Причины и условия порождают их.
Чем же это отличается от небуддийских взглядов вечности или уничтожения?
Некоторые авторы, не постигшие смысла, подразумеваемого в Исходных Словах и Трактатах (bka’ dang bstan bcos), ошибочно понимают Писания (gsung rab), и потому дурные воззрения (идеи) проникают в их умы. Одни утверждают, что качества Будды возникают беспричинно из самой пустой Реальности (Дхарматы). Но данная философская позиция не согласуется с авторитетными текстами и логикой (lung rig) и не является тем, что подразумевают сутры и тантры. Так в «Ваджрном шатре» (gur, vajrapanjara-tantra) сказано:
Поскольку не бывает иного плода кроме как из причины, Метод (thabs, upāya) – это не пустота.
Нагарджуна говорит:
Таким образом, для всех семян Возникает плод, подобный причине. Как может имеющий разум доказать, Что плод существует без семени?
С другой стороны, некоторые утверждают, что качества Будды не присутствуют в нас самих [изначально, но возникают постепенно]: лишь после того, как от слушания и размышления, т. е. извне, [у нас] откладываются [необходимые] отпечатки как нечто новое, а затем, когда мы снова и снова осмысливаем значение [услышанного], и этот смысл культивируем в медитации и так далее, повторяя это много раз, – то благодаря всем этим причинам и условиям, усиливающим и увеличивающим данные отпечатки, [у нас] развиваются качества Будды, которых раньше не было и которые появляются как что-то новое. Такое представление нелогично, поскольку Тело Будды и его изначальное осознавание являются несделанными-несоставными. Они не созданы сделанными-составными посредством причин и условий. Так в «Чакрасамваре» ('khor lo sdompa) сказано:
Заблуждение [считать, ] что спонтанно и естественно Присутствующее Создано причинами и условиями.
Защитник Майтрея говорит:
Эта самая Таковость во всем Не отличаясь, оказывается чиста. Это и есть Татхагата, [достигший Таковость], И поэтому все существа обладают его Сущностью.
Таковы же и воззрения небуддистов, придерживающихся крайних точек зрения. Так, например, утверждая воззрение вечности (rtagpar Ita ba), они говорят об Ишваре, создающем все внешние и внутренние существующие вещи, и так далее. А Пурбувы (нигилисты), утверждающие воззрение уничтожения (chadpar Ita ba), говорят, что все вещи возникли без причины, но по собственной природе. Чем же отличаются [вышеупомянутые воззрения] от этих дурных взглядов [не-буддийских школ]? Да совершенно ни чем!
Очищенное и неочищенное узнавание
[Кармапа] говорит:
Формирующие импульсы [мудрость Будды] проявляются, [как бы] возникая и исчезая момент [за моментом], При этом они подобны неочищенным формирующим импульсам [обычных существ]. Если бы это было не так, То пресеклась бы активность Тел Формы. Однако их [уже] называют «изначальным осознаванием, постигающим по отдельности», ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|