Здавалка
Главная | Обратная связь

Как глаза, в которых утихла глаукома.



Об уме (sems) и изначальном осознавании Будды

Не говорят как о существующем и не существующем [соответственно]».

 

Когда, вообще говоря, от прослушивания, размышления и медитации (thos, bsam, sgom) возникает совершенная мудрость (праджня), и когда, в частности, вместе сходятся благословение Ламы и доверие-преданность ученика (slob та’i mos gus), благодаря этому непосредственно постигается характер пребывания Самого Ума – Сущности Сугаты, тогда неведение рассеивается, а изначальное осознавание раскрывается подобно таким примерам: поскольку разогретый металл, где успокаивается жар, является не горячим, или глаза, в которых унимаются боли глаукомы, являются неглаукомными, поэтому такие вещи, как сам жар или сама глаукома, не существуют. С другой стороны, поскольку имеются металл и [здоровые] глаза с ясным зрением, и которым свойственно умиротворение этих двух [раздражений], такие [металл и глаза] не являются несуществующими. Таким же образом на стадии Пробуждения Будды, когда очистился-устранился ум (то есть восемь групп сознаний-восприятий) и раскрылись пять видов изначального осознавания,[128]не говорят о наличии загрязнения заблуждений относительного уровня (sambrti, kun rdzob) как и о жаре или глаукоме, а, подобно металлу и здоровым глазам, [о Будде] не говорят как о несуществующем.

 

Цитата из «Двадцати строф Великой колесницы»

 

[Кармапа] говорит:

 

«Поскольку в абсолютном смысле не рожден,

В этой самой [реальности] нечему освобождаться.

Пробужденный подобно пространству [неизменен], и

Чувствующие существа по своим свойствам одинаковы с ним.

Поскольку не рождается ни здесь, ни там,

По природе не существует и нирваны вне горестей.

Поэтому сделанное-составное пусто.

[Реальность как есть] является объектом переживания всеведущего изначального осознавания».

 

И поскольку в абсолютном, или окончательном смысле (nges don, nitārtha), все явления-дхармы изначально нерождены, то в этой самой абсолютной реальности (don dam, paramārtha) нет ничего, что подлежало бы освобождению от круговорота самсары. И подобно самому пространству, не имеющему возникновения и прекращения, и поэтому неизменному, Будда во всех стадиях не изменяется. Таким же образом, за исключением лишь разницы в наличии осознания либо его отсутствии, чувствующие существа и Будда одинаковы по своим свойствам (mtshan nyid, laksana) и нераздельны по сути (ngo bo). Поскольку не рождается ни здесь – в самсаре, ни там – в Нирване, не существует и присущей самой себе (rang bzhin, svabhāva) Нирваны. По этой же причине все составные-сделанные явления-дхармы совершенно пусты и бессамостны, и поэтому таковое положение вещей (gnas), которое нельзя охватить умом (bsam gyis mi khyab), является лишь объектом восприятия (сферой опыта) (spyodyul) только лишь изначального осознавания всеведущего Будды, а для всех остальных непостижимо.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.