Такое просвещение важно, поскольку стимулирует граждан дорожить собственным здоровьем и здоровьем окружающих лиц, больше внимания обращать на доступные профилактические виды медицинского обслуживания, тем самым расширяя возможности для развития общественного здравоохранения. С другой стороны, платная медицина выполняет не менее важную функцию «эффекта демонстрации», сигнализируя потребителям и производителям медико-фармацевтических услуг о недостатках и «узких» местах в организации государственного сектора здравоохранения. Поэтому частной медицинской практике отводится своеобразная роль новатора, применяющего научно-технологические достижения и передовой опыт в оказании бесплатной медицинской помощи населению. Эффект конкуренцииплатной медицины сводится к дополнению общественного сектора здравоохранения, компенсации его негативных сторон, а следовательно, и к усилению потенциала его интегрированного медико-социально-/го комплекса. Платные медицинские услуги могут предоставляться частными бесприбыльными и коммерческими лечебными учреждениями. В мировой практике организации управления здравоохранением получила распространение так называемая двухъярусная (двухступенчатая) система медицинского обслуживания, предусматривающая бесплатное обеспечение всех членов общества стандартным объемом (набором) и качеством медицинских услуг, платность при этом допускается сверх установленных стандартов, которые могут варьировать в зависимости от возможностей бюджетов. В России процессы разгосударствления и приватизации объектов здравоохранения и соответственно частная медицинская деятельность обладают особенностями. Их изучение должно быть всесторонним и тщательным, чтобы избежать копирования подобных процессов в других странах и не повторять собственных ошибок, допущенных в ходе реформирования экономики. В отечественном здравоохранении традиционно велика роль государства, и в сложившейся ситуации требуется создание плюралистической модели организации медицинского обслуживания, в которой государственный сектор сосуществует и развивается наряду с другими секторами. Вместе с тем государство призвано усиливать меры своего косвенного воздействия на медико-производственную деятельность, обеспечивая надежность социальной защиты и социальную безопасность населения. Негосударственный, рыночный сектор здравоохранения в России не достиг той степени развития, которая необходима для его устойчивого функционирования. Нужны соответствующая правовая база, институциональные преобразования, формирование бюджетной и налоговой политики, предоставляющей значительной части населения возможность пользоваться негосударственным, платным здравоохранением. Требуется также преобразовывать систему управления государственным здравоохранением. Назрела проблема раздела собственности, прав и ответственности в деле охраны здоровья граждан между Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями, предпринимателями. Решение этого вопроса особенно актуально для крупных клиник и больниц. Не менее важен вопрос о правах собственности, полномочиях и ответственности негосударственных организаций здравоохранения. Формирование негосударственного сектора здравоохранения остановилось на стадии коммерциализации отрасли, в большинстве случаев заключающейся в торговле услугами, частично оплаченными из бюджета, на базе государственных учреждений и предприятий. Появились отдельные организации, относящиеся к коммерческому, рыночному здравоохранению, функционирующие иногда вне правого поля. Необходимо выработать стратегический курс развития рынка медицинских товаров и услуг, его совмещения с российской государственной системой, определить наиболее эффективные направления его становления и развития рыночных форм медицинской деятельности в их сочетании с нерыночными формами. Первостепенное значение приобретает правовая защита субъектов частного здравоохранения наравне с правами субъектов государственного и муниципального здравоохранения в условиях его многоукладности. Целесообразно разработать и реализовать комплексную программу развития негосударственного, рыночного сектора российского здравоохранения. Вопросы 1. Какую роль играют посредники на рынках медицинских товаров и услуг? 2. Охарактеризуйте нерегулируемые государством, частично регулируемые и цент 3. В чем суть антимонопольного регулирования рынков? 4. Каковы основные способы государственного регулирования рыночных процес 5. Какими условиями, обстоятельствами ограничивается возможность и целесооб 6. В чем проявляется экономическая и социальная несостоятельность рынка меди 7. Каковы минимально необходимые меры государственного регулирования рынка 8. Охарактеризуйте способность рынка товаров и услуг медицинского назначения 9. Каковы основные факторы, определяющие спрос и предложение на рынках ме 10. Чем обусловлена необходимость и целесообразность использования рынка и рыночных отношений в здравоохранении? ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|