Аудит учетной политики
Аудит учетной политики представляет собой оценку соответствия совершаемых и отражаемых в учете операций аудируемого лица законодательству и организации бухгалтерского учета и налогообложения для выполнения им с максимальной эффективностью присущих ему функций. Аудит учетной политики, являясь неотъемлемой частью аудита бухгалтерской финансовой отчетности, играет существенную роль в обеспечении объективных результатов аудита. Аудит учетной политики позволяет оценить надежность систем бухгалтерского и налогового учета и внутреннего контроля. Приказ по учетной политике – основной документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета в организации. 1.Основные нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики организации: · Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; · Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ); · Методические рекомендации и указания Минфина РФ, регламентирующие отдельные вопросы ведения учета и составления отчетности; · Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный приказом Минфина РФ от 29.01.03г. №03-6/пз; · Отраслевые документы, регламентирующие особенности калькулирования себестоимости продукции; · Налоговый кодекс РФ. 2. Источники проверки:
3. Аудиторские процедуры
При проведении аудиторской проверки необходимо установить соответствие учетной политики действующему законодательству и масштабам аудируемого лица. При дальнейшей проверке должно быть проверено, правильно ли применяются положения учетной политики. Необходимо проверить, обеспечивает ли учетная политика выполнение следующих требований. В приказе по учетной политике необходимо проверить наличие всех аспектов: организационного, технического и методологического. Организационный аспект – осуществление способов ведения учета с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее места в системе управления, взаимосвязей и взаимодействия с другими элементами и звеньями этой системы внутреннего контроля характерной для становления и формирования рыночной экономики. Технический аспект – показывает, как реализуются указанные способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета. Технический аспект предполагает следующие составляющие: · перечень обычных видов деятельности и критериев отнесения к ним; · рабочий план счетов; · технология обработки учетной информации; · организацию внутрипроизводственного контроля; · инвентаризацию имущества и обязательств; · организацию составления отчетности; · организацию раздельного налогового учета по видам деятельности и ставкам. Методологический аспект включает: · критерий отнесения предметов к основным средствам нематериальным активам; · порядок начисления амортизации основных средств; · порядок начисления амортизации по нематериальным активам; · метод оценки сырья, материалов и других ценностей; · формирование учетных групп материальных ценностей; · способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей; · способ учета выпуска продукции; · сроки погашения расходов будущих периодов; · перечень резервов предстоящих расходов; · метод определения доходов и расходов от реализации продукции (работ, услуг); · порядок создания резервов по сомнительным долгам; · оценку и инвентаризацию обязательств; · организацию налогового учета. При проведении аудиторской проверки учетной политики аудиторы изучают приказ по учетной политике на аудируемый период, фиксируя в рабочих документах наличие основных элементов, выбранные способы учета и пр. По результатам проведенного исследования приказа по учетной политике и приложений к нему аудитор может сделать выводы об общем уровне применяемой аудируемым лицом учетной политики в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения: хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Неудовлетворительный уровень учетной политики для целей бухгалтерского учета свидетельствует о следующем: · учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета в организации отсутствует; · положения учетной политики не соответствует нормативным актам; · большинство методик по ведению бухгалтерского учета в учетной политике экономического субъекта не представлено. Неудовлетворительный уровень учетной политики для целей налогообложения свидетельствует о следующем: · учетная политика в целях ведения налогообложения отсутствует; · положения учетной политики не соответствуют нормативных актов, зафиксированным в Налоговом кодексе РФ, особенно в главе 25 «Налог на прибыль организаций»; · большинство положений учетной политики в целях налогообложения отсутствует в учетной политике аудируемого лица. При изучении учетной политики необходимо обратить внимание на отражение в бухгалтерском учете налоговых расчетов, в частности на требования Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|