Здавалка
Главная | Обратная связь

Аудит учетной политики



Аудит учетной политики представляет собой оценку соответствия совершаемых и отражаемых в учете операций аудируемого лица законодательству и организации бухгалтерского учета и налогообложения для выполнения им с максимальной эффективностью присущих ему функций.

Аудит учетной политики, являясь неотъемлемой частью аудита бухгалтерской финансовой отчетности, играет существенную роль в обеспечении объективных результатов аудита. Аудит учетной политики позволяет оценить надежность систем бухгалтерского и налогового учета и внутреннего контроля.

Приказ по учетной политике – основной документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета в организации.

1.Основные нормативные документы, регулирующие вопросы учетной политики организации:

· Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

· Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ);

· Методические рекомендации и указания Минфина РФ, регламентирующие отдельные вопросы ведения учета и составления отчетности;

· Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный приказом Минфина РФ от 29.01.03г. №03-6/пз;

· Отраслевые документы, регламентирующие особенности калькулирования себестоимости продукции;

· Налоговый кодекс РФ.

2. Источники проверки:

  • учетная политика;
  • должностные инструкции работников бухгалтерии,
  • договор (контракт) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

3. Аудиторские процедуры

 

При проведении аудиторской проверки необходимо установить соответствие учетной политики действующему законодательству и масштабам аудируемого лица. При дальнейшей проверке должно быть проверено, правильно ли применяются положения учетной политики.

Необходимо проверить, обеспечивает ли учетная политика выполнение следующих требований.

В приказе по учетной политике необходимо проверить наличие всех аспектов: организационного, технического и методологического.

Организационный аспект – осуществление способов ведения учета с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее места в системе управления, взаимосвязей и взаимодействия с другими элементами и звеньями этой системы внутреннего контроля характерной для становления и формирования рыночной экономики.

Технический аспект – показывает, как реализуются указанные способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета. Технический аспект предполагает следующие составляющие:

· перечень обычных видов деятельности и критериев отнесения к ним;

· рабочий план счетов;

· технология обработки учетной информации;

· организацию внутрипроизводственного контроля;

· инвентаризацию имущества и обязательств;

· организацию составления отчетности;

· организацию раздельного налогового учета по видам деятельности и ставкам.

Методологический аспект включает:

· критерий отнесения предметов к основным средствам нематериальным активам;

· порядок начисления амортизации основных средств;

· порядок начисления амортизации по нематериальным активам;

· метод оценки сырья, материалов и других ценностей;

· формирование учетных групп материальных ценностей;

· способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей;

· способ учета выпуска продукции;

· сроки погашения расходов будущих периодов;

· перечень резервов предстоящих расходов;

· метод определения доходов и расходов от реализации продукции (работ, услуг);

· порядок создания резервов по сомнительным долгам;

· оценку и инвентаризацию обязательств;

· организацию налогового учета.

При проведении аудиторской проверки учетной политики аудиторы изучают приказ по учетной политике на аудируемый период, фиксируя в рабочих документах наличие основных элементов, выбранные способы учета и пр.

По результатам проведенного исследования приказа по учетной политике и приложений к нему аудитор может сделать выводы об общем уровне применяемой аудируемым лицом учетной политики в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения: хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный.

Неудовлетворительный уровень учетной политики для целей бухгалтерского учета свидетельствует о следующем:

· учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета в организации отсутствует;

· положения учетной политики не соответствует нормативным актам;

· большинство методик по ведению бухгалтерского учета в учетной политике экономического субъекта не представлено.

Неудовлетворительный уровень учетной политики для целей налогообложения свидетельствует о следующем:

· учетная политика в целях ведения налогообложения отсутствует;

· положения учетной политики не соответствуют нормативных актов, зафиксированным в Налоговом кодексе РФ, особенно в главе 25 «Налог на прибыль организаций»;

· большинство положений учетной политики в целях налогообложения отсутствует в учетной политике аудируемого лица.

При изучении учетной политики необходимо обратить внимание на отражение в бухгалтерском учете налоговых расчетов, в частности на требования Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.