Здавалка
Главная | Обратная связь

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



КАК ЦЕННОСТЬ

 

В современном мире категория пространства имеет широкий диапазон значений: экономическое и политическое, правовое и лингвистическое, научное и образовательное, художественное и информационное, сакральное и повседневное, экзистенциальное и эмоциональное. Оно существует как «дробное множество» и как интегральное единство, являясь жизненной средой и внутренним объемом культурных процессов.

Культурное пространство – целостный образ, органично соединяющий отдельные сферы. Оно может выполнять собирательную функцию, способствовать сплочению социальных сил, увеличивая энергетический потенциал. И это характеризует позитивную роль культурного пространства. Но возможны исторические ситуации, когда в культурном пространстве преобладает тенденция изоляционизма, ослабления взаимных интересов и контактов, что приводит к горестным утратам продуктивной возможности диалога с иными странами и регионами.

Культурное пространство органично сочетает непрерывность и дискретность, уникальность и всеобщность, сохранение исторического наследия и динамику перемен. Оно объединяет регионы, городские и сельские поселения России, создавая образ Отечества.

В архитектонике культурного пространства особое значение принадлежит городу. Он увеличивает социальные, интеллектуальные и эмоциональные ресурсы человека, его познавательные, творческие и коммуникативные возможности. Город порождает ускоренный темп развития экономики и техники, науки и образования, политики и искусства.

Культурное пространство Санкт-Петербурга – многомерно, имеет неповторимый облик, особую душу и запоминающееся лицо. Оно может быть представлено как исторически сложившийся спектр текстов, памятников, символов, знаков, которые воплощают кристаллизацию духовности, становятся источником эмоционального восхищения и вдохновения.

Н.П. Анциферов в работе «Пути постижения города как социального организма», рассматривая город как социальный организм, убедительно представил анатомию, физиологию и психологию жизненного пространства, их тесную взаимосвязь и зависимость друг от друга. Природные особенности территории и ландшафта, рельефа местности и состав почвы, связь с водой, флора и фауна создают основу проектирования пространства города.

Физиология городского пространства включает описание следующих направлений: социального, демографического, этнического состава; размещения торговли и промышленности; лечебных учреждений; транспортных средств; административных и военных центров; социальных институтов науки, образования, искусства, спорта и других форм духовной жизни.

Психология города – особое состояние его Души. Она создает целостное представление о городе как индивидуальности, наделенной особым характером, неповторимым обликом и исторической судьбой. Душа города проявляется в менталитете и самосознании его жителей, передается от поколения к поколению, воплощается в знаках и символах.

Текст культуры – конденсатор исторической памяти, соединяющий прошлое с настоящим, создающий особую семантическую ауру благотворного свечения Петербурга в пространстве России и мира. Многим приходилось наблюдать, как светлеют лица людей при одном упоминании нашего города. В сознании возникает общий контур архитектурного стиля, одетые в гранит набережные, державно – спокойное течение Невы, западные ветры и пастельные краски белых ночей, четкие линии проспектов и улиц, широта площадей и пунктир каналов, величие дворцов и цветовая гамма парков.

Культурное пространство Петербурга отличает особый «светомир»: декор фасадов, подсветка архитектурных ансамблей и памятников, мостов и шпилей соборов создают зримый образ петербургского стиля. Топология города как неотъемлемая часть культурного пространства, становится символом исторической целостности, определяя ритмическое расположение магистралей, домов и относительную высоту строений. Д.С. Лихачев отмечал в пространственной структуре Петербурга гармоничное сочетание трех горизонталей: уровня воды в Неве и каналах, гранитных парапетов набережной, высоты Зимнего дворца. Они создают архитектонику четких контуров города, и их нарушение может сломать его целостный образ.

В статье «Заметки к интеллектуальной топографии Петербурга первой четверти ХХ века» Д.С. Лихачев предложил карту сосредоточения «творческой активности» в культурном пространстве города. Он обозначил центры науки и техники, религии и образования, театральной и художественной деятельности, торговли и спорта. Каждый сектор не только выполняет определенную функцию, но и выражает духовный облик города.

Ансамблевый принцип построения культурного пространства обосновал М.С. Каган в монографии «Град Петров в истории русской культуры», выделив последовательную взаимосвязь четырех главных подсистем: улица – площадь – парк (сад, сквер) – река (канал).

Ю.М. Лотман отметил в пространстве Петербурга две особенности: призрачность и театральность. Они создаются уникальным петербургским колоритом, мягкой цветовой гаммой, сочетанием водной магистрали Невы и многочисленных каналов, сезоном белых ночей и необычайных закатов. Театральность воплощена в архитектурных ансамблях исторического центра и в кольце дворцовых предместий. Город воспринимается как огромная сцена, на которой разворачиваются праздничные спектакли и повседневная жизнь. Театральность требует от петербуржцев постоянного внимания к своей внешности, создает атмосферу праздничности, внутреннего протеста против неопрятности, запущенности, вульгарности, пошлости.

Культурное пространство формирует тип горожанина и особый петербургский облик и стиль жизни, предполагающий восприятие классического искусства, деликатность, толерантность, отсутствие национальной и социальной спеси, чувство собственного достоинства и преданную любовь к городу. Эти черты душевного облика петербуржцев связаны с атмосферой личной причастности к истории города, ее драматическим событиям, огромному вкладу в сокровищницу отечественной и мировой культуры. Этот пласт духовного мира особенно важен, ибо определяет поведение человека: любовь к городу или безразличие, стремление сберечь красоту или варварски разрушить, поддержать порядок или превратить в хаос. Человек находится в центре культурного пространства и от его позиции зависит настоящее и будущее города.

Целостность культурного текста в пространстве Петербурга способствует сохранению исторического наследия в памяти поколений, воспитывая в людях гордость и ответственность, надежность, доброжелательность. Насыщенность культурного пространства символами и смыслами определяет историческую длительность духовной жизни памятника как ценности, неоднократное возвращение к интерпретации его смысла, использование в межкультурных коммуникациях и диалоге, раскрытие новых значений в контексте современной культуры. Это придает культурному пространству Петербурга способность к самообновлению, преодолению старения, делает город вечно молодым и привлекательным.

Ю.М. Лотман отмечал, что по количеству текстов, кодов, связей, ассоциаций, по объему культурной памяти, Петербург по праву может считаться уникальным городом, в котором семиотические модели воплощены в архитектурной и географической реальности.

Пространственное конструирование мира Ю.М. Лотман назвал «семиосферой», объединяющей топологию, морфологию, инфраструктуру и динамику культуры. Это понятие является фундаментальным для описания культурного пространства Петербурга. Динамизм семиотических компонентов культуры отражает изменения в социальной и духовной жизни общества. Смена ценностных ориентаций сопровождается напряженным отношением к символам культуры: памятникам исторических деятелей и событий, названиям улиц, ритуалам и праздникам, флагу и гимну. Все это вызывает противоборство мнений, острые дискуссии и споры.

Новая знаковая система выражает причастность к процессу модернизации общества. Динамизм социальной жизни приводит к изменению структуры и иерархии ценностей, появлению новых символических центров в городском пространстве, исключению и стиранию текстов уходящей эпохи.

Семиосфера Петербурга отличается не только насыщенностью, но и многообразием и неоднородностью. В ней достаточно органично сочетаются исторические памятники разных эпох и стилей. Соборы, храмы, мечети подчеркивают различие конфессий, способствуют развитию толерантности в ментальности горожан. Множество национальных и этнических сообществ и субкультур свидетельствуют об открытости и демократизме горожан.

В семиотическом пространстве Петербурга «кипит» разнообразие культур мира, соединяя в одно целое «осколки» аристократической культуры прошлого, этнические особенности народов, идеологические ценности советского времени. Культурное пространство буквально «пестрит» красками и множеством пересекающихся линий, создавая ситуацию диалога между разными сферами и слоями.

Городская мифология – своеобразное зеркало ментальности и самосознания жителей. Мифы, легенды, предания, анекдоты, рисунки составляют историческую летопись города. Эти тексты передаются от поколения к поколению, пополняются новыми подробностями, приобретают реальные черты или становятся вымыслом. Душа города живет в культурном пространстве и самосознании петербуржцев. В ней преобладают эмоциональные настроения, интуитивные предпочтения, мифологические образы, семиотические знаки и значения. Настенные барельефы, мемориальные доски, скульптурные памятники и изваяния, орнаменты и витражи, рекламы и лозунги – все это образует своеобразное «метанаселение» в пространстве города. Оно выражает дух эпохи, несет в себе его черты. Так создается декоративный образ города. Он может быть привлекательным или отталкивающим, назидательным или демонстративным, запоминающимся или нейтральным.

Петербург расположен на « краю пространства», вдоль русла Невы, в непосредственной близости к акватории Балтийского моря. Он постоянно испытывает сопротивление природы: приливы и отливы, наводнения и штормовые ветры. Это порождает мифы, легенды, предсказания, передаваемые от поколения к поколению. Эсхатологические мотивы в городском фольклоре, ожидание катастрофы, предчувствие гибели многократно повторялись в истории, создавая особый тип ментальности.

Г.П. Федотов отмечал, что западный ветер с Невы приносит не только наводнения, но и «дух дальних странствий», открытость миру и интерес к иным культурам. А.Н. Бенуа обратил внимание на особое звучание города, его глубокую и чудесную музыкальность, идущую от воды. Н.А. Бердяеву казалась привлекательной «эстетическая туманность», призрачная неуловимость городских очертаний. Ф.М. Достоевский придает петербургскому туману мистическое значение предвестника исчезновения города, который рассеется как дым и «останется прежнее финское болото». В многочисленных описаниях поэтической романтики Белых ночей передается мистическая сверхъестественность и необычайность Петербурга, его инфернальность. Возможно и сам Петр Великий, основавший город в мае 1703 года, в разгар белых ночей, испытал их очарование.

В семантике Петербурга особая роль принадлежит камню как артефакту культуры. Постамент «Медного всадника» и других памятников, парапеты гранитных набережных, кладка булыжных мостовых, строительство каменных домов, подчеркивают овладение болотной почвой, на которой возник город. Камень не только противостоит стихии воды, но и сохраняет тепло солнечных лучей, передает касание рук далеких предков. Об этом поэтично сказал В.В. Набоков: «И след локтя оставил на граните Пушкин». Противостояние воды и камня, бренности и вечности, оптимизма и пессимизма стало предметом творческих размышлений отечественных и зарубежных писателей, поэтов, художников. Искусственность Петербурга, созданного по единому замыслу Петра Великого, постоянно возвращает память к истокам, делает диалог с историей особенно драматичным и напряженным. Душа города обладает мощным энергетическим зарядом, она становится магнитом, притягивающим паломников, туристов, мигрантов. Энергию города поддерживает историческая среда, приобщение к событиям и биографиям петербуржцев, выдающихся деятелей культуры.

Культурное пространство неверно было бы отождествлять с музейным комплексом и «лавкой древностей». В реальности – это Дом, в котором проходит повседневная жизнь людей. В нем они живут, учат детей и работают, ходят за покупками и общаются с друзьями, посещают храмы и театры, стадионы и музеи. Люди хотят, чтобы Дом был надежным и безопасным, прочным и открытым, добрым и теплым, комфортным и чистым, красивым и интересным.

Культурное пространство как Дом имеет множество функций, защищает от невзгод, оказывает помощь и поддержку, создает атмосферу соучастия и сочувствия человеку. Недаром так хорошо отзываются о приветливости и отзывчивости петербуржцев, которые стали знаковой приметой городской культуры. Культурное пространство – включает в себя чувство родственной близости, принадлежности к «семейному гнезду». Культурное пространство Петербурга – национальное достояние и духовная ценность. Оно обладает колоссальной энергетической аурой сплочения людей, раскрытия духовных ресурсов каждого человека.

В ХХI веке Петербург приобретает особое значение как город европейской культуры, университетов и научных достижений, исторических памятников и высоких технологий, уникальных художественных коллекций, неповторимого облика.


 

 

А.С. ЩЕГЛОВ

(Санкт-Петербург)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.