Цели и задачи исследования
Целью проводимого эксперимента является выявление зависимости результатов работы школьников над изложением от того, насколько точно учитель придерживается методических требований к проведению данного вида работ. Задачи исследования 1. доказать необходимость и значимость каждого этапа подготовительной работы для достижения учащимися наилучших результатов. 2. выявить типичные ошибки в изложениях учащихся при недостаточном внимании учителя к определённым этапам подготовительной работы. 3. выявить функции каждого этапа подготовки к написанию изложения. Объект и предмет исследования Объект исследования – деятельность учителя на каждом этапе урока и результаты работы учащихся. Предмет исследования – этапы работы на уроке написания изложения.
Констатирующий эксперимент Подготовка к эксперименту Для того чтобы проанализировать необходимость и значимость каждого этапа подготовительной работы к написанию изложения, были проведены два урока в одном и том же классе. На одном уроке подготовка к написанию изложения была сведена к минимуму, на другом соответствовала основным методическим требованиям. При подборе текстов для констатации были использованы имеющиеся данные психологии и педагогики относительно понимания школьниками содержания и смысла текста, учитывались возрастные особенности учащихся и общий уровень их развития. Для чистоты эксперимента тексты подбирались примерно одинаковые по объёму и степени сложности. Из всевозможных вариантов были выбраны два - повествовательные рассказы, не заключающие в себе сложных смысловых связей. На уроках учащиеся неоднократно сталкивались с рассказами этого типа. Естественно, с выбранными текстами на уроках русского языка они ранее не сталкивались
Констатирующий эксперимент проходил в общеобразовательной средней школе п. Тулома Мурманской области. В опытах участвовало 19 учащихся из седьмого класса. Собрано и проанализировано 38 работ. Критерии анализа Полученные материалы рассматривались в отношении полноты, правильности и последовательности изложения. Полнота изложений определялась количеством наличествующих в них основных и второстепенных смысловых единиц. О правильности судили по тому, насколько адекватно передавали школьники описанное событие (т.е. с какой мерой точности отбирались слова и речевые конструкции, чтобы раскрыть причинно-следственные связи и отношения, содержащиеся в тексте). Для правильности передачи важен выбор языковых средств, с помощью которых раскрывается тема и основная мысль текста, воспроизводится ситуация. Последовательность изложения характеризовалась сохранением порядка репродуцирования каждой части, отсутствием пропуска информации, излишних повторений и добавлений, нарушающих связь между звеньями рассказа. Результаты анализа работ учащихся по этим характеристикам отражены в таблице (см. Приложение. Таблица «Полнота, правильность и последовательность изложения текста»). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|